Тема: Использование твердых тел.
Тип урока: урок-конференция.
Цель: Создавать условия для совершенствования знаний учащихся:
- для продолжения формирования у них умений проводить исследования, обрабатывать результаты и делать выводы;
- для осознания роли твердых тел и их применение в природе, быту и технике.
Планируемые результаты обучения:
Учащиеся:
- расширили свои знания о механических свойствах твердых тел;
- осознали практическую значимость изученной темы;
- повысили информационную, социальную, предпрофильную компетентность;
- могут применить знания, полученные на уроке для сохранения собственного здоровья;
- развивают культуру здоровья.
Педагогические технологии, используемые на уроке:
Проектно-исследовательская с элементами критического мышления, специальная здоровьесберегающая.
План урока:
Этап урока |
Время, минута |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
1) Организационный | 2 | Формируют проблему, с которой они столкнулись при изучении темы «Свойства твердых тел». | Организация внимания всех учащихся |
2) Подготовка учащихся к активному усвоению учебного материала | 2 | Записывают тему урока. Формулируют цель урока. | Помогает учащимся в формулировке цели урока. |
3) Активное, осознанное усвоение
учебного материала. Сообщения учащихся по
темам: |
1
5 5 |
Работа с планом конференции. Слушают,
делают краткие записи. Смотрят презентации,
видеоролики. |
Поясняет выбор заявленных тем
сообщений. Организует групповую деятельность учащихся. Координирует работу учащихся. Оказывает помощь учащимся. |
*Физкультурная пауза (после мышц) | 1 | Выполняются физические упражнения. | Организует физкультурную паузу. |
4) Проверка понимания учебного материала. | 3 | Работа в группах. | Задает вопросы, комментирует работу учащихся. |
5) Подведение итогов конференции. | 4 | Формулирует результаты обучения на уроке. | Оценивает работу учащихся на уроке. |
Предложения домашнего задания. Задачи, созданные учениками в диалоге с учителем (субъект - субъектные отношения) во время подготовки к конференции. | 2 | Запись в дневнике. | Комментирование Д/З. |
Окончание урока | Фиточай |
Здоровьесберегающие аспекты на разных уроках
Этап урока |
Здоровьесберегающие аспекты |
1) Организационный | Способствует снятию эмоционального напряжения в начале урока. |
2) Подготовка учащихся к активному усвоению учебного материала | Включение учащихся в активную творческую деятельность на уроке, субъект – субъектные отношения |
3) Активное, осознанное усвоение
учебного материала. Сообщения учащихся по
темам: алмазы и их применение. Использование
твердых тел в строительстве. *Физкультурная пауза (после мышц) |
Личностно-ориентированный подход. Возможность самореализации личности учащегося. Смена деятельности учащихся, разнообразие деятельности.
Формирование благоприятного психологического климата на уроке, Снятие Статической усталости. |
4) Проверка понимания учебного материала. | Осмысление результатов деятельности |
5) Подведение итогов конференции | Создание ситуации успеха |
Предложения домашнего задания. Задачи, созданные учениками в диалоге с учителем (субъект – субъектные отношения) во время подготовки к конференции | Стимулирование мотивации обучения. |
Окончание урока | Эмоциональный комфорт |
ХОД УРОКА
Учитель: Всем добрый день! Ребята, с какой проблемой мы столкнулись во время изучения темы «Твердые тела» при использовании учебника физики?
Учащиеся: В материалах учебника нет конкретной информации о применении твердых тел с учетом их свойств. Совершенно отсутствует информация о свойствах биологических материалов, являющихся твердыми телами.
Учитель: Верно, и как вы помните, нами были высказаны идеи по решению этой проблемы. Одно из предложений заключалось в том, чтобы провести конференцию по теме «Использование твердых тел». Попробуйте сформировать цель нашего урока, что вы ожидаете лично от этого урока?
Учащиеся формулируют цель урока: Расширить свои знания о применении твердых тел, о биологических материалах являющихся твердыми телами. Приобрести знания, которые можно применить для сохранения и улучшения собственного здоровья.
Учитель: Спасибо, хорошо! Тогда мы мысленно переносимся в конференц-зал (звучит фонограмма). Я рада приветствовать участников и гостей конференции! План конференции перед вами. Нам предстоит не только прослушать и проанализировать сообщения, но и оценить их по следующим критериям: содержательность, доступность, актуальность, грамотность изложения.
По каждому выступлению подготовлен раздаточный материал.
На столах у учащихся перед уроком разложен раздаточный материал, листы пронумерованы, что облегчает работу учащихся.
Лист 1:
- Эталонные материалы и соответствующие им значения твердости в единицах шкалы Мооса.
- Физико-механические свойства алмазов.
Лист 2:
- Основные строительные материалы.
- Механические свойства строительных материалов.
- Классификация бетона по назначению.
Лист 3:
- Коэффициент запаса прочности.
- Значение прочности на разрыв.
- Предел прочности при сжатии.
Лист 4:
- Упругие характеристики биологических материалов.
- Атласы: мышцы, кости, зубы.
Лист 5: Оптимальные суточные дозы потребления кальция для профилактики остеопороза.
Лист 6: Содержание кальция в продуктах питания.
Далее учитель предоставляет слово учащимся,
подготовившим сообщения и презентации согласно
плану конференции.
После каждого выступления учащиеся задают
вопросы, обмениваются мнениями. Учитель
координирует работу.
После сообщения по теме «Мышцы», учитель
проводит физкультурную паузу, которая включает
упражнения на растяжение мышц, снятие усталости
и статического напряжения.
Учитель: Прослушаны все сообщения. Предлагают в рабочих группах выработать ваши рекомендации, которые способствовали сохранению и улучшению вашего здоровья с учетом механических свойств таких твердых тел, как зубы, кости, мышцы.
Учащиеся работают в группах. Рекомендации, выработанные в группах, прикрепляются к магнитной доске и оглашаются представителем каждой группы.
Учитель: Подведем итоги конференции. Чем была полезна конференция каждому из вас?
Учащиеся формулируют результаты обучения на
уроке.
Учитель оценивает работу учащихся на уроке,
комментирует домашнее задание «Задачи от
строителей, врачей и ювелиров». Оно представляет
собой задачи, составленные группой учащихся.
Всем учащимся предлагается фиточай,
приготовленный школьным врачом.