Цель: формирование экологической сознательности учащихся.
Задачи:
- Изучить уровень знаний у учащихся об экологии, природе.
- Заинтересовать ребят в самостоятельном и грамотном изучении природы.
Оборудование:
- выставка-подборка детских журналов «А почему?», «Отчего и почему»;
- театральные костюмы: природа, огонь, вода», воздух, земля;
- магнитофон;
- СД-диски со звуками природы.
Форма урока: театрализованное мероприятие с элементами игры.
Музыкальное сопровождение: «Пение птиц в лесу» на сцену выходит Природа.
Природа: Здравствуйте, сегодня мы собрались, чтобы поговорить о том, что нас окружает и для чего это нужно. Я – природа и всё, что вы видите вокруг себя это всё часть меня. Это и деревья за окном, солнце в небе, реки и моря, маленькие камни и большие горы, разные растения и множество животных, всего и не перечислишь
На сцену выходит Человек.
Человек: Здравствуйте, я человек, житель этой планеты. Я такой же, как и все вы. Я тоже часть природы. Вокруг меня так много всего, но что здесь самое главное, я не знаю? Кто мне поможет?
Раздаются голоса «Мы». Выходят 4 стихии.
Земля: Я Земля – я здесь самая главная. Человек живёт на земле, я его кормлю, человек без меня не может, значит, я здесь самая главная!
Вода: Нет, я самая главная! Я утоляю жажду человек, он без воды прожить не сможет. Я главная!
Воздух: Что вы говорите? Вода, Земля. Воздух вот что самое главное, человек без чистого, свежего, холодненького воздуха жить не сможет.
Огонь: Холодненького? Замёрзнет человек от твоего холодного воздуха! Огонь вот что согревает человека, согревает его дом, он приготовит пищу, и будет хорошо жить. Огонь главный!
Стихии спорят между собой кто главный.
Человек: Подождите! Природа они так спорят друг с другом, что я ничего не могу понять.
Природа: Хорошо, чтобы узнать, кто из них самый главный, пусть каждый из них расскажет о себе, а мы с ребятами решим кто прав. Ну, кто начнёт?
Огонь: Я! Огонь был, когда и людей ещё не было! Ударит молния, загорятся деревья, разбегутся во все стороны звери, все меня боятся! Первобытные люди жили в холодных пещерах. Но вот нашёлся смелый человек, выхватил из пламени лесного пожара горящую ветку, принёс в пещеру, так появился первый костёр.
Природа: Верно, огонь. От пламени костра зажёг человек свой первый факел, и он осветил ему его пещеру, согрел его, человек научился готовить для себя пищу.
Земля: Вот именно, пищу, а где он её взял? Я, земля, даю человеку все, что ему нужно. Человек с давних времён научился обрабатывать землю, сажать нужные ему растения. Моей травой питаются лесные звери. Деревья, глина, камни, нужны людям для постройки домов, лодок и всё это даю я – Земля.
Вода: Лодки! По земле, что ли ездить? Для лодок нужна вода, и для твоей рыбы тоже Она без меня жить не может! Да если не я, человек бы от жажды умер. А растения чем поливать? А как здорово плавать, купаться! Плыть куда приятнее, чем ходить. И на планете воды больше, чем суши, я точно знаю. Три части воды и одна суши. Вот!
Человек: Многие люди на кораблях под парусами открывали новые материки, неизвестные земли.
Воздух: Вот-вот под парусами, а кто паруса раздувает? Ветер, буря, ураган – всё моё семейство. Да без ветра человек, так и сидел бы на одном месте. А взять воздушные шары, на которых человек совершил первые свои полёты? Сколько придумал он летательных аппаратов, чтобы изучать воздушное пространство.
Звучит запись «Шум грозы». Стихии спорят между собой.
Природа: Выходит вы все главные и важные. И зачем вы спорите? Вы все помогаете человеку жить на планете и во многих природных явлениях вы хорошо уживаетесь вместе. Давайте посмотрим, как начинается гроза.
Земля: И верно, чего мы начали спорить? Ведь мы всегда были вместе. И одно из таких природных явлений, как гроза тому пример. На небе ветер – стихия воздуха, гоняет тучи. Человек слышит раскаты грома и видит молнию – стихия огня. Из туч на землю падают первые капли, а затем начинается дождь – стихия воды. Потоки воды устремляются к земле и, наполняя меня жизненной силой, которую я передаю растениям и животным. После грозы на небе появляется РАДУГА, это самое красивое, что мы можем сделать вместе.
Стихии берутся за руки.
Человек: Я понял вклад каждого из нас в общее дело вот, что самое важное и главное на планете. Мы должны помогать друг другу, а не спорить.
Природа: И так мы с вами выяснили, что зря стихии спорили, все они важные. И сегодня для ребят я надеюсь, они принесли интересные игры.
Каждая стихия проводит игру с учениками.
Огонь: Я хочу, чтобы ребята назвали и нарисовали, чем человек освещал своё жилище с древних времён?
Ученики отвечают на вопрос: Солнце, костёр, факел, лучина, печь, камин, спички, свечи – восковые, парафиновые, стеариновые, керосиновые лампы, газовые фонари и электрические лампы. (Рисунки ученики рисуют в конце урока и украшают ими свой класс.)
Земля: Я принесла вам свои дары, и хочу, чтобы ребята отгадали, что лежит в этих мешочках?
Ученики с закрытыми глазами, на ощупь угадывают семена злаков: рис, гречка, горох, фасоль. Орехи: арахис, лещина, грецкий, фисташки. Семечки: подсолнечника, тыквенные, арбузные.
Вода: Ребята должны назвать, в каких трёх состояниях вода встречается на планете, и как человек их использует?
Ответы детей:
- Лед – для хранения продуктов, в медицине, ледяные скульптуры и т. д.
- Вода – для приготовления пищи, личная гигиена и т.д.
- Пар – в паровых двигателях и т. д.
А ещё я раздадим ребятам кубики льда, и посмотрим, у кого из ребят лёд быстрее растает?
Воздух: А я попрошу ребят сделать бумажные самолётики и запустить их в воздух. Победит тот, у кого самолётик пролетит дальше всех.
Природа: Человек с давних времён записывал свои знания. И вот на этой книжной полке вы видите книги, в которых рассказывается о природе, о цветах и деревьях. Есть много книг о жизни животных, о том, как человек научился применять полученные знания себе и природе во благо.
Человек: Но любознательный человек может найти информацию даже на фантиках от конфет.
Стихии раздают ученикам и гостям конфеты, где на фантиках написана интересная информация о флоре и фауне. Ученики и гости зачитывают интересные факты, что написано на обёртках конфет.
Земля:
Я земля, я мягка и тверда
Ты живёшь на мне человек.
Я нужна тебе всегда,
Береги меня вовек.
Огонь:
А я горячий, я огонь.
Ты мой друг меня не тронь
Если помощь моя нужна,
Позови, я приду всегда.
Вода:
Я весёлая вода,
Человек ты пьёшь меня.
Я всегда свежа, искриста,
Так следи, чтоб было чисто.
Воздух:
Я свежий воздух – ветерок.
Ты поиграй со мной дружок
Я – зной, и я – прохлада,
Дружить со мною надо.
Природа: Я очень рада друзья, что мы все вместе. И сегодняшний урок ребята запомнят, и будут относиться к нам очень бережно. А мы всегда будем рядом, чтобы помочь им.
Монолог природы.
Я – природа. Я – великий мастер.
Вечный мастер жизни. Я могу,
Человек, тебя за соучастье надарить –
В моей всё это власти! –
Гриб в лесу; ромашкой на лугу;
Небо в час восхода и захода, иву над рекой…
И, наконец, солнцем прокалённым, рыжеватый
Хлебный колос! Как всему венец…
Только ты мой дар, моё ученье
Не прими за дань: я не раба.
Не забудь: ты сам – моё творенье!
И у нас с тобой одна судьба!
Да, ты вырос. Ты простился с детством.
Шире – что ни год – твои шаги…
Но не занимайся самоедством!
И былинку даже, что в наследство
Я тебе вручила, береги!
Даже волка – вдруг да он последний…
Уничтожить (зверь не карандаш)
С помощью сложнейших вычислений
И машин новейших – не создашь.
Мы с тобой дорогою одною
Катимся – ни часу врозь, ни дня …
И не можешь быть ты надо мною,
Как не можешь быть и вне меня.
С. Викулов.
Человек:
Просьба.
Раненая птица в руки не давалась.
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится –
На траве кровавой вздрагивала птица.
Птицы, рыбы, звери.
В души людям смотрят.
Вы их жалейте люди!
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц – не небо!
А море без рыб – не море!
А земля без зверей - не земля!
Люди – исполине, люди – великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.
И должно быть сердце. Сердце человечье!
Люди – человеки, страны и народы.
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться.
Пусть расправит крылья раненная птица.
Р. Рождественский.