Цели:
- Работать над разными видами и выразительностью чтения.
- Расширять кругозор детей, обогащать словарный запас, приобщать их к искусству.
- Формировать творческое воображение через умение представлять картины, по музыкальному произведению.
- Воспитывать любовь к литературе, через межпредметные связи.
Оборудование:
- компьютер;
- диск с презентацией;
- книга для чтения «Родная речь» (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова);
- картинки с изображением еловых шишек;
- сообщения детей.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Вы, ребята, все готовы?
Так давайте начинать,
Дружно будем отвечать.
II. Разомнем язычки:
а) сначала читаем губами (скороговорка (Слайд 1) «На ёлке шишки, на столе книжки»);
б) шепотом;
в) в парах;
г) хором;
д) произнесем только согласные звуки (цепочкой, хором).
III. Вступительное слово учителя.
- Сегодня на уроке мы завершаем работу с текстом. Будем расширять свой кругозор, узнаем о жизни замечательных людей. (Слайд 2)
- Какой рассказ мы читали?
- Кто написал этот рассказ? (Слайд 3)
- Правильно, К. Г. Паустовский.
- Домашнее задание вы выполняли по группам.
- 1-ая группа какое задание готовили вы?
- Кто будет представлять вашу группу?
(Рассказ детей.)
- А о каком замечательном человеке К.Г. Паустовский написал в своем рассказе?
(Слайд 4)
- Я предоставляю слово ребятам 2-ой группы.
(Рассказ детей.)
- Писатель Константин Паустовский и композитор Эдвард Григ два великих мастера: один словами, другой музыкой пробуждают в нас добрые чувства.
- А теперь обратимся к произведению и вспомним, как мы озаглавили части нашего рассказа. (Слайд 5)
- Встреча.
- В доме композитора.
- Дагни в гостях.
- В театре и на концерте.
(Слайд 6)
- Посмотрите на красоту горного осеннего пейзажа, которую описывает Паустовский в своем рассказе. Вспомните этот отрывок и перескажите его близко к тексту, опираясь на данные слова. (Слайд 6)
(2 человека.)
- Какой прием использует автор? Что он сравнивает?
- Посмотрите, какой момент рассказа изображен? (Слайд 7)
- Сейчас Настя и Саша напомнят нам эпизод встречи композитора и девочки.
- Внимательно послушайте их разговор и подумайте:
- Какой подарок решил сделать композитор девочке?
(Инсценировка.)
- Что же решил подарить композитор девочке?
- Почему он решил сделать Дагни подарок?
Физкультурная пауза.
А теперь ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели вновь за дело.
- Переходим ко второй части.
- Прочитайте 2 часть про себя.
- Как мы её озаглавили?
- С чем сравнивали друзья дом композитора?
- А почему?
(Слайд 8)
- Скажите, ребята, дом был бедным, пустым. А счастлив ли был там Григ?
- Найдите в тексте, как он рассуждает.
- Так почему он считал себя счастливым человеком?
-Сколько же времени писал музыкальное произведение для Дагни композитор?
- Что произошло за это время?
- Посмотрите на экран. (Слайд 9)
- Вот так, наверное, Эдвард Григ сидел зимним вечером у себя дома. За окном падал снег, дома топилась печь, а он сочинял музыку для Дагни. Но Григ был не один. Кто же наблюдал за ним? Кто были его первые слушатели?
(Выборочное чтение - цепочкой.)
- Прошло время и Дагни покидает дом.
- А по какой причине она это делает? Расскажите.
Физкультурная пауза. (Слайд 10)
- Переходим к заключительной части.
- Как мы ее озаглавили?
- Давайте вместе с Дагни отправимся на концерт и послушаем отрывок из музыкального произведения Эдварда Грига «Встреча в горах».
- Положите голову на парту, закройте глазки и попробуйте представить картины, которые изобразил композитор. (Слайд 11)
(Прослушивание музыки. Музыкальный файл.)
- Какую картину нарисовало ваше воображение?
- А какие картины предстали перед глазами Дагни?
(Выборочное чтение по абзацам.)
- О чем думала Дагни, выходя из парка?
- Зачитайте.
- Прошло много лет с тех пор, как не стало замечательного писателя Константина Паустовского и талантливого композитора Эдварда Грига, а мы продолжаем читать рассказы, слушать музыку, ведь произведения, созданные этими людьми бессмертны.
IV. Итог урока.
- Так чему же учит это произведение?
- Ребята, что вам понравилось на уроке?
- А что не понравилось?
- У кого после этого урока появилось желание прочитать новые рассказы К.Г.Паустовского и послушать музыку Э.Грига?
- Мне хотелось бы, чтобы вы стали хорошими людьми. И слова М. Пришвина и В. Сухомлинского были вашим девизом по жизни.
(Слайд 12)
- Оценки.
V. Домашнее задание.
На партах лежат еловые шишки с домашним заданием (одни составляют план и готовят пересказ 2 части; другие составляют план и готовят пересказ 4 части; третьи готовят план и пересказ 2, 3, 4 части, слабые дети читают рассказ).
- Молодцы, ребята! (Слайд 13).Спасибо за урок. Дагни Педерсен в своей корзиночке принесла вам подарки!