Открытый урок на тему «Закрепление и обобщение по теме "Имя числительное"»

Разделы: Русский язык


Цели урока:

Обучающая:

  • повторить изученное об имени числительном, его правописание и склонение в письменной и устной речи;
  • провести диагностику сформированности умения написания числительных.

Развивающая:

  • развитие литературно-творческих способностей учащихся.

Воспитывающая:

  • воспитание культуры устной и письменной речи.

Наглядный материал: плакаты с изображением животных

Раздаточный материал: мини-тесты «Найди имя числительное!»

Оборудование: доска, мел.

Предварительная работа: учащиеся дома готовят сообщения на тему «Старинные меры длины».

Тип урока: закрепление изученного материала по теме «Имя числительное».

Этапы урока

Содержание.

Примерное время
1. Организационный момент. Мы закончили изучение темы «Имя числительное» и убедились, что это одна из интереснейших тем в русском языке. Сегодня на уроке нам нужно подготовиться к контрольной работе, результаты которой покажут, насколько хорошо вы усвоили эту тему. Мы повторим склонение имени числительного, разряды, поговорим об употреблении числительных в устной и письменной речи. Итак, открываем тетради, записываем сегодняшнее число, вид работы и тему «Закрепление и обобщение по теме «Имя числительное». 1-2 мин.
2. Вступительное слово учителя. Все мы с вами употребляем имена числительные как в устной речи, так и в письменной. На вопросы – сколько тебе лет, в каком классе ты учишься – мы ответим, употребив имена числительные. На уроках русского языка начинаем работу в классе, записав число, а это – имя числительное. Многие писатели и поэты в своих произведениях тоже используют числительные. 1 мин.
3. Работа с литературными текстами. Послушайте, пожалуйста, фрагменты хорошо известных вам литературных произведений, выпишите имена числительные, используемые в этих отрывках, вспомните авторов. (Выразительное чтение учителем.)

Отрывок из сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна»:

…И на пир веселый тот
Царь одиннадцать зовет
Чародеек молодых;
Было ж всех двенадцать их…

Из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»:

…Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской…

Кто авторы этих строк?

  • Что общего у числительных, которые вы выписали? (Обозначают количество предметов, простые, количественные, изменяются по падежам, отвечают на вопрос – сколько?)
  • Назовите разряды количественных числительных? (Целые, дробные, собирательные.) Приведите примеры.
  • Какова синтаксическая роль этих числительных? (Одиннадцать, двенадцать – обстоятельство; тридцать – подлежащее.)
4 мин.
4. Фронтальный опрос.
  • Какая еще группа числительных нам известна? (Порядковые.)
  • Что обозначают порядковые числительные? (Порядок при счете.)
  • Как они изменяются? (По родам, числам и падежам.)
  • Чем являются в предложении? (Определением.) Приведите примеры.
2 мин.
5. Работа по таблице. Повторим правописание порядковых и количественных числительных, а также вспомним, какие из них являются простыми, составными, сложными.

Простые Сложные Составные

Распределить имена числительные по графам таблицы: пять, одиннадцатый, сто, семьдесят первый, шестьдесят, девятнадцать, десятый, триста тысяч девятьсот восемьдесят восемь, три.

4 мин.
6. Составление словосочетаний. Ребята, значение числа, кроме имен числительных, могут иметь и другие части речи. Числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи только словами. Определите, к каким частям речи относятся слова, написанные на доске, составьте с ними словосочетания.

Тройка (за ответ), три (товарища), трехместный (номер), утроить (усилия), сотый (по списку), сто (деревьев), столетний (дуб), (новенький) пятак, (стал) пятиклассником, пять (секунд), пятый (день), пятиэтажный (дом).

6 мин.
7. Выборочный тест. Проверим, насколько хорошо вы можете отличать имена числительные от других частей речи. Отметьте, есть ли в предложениях числительные.
  1. Не успели волны закрыть мальчика, как уже двадцать молодцов матросов спрыгнули с корабля в море. (Да.)
  2. Мимо бревно суковатое плыло;
    Сидя, и стоя, и лежа пластом,
    Зайцев с десяток скопилось на нем. (Нет.)
  3. Пришел он к разведчикам и в этот день, и на другой, и потом каждый день. (Нет.)
  4. Вокруг меня толпилось трое детей. (Да.)
  5. Все пятерки в дневнике у Светловой Нади. (Нет.)
  6. Лес, Ваня, семьсот семьдесят семь лесных мастеров знает. (Да.)
  7. Наш дом восьмиэтажный. (Нет.)
4 мин.
8. Физкультурная минутка.
1-2 – выше голова,
3-4 – руки шире,
5-6 – быстро присесть,
7-8 – что-то спросим,
9-10 – сели вместе.
1 мин.
9. Лексическая разминка. А теперь проведем лексическую разминку. Запишите различные части речи, содержащие числительное один (един), используя мои подсказки, выделяя корень слова.
  • Слово, которым обычно начинаются самые интересные места в рассказе (однажды).
  • Издающий один и тот же звук (однозвучный).
  • Соединить вновь (воссоединить).
  • Ученик того же класса, в котором кто-то учится (одноклассник).
  • Точно такой же (одинаковый).
  • Место, где что-то соединено (соединение).
  • Состоящий из одного, не двойной (одинарный).
  • Человек одних лет с кем-либо, ровесник (однолеток).
  • Один раз (единожды).
  • Одно целое (единство).
  • Цифра «1» (единица).
  • Сослуживцы одного полка (однополчане).
  • Люди с одинаковой фамилией (однофамильцы).
  • 7 мин.
    10. Сообщения учащихся на тему «Старинные меры длины». Имена числительные также могут обозначать меры длины и веса. Современная мера значительно отличается от старинной. Какая же была старинная мера длины мы узнаем из сообщений, которые вы подготовили к сегодняшнему уроку.

    1) В старину в России и в других странах применялись различные меры длины. Чаще они были связаны с размерами частей тела человека. Например: сажень, локоть, пядь. В Англии и США до сих пор используется «ступня» - фут (31 см.), «большой палец» - дюйм (2,5 см.), ярд (91 см) – единица длины, появившаяся почти 900 лет назад.

    2) Для измерения больших расстояний использовали единицу поприще, замененную позже верстой (от 500-750 саженей). Пядь – древнерусская мера длины, равная 4 вершкам (17-18 см) – расстоянию между концами растянутых пальцев (большого и указательного).

    3 мин.
    11. Творческий диктант. - Ребята, обратите внимание на красочные картинки, которые находятся на доске. На них изображены различные животные, рядом мы видим какие-то цифры.
  • Что обозначают эти цифры? (Продолжительность жизни животного.)
  • Вы должны проявить свои творческие способности и составить предложения типа «Бурый медведь, обитающий в тайге, может прожить до шестидесяти лет». Составьте схему одного предложения (по выбору).

    Далее проверка написанных предложений.

    7 мин.
    12. Подведение итогов урока. Сегодня на уроке мы с вами провели большую работу. Несмотря на то, что тема уже изучена, я думаю, что вы открыли имя числительное с новой стороны.
    • Что нового на уроке вы сегодня узнали об имени числительном?
    • Где в нашей жизни мы встречаемся с именами числительными?
    • Какой вид работы сегодня понравился больше всех и почему?

    Записываем домашнее задание: повторить параграфы 35-39, подготовиться к контрольной работе.

    2-3 мин.

    Раздаточный материал.

    Проверим, насколько хорошо вы можете отличать имена числительные от других частей речи. Отметьте, есть ли в предложениях числительные.

    1. Не успели волны закрыть мальчика, как уже двадцать молодцов матросов спрыгнули с корабля в море.
    2. Мимо бревно суковатое плыло;
      Сидя, и стоя, и лежа пластом,
      Зайцев с десяток скопилось на нем.
    3. Пришел он к разведчикам и в этот день, и на другой, и потом каждый день.
    4. Вокруг меня толпилось трое детей.
    5. Все пятерки в дневнике у Светловой Нади.
    6. Лес, Ваня, семьсот семьдесят семь лесных мастеров знает.
    7. Наш дом восьмиэтажный.