Цели урока:
Обучающая:
- повторить изученное об имени числительном, его правописание и склонение в письменной и устной речи;
- провести диагностику сформированности умения написания числительных.
Развивающая:
- развитие литературно-творческих способностей учащихся.
Воспитывающая:
- воспитание культуры устной и письменной речи.
Наглядный материал: плакаты с изображением животных
Раздаточный материал: мини-тесты «Найди имя числительное!»
Оборудование: доска, мел.
Предварительная работа: учащиеся дома готовят сообщения на тему «Старинные меры длины».
Тип урока: закрепление изученного материала по теме «Имя числительное».
Этапы урока |
Содержание. |
Примерное время |
1. Организационный момент. | Мы закончили изучение темы «Имя числительное» и убедились, что это одна из интереснейших тем в русском языке. Сегодня на уроке нам нужно подготовиться к контрольной работе, результаты которой покажут, насколько хорошо вы усвоили эту тему. Мы повторим склонение имени числительного, разряды, поговорим об употреблении числительных в устной и письменной речи. Итак, открываем тетради, записываем сегодняшнее число, вид работы и тему «Закрепление и обобщение по теме «Имя числительное». | 1-2 мин. |
2. Вступительное слово учителя. | Все мы с вами употребляем имена числительные как в устной речи, так и в письменной. На вопросы – сколько тебе лет, в каком классе ты учишься – мы ответим, употребив имена числительные. На уроках русского языка начинаем работу в классе, записав число, а это – имя числительное. Многие писатели и поэты в своих произведениях тоже используют числительные. | 1 мин. |
3. Работа с литературными текстами. | Послушайте, пожалуйста, фрагменты хорошо
известных вам литературных произведений, выпишите имена числительные,
используемые в этих отрывках, вспомните авторов. (Выразительное чтение
учителем.) Отрывок из сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна»:
Из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»:
Кто авторы этих строк?
|
4 мин. |
4. Фронтальный опрос. |
|
2 мин. |
5. Работа по таблице. | Повторим правописание порядковых и
количественных числительных, а также вспомним, какие из них являются
простыми, составными, сложными. Простые Сложные Составные Распределить имена числительные по графам таблицы: пять, одиннадцатый, сто, семьдесят первый, шестьдесят, девятнадцать, десятый, триста тысяч девятьсот восемьдесят восемь, три. |
4 мин. |
6. Составление словосочетаний. | Ребята, значение числа, кроме имен
числительных, могут иметь и другие части речи. Числительные можно
записать словами и цифрами, а другие части речи только словами.
Определите, к каким частям речи относятся слова, написанные на доске,
составьте с ними словосочетания. Тройка (за ответ), три (товарища), трехместный (номер), утроить (усилия), сотый (по списку), сто (деревьев), столетний (дуб), (новенький) пятак, (стал) пятиклассником, пять (секунд), пятый (день), пятиэтажный (дом). |
6 мин. |
7. Выборочный тест. | Проверим, насколько хорошо вы можете
отличать имена числительные от других частей речи. Отметьте, есть ли в
предложениях числительные.
|
4 мин. |
8. Физкультурная минутка. |
1-2 – выше голова, |
1 мин. |
9. Лексическая разминка. | А теперь проведем лексическую разминку.
Запишите различные части речи, содержащие числительное один (един),
используя мои подсказки, выделяя корень слова. |
7 мин. |
10. Сообщения учащихся на тему «Старинные меры длины». | Имена числительные также могут обозначать
меры длины и веса. Современная мера значительно отличается от старинной.
Какая же была старинная мера длины мы узнаем из сообщений, которые вы
подготовили к сегодняшнему уроку. 1) В старину в России и в других странах применялись различные меры длины. Чаще они были связаны с размерами частей тела человека. Например: сажень, локоть, пядь. В Англии и США до сих пор используется «ступня» - фут (31 см.), «большой палец» - дюйм (2,5 см.), ярд (91 см) – единица длины, появившаяся почти 900 лет назад. 2) Для измерения больших расстояний использовали единицу поприще, замененную позже верстой (от 500-750 саженей). Пядь – древнерусская мера длины, равная 4 вершкам (17-18 см) – расстоянию между концами растянутых пальцев (большого и указательного). |
3 мин. |
11. Творческий диктант. | - Ребята, обратите внимание на красочные
картинки, которые находятся на доске. На них изображены различные
животные, рядом мы видим какие-то цифры. Вы должны проявить свои творческие способности и составить предложения типа «Бурый медведь, обитающий в тайге, может прожить до шестидесяти лет». Составьте схему одного предложения (по выбору). Далее проверка написанных предложений. |
7 мин. |
12. Подведение итогов урока. | Сегодня на уроке мы с вами провели большую
работу. Несмотря на то, что тема уже изучена, я думаю, что вы открыли
имя числительное с новой стороны.
Записываем домашнее задание: повторить параграфы 35-39, подготовиться к контрольной работе. |
2-3 мин. |
Раздаточный материал.
Проверим, насколько хорошо вы можете отличать имена числительные от других частей речи. Отметьте, есть ли в предложениях числительные.
- Не успели волны закрыть мальчика, как уже двадцать молодцов матросов спрыгнули с корабля в море.
- Мимо бревно суковатое плыло;
Сидя, и стоя, и лежа пластом,
Зайцев с десяток скопилось на нем. - Пришел он к разведчикам и в этот день, и на другой, и потом каждый день.
- Вокруг меня толпилось трое детей.
- Все пятерки в дневнике у Светловой Нади.
- Лес, Ваня, семьсот семьдесят семь лесных мастеров знает.
- Наш дом восьмиэтажный.