Воспитание полноценной всесторонне развитой личности – одна из главных задач современной школы. Маленький гражданин России должен чувствовать себя нужным, востребованным обществом. Очень важно воспитывать деятельного человека, а не стороннего наблюдателя.
По социометрическим исследованиям в коллективе моего класса выявлен большой процент детей, которые имеют качества лидеров, много эктравертов, которым просто необходимо проявлять себя. Поэтому всю свою работу с данным классом я решила строить, используя творческий потенциал детей. Все мероприятия, проводимые в классе, должны быть направлены на активное творческое участие всех без исключения. Для того чтобы дать возможность проявить себя, раскрыть свои возможности и способности не только в классе, необходимо принимать участие во всех мероприятиях, которые проводятся в школе. Причем делать это не ради участия, а делать так, чтобы можно было гордиться своими результатами. Следовать принципу «Если что-то делаешь – старайся делать хорошо, плохо и само получиться!». При этом детям предоставляется максимальная самостоятельность при подготовке (при ненавязчивом контроле), что воспитывает в них ответственность за принятые решения. А самое главное, все дела проходят обязательно при непосредственной поддержке и участии родителей.
В подростковом возрасте учащиеся начинают отдаляться от родителей, а классный руководитель может стать объединяющей силой для родителей и детей. В сотрудничестве с родителями создать в классном коллективе атмосферу взаимопонимания, доверия и добра. Помочь родителям увидеть детей в различных ситуациях в школе и классе, в детском коллективе, что позволит им иметь более полное представление о своих детях и не потерять с взрослеющими детьми контакт.
Очень значимым и важным принципом в общении детей и родителей является принцип доступности. Именно поэтому программа сотрудничества классного руководителя с родителями построена не только на классических формах работы.
Данная программа рассчитана на два учебных года (5 и 6 класс). Она включает в себя два направления, тесно связанных между собой: «Мы вместе!» (Формирование детского коллектива через совместную деятельность) и «Взаимосвязь семейных ценностей и успешности личности» (Организация воспитательной работы в классе через систему сотрудничества классного руководителя с родителями учащихся).
В программу входят традиционные мероприятия, которые составляют годовой круг праздников и других коллективных дел класса. С условиями развития коллектива тесно связано накопление и укрепление традиций. Традиции – это такая форма коллективной жизни, которая наиболее ярко, эмоционально и выразительно воплощает характер коллективистских отношений и общественное мнение. Воспитать традиции, сохранить их – чрезвычайно важная задача в воспитательной работе.
«Мы разные, но мы - вместе!»
Цель: формирование детского коллектива с активной жизненной позицией, обладающего общей культурой поведения и общения, сохраняющего индивидуальность и способствующего успешности каждой личности.
Цель можно реализовать через два приоритетных направления:
Мы вместе! |
Взаимосвязь семейных ценностей и успешности личности. |
Задачи:
|
Задачи:
|
Для достижения поставленной цели и реализации задач предполагается использование различных приемов, форм и методов работы:
- коллективные творческие дела;
- экскурсии, поездки, походы в театр и т.п.;
- классные часы, беседы;
- участие во всех проводимых в школе мероприятиях;
- вечера и дни семейного отдыха;
- создание фотоальбома класса;
- создание страничек класса и родительского комитета в сети Интернет;
- индивидуальные беседы с учащимися и их родителями;
- тематические родительские собрания; и другие.
Воспитательная работа строится на принципах:
- непрерывность и систематичность;
- накопление и сохранение традиций;
- участие всех и каждого;
- добровольность участия;
- самоуправление;
- осознание личностной значимости;
- уважительное отношение друг к другу;
- уважение к деятельности;
- ответственность.
Классные мероприятия, коллективные творческие дела.
Данный раздел программы включает в себя мероприятия, в которых принимают участие все учащиеся класса. Подготовка к ним идет задолго до проведения. Класс разбит на творческие группы, каждая группа получает персональное задание, которое является сюрпризом для других групп. В подготовке и проведении многих дел принимают участие родители.
№ |
Название мероприятия |
Форма проведения |
Время проведения |
5 класс |
|||
1 |
«Мы – настоящие пятиклассники!» | Торжественное посвящение в пятиклассники (торжественная часть, выступления ребят, чаепитие). Совместно с родителями. |
Октябрь |
2 |
«Нам - одинадцатиклассникам» | Диспут о нашем будущем, рефлексия в виде мини-эссе (написание каждым учеником «письма в будущее»). |
Октябрь |
3 |
«Ты да я, да мы с тобой» | Встреча у «костра» (разговор «по душам», совместное пение под гитару). |
В течение года |
4 |
Коллективные поздравления с Днем рождения | Подготовка и вручение коллективного поздравления. |
В течение года |
5 |
«Цветы для мамы» | Творческая мастерская по созданию коллажа «букета-газеты» из цветов, сделанных каждым. |
Октябрь |
6 |
«В блокадных днях мы так не узнали, меж юностью и детством где черта…» | Урок памяти, чтение стихов о войне, возложение цветов на братском захоронении «Дачное». |
Январь |
7 |
«Нашим защитникам – настоящим и будущим!» | Ярмарка идей (девичник). Подготовка сюрпризов мальчикам. |
Февраль |
8 |
«Наши девочки - самые лучшие!» | Ярмарка идей (мальчишник). Подготовка сюрпризов девочкам. |
Март |
9 |
«Сюрпризы друг другу» | Огонек-бал, на котором мальчики поздравляют
девочек с 8 марта. Девочки показывают свои выступления-сюрпризы. Выборы Короля и Королевы вечера. |
Март |
10 |
«Сюрприз для наших мам!» | Родительское собрание, концерт, чаепитие, подготовленные самими детьми для своих мам и бабушек. |
Март |
11 |
Праздник, посвященный Году Семьи «Мы вместе!» | Вечер семейного отдыха, посвященный окончанию учебного года. |
Май |
6 класс |
|||
1 |
«С Днем рождения, школа!» | Праздник, посвященный 20-летию школы (концерт из подготовленных номеров, игры, танцы, сладкий стол с тортом и свечами). Совместно с родителями и учащимися 6А класса. |
Октябрь |
2 |
«Ты да я, да мы с тобой» | Встреча у «костра» (разговор «по душам», совместное пение под гитару). |
В течение года |
3 |
Коллективные поздравления с Днем рождения | Подготовка и вручение коллективного поздравления. |
В течение года |
4 |
«Сердечно любим наших мам» | Творческая мастерская по созданию коллективного поздравления ко Дню матери. |
Ноябрь |
5 |
«С новым годом!» | Новогодний спектакль, чаепитие, сюрпризы, игры. |
Декабрь |
6 |
«Это страшное слово – война» | Урок памяти, возложение цветов на братском захоронении «Дачное». |
Январь |
7 |
«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» | Вечер авторской песни. Выступления детей, учителя, родителей. |
Февраль |
8 |
«Нашим защитникам – настоящим и будущим!» | Ярмарка идей (девичник). Подготовка сюрпризов мальчикам. |
Февраль |
9 |
«Наши девочки - самые лучшие!» | Ярмарка идей (мальчишник). Подготовка сюрпризов девочкам. |
Март |
10 |
«Мы мам и пап хотим поздравить!» | Концерт для родителей, посвященный 23 февраля и 8 марта, чаепитие. |
Март |
11 |
Огонек, посвященный окончанию III четверти | Творческая мастерская, викторина. |
Март |
12 |
Праздник «Мы Вас любим!» | Вечер семейного отдыха, посвященный окончанию учебного года. |
Май |
Экскурсии, поездки, походы в театры.
Реализация данного раздела программы невозможна без непосредственной помощи и участия родителей. Выезды в город, загородные поездки, походы в театр сплачивают детский коллектив, обогащают жизнь эмоциональными впечатлениями, опытом взаимодействия детей и родителей.
5 класс |
|||
1 |
«Природа – наш друг» | Экскурсия в пос. Токсово, Зубробизонарий. | Сентябрь |
2 |
«Искусство и культура Древнего Египта» | Экскурсия в Государственный Эрмитаж. | Октябрь |
3 |
«Наука на службе человека» | Экскурсия в Пулковскую обсерваторию. | Декабрь |
4 |
«Памяти павших будем достойны… Дорога Жизни» | Экскурсия на Дорогу Жизни. Посещение музея. | Февраль |
5 |
«Искусство и культура Древней Греции и Рима» | Экскурсия в Государственный Эрмитаж. | Апрель |
6 |
Страницы истории нашей Родины. Исторические места Ленинградской области. | Экскурсия в Ивангород и крепость Копорье. | Май |
7 |
«Морская слава России» | Экскурсия в Музей Государственной морской академии им. Адмирала С.О. Макарова. Экскурсия на парусник «Мир». | Май |
6 класс |
|||
1 |
«Города мира» | Образовательная программа в центре Trans-Fors. | Сентябрь |
2 |
«Морская слава России» | Экскурсия в Кронштадт. | Сентябрь |
3 |
«Культура и искусство Средневековья. Рыцарство» | Экскурсия в Государственный Эрмитаж. | Октябрь |
4 |
«Все работы хороши» | Экскурсия на завод «Равиолло». | Октябрь |
5 |
«Полианна» | Поход на спектакль ТЮЗа им. Брянцева. | Октябрь |
«Стрельна – официальная резиденция президента РФ» | Экскурсия в Константиновский дворец, в Путевой дворец Петра I в Стрельне. | Декабрь | |
6 |
«Ночь перед Рождеством» | Поход на спектакль БДТ им.Товстоногова. | Декабрь |
7 |
«Этот блокадный хлеб» | Экскурсия в Музей хлеба. | Январь |
8 |
Катание с гор (совместно с родителями) | Поездка на Воронью гору в пос. Можайское. | Январь-Февраль |
9 |
«Вселенная воды» | Экскурсия в Музей воды. | Февраль |
10 |
«Каштанка» | Поход на спектакль театра «Зазеркалье». | Март |
11 |
«По следам литературных персонажей» | Экскурсия в Домик станционного смотрителя в пос.Выра, в Дом-музей Арины Родионовны в пос. Кобрино Ленинградской области. | Апрель |
12 |
«Неделя полная суббот» | Поход на спектакль ТЮЗа им.Брянцева. | Апрель |
13 |
Страницы истории нашей Родины. Господин Великий Новгород. | Экскурсия в Великий Новгород. | Май |
Тематические классные часы.
В данном разделе программы представлены классные часы, при проведении которых особое внимание уделяется укреплению межличностных отношений (в т.ч. в семьях), формированию чувства “мы”. Ряд классных часов посвящен толерантному отношению к окружающим.
5 класс |
|||
1 | «Я – пятиклассник!» | Беседа. | Сентябрь |
2 | «Взаимоотношения в коллективе. Что хорошо, что плохо?» | Беседа, ответы на вопросы. | Октябрь |
3 | «Как мы себя чувствуем в нашем классе?» | Составление правил поведения в нашем коллективе. | Октябрь |
4 | «Что такое толерантность?» | Беседа с элементами игры. | Ноябрь |
5 | «День матери» | Беседа, чтение притчи. Рефлексия: творческая мастерская по созданию коллажа «букета-газеты» из цветов, сделанных каждым. | Ноябрь |
6 | «Гражданин России – человек с активной жизненной позицией» | Разговор, посвященный Дню Конституции, с использование материалов презентации «Я - гражданин России». | Декабрь |
7 | «2008-год семьи» | Чтение притчи, обсуждение (рефлексия). | Январь |
8 | «Учимся слушать друг друга» | Игра. | Февраль |
9 | «Что такое драка, причины ее возникновения» | Беседа, моделирование ситуаций. | Апрель |
10 | «Спасибо за то, что вы есть» (разговор о дружбе) | Разговор «по душам». Исполнение стихов и песен о дружбе. | Май |
6 класс |
|||
1 | «Семь Я» | Беседа. Составление заповедей для детей и родителей в семье. | Сентябрь |
2 | «Если не я, то кто же?» | Чтение притчи, беседа, моделирование ситуаций. | Октябрь |
3 | «Сила слова» | Ролевая игра. | Ноябрь |
4 | «Мой самый дорогой человек» (Ко Дню матери) | Беседа. Рефлексия: Творческая мастерская по созданию коллективного поздравления «Сердечно любим наших мам». | Ноябрь |
5 | «Знакомьтесь! Это я (Каждый из нас уникален)» | Рассказ ребят о своих увлечениях. Показ фотографий, рассказ о достижениях. Возможность их продемонстрировать. | Декабрь |
6 | «Толерантность в нашем классе» | Составление правил толерантного поведения в школе. | Январь |
7 | «Мне плохо, я злой…» | Тренинг (моделирование, прогнозирование и разрешение различных ситуаций недовольства). | Февраль |
8 | «Что значит быть успешным?» | Беседа. | Март |
9 | «Знакомьтесь! Это я (Каждый из нас уникален)» | Рассказ ребят о своих увлечениях. Показ фотографий, рассказ о достижениях. Возможность их продемонстрировать. | Апрель |
10 | «Мы разные, но мы вместе!» | Игра. | Май |
Тематические родительские собрания.
5 класс |
||
1 |
«Давайте познакомимся!» Организационное собрание. |
Сентябрь |
2 |
«Трудности адаптации пятиклассников к школе: физиологические и психологические проблемы адаптации и условия их успешного преодоления». |
Октябрь |
3 |
«Методы воспитания ребенка в семье и их влияние на результаты его учебной деятельности». |
Декабрь |
4 |
I часть: «Законы родительской истины». II часть: «Сюрприз для наших мам!» (Концерт, чаепитие, подготовленные самими детьми для своих мам и бабушек). |
Март |
5 |
«Болезни из портфеля» Как сохранить здоровье ребенка?» |
Май |
6 класс |
||
1 |
«Первые проблемы подросткового возраста». |
Сентябрь |
2 |
«Стили семейного воспитания». |
Октябрь |
3 |
«Эмоциональные реакции родителей на взаимодействие с собственным ребенком. Положительные и эмоции и их значение». |
Декабрь |
4 |
«Скажем спасибо нашим самым дорогим мамам!». Собрание родители-дети. |
Март |
5 |
«Поговорим о способностях. Каждый ребенок уникален по-своему.» |
Май |
Каждое родительское собрание я обязательно завершаю показом фотографий (через мультимедиа проектор) всех прошедших дел в классе, всех поездок и т.п.
Участие класса в мероприятиях, проводимых в школе и других уровнях.
Данный раздел программы заполняется по мере участия.
5 класс |
||||
1 |
Фестиваль искусств «Звездные россыпи»: |
|
Сентябрь | Лауреаты |
2 |
День Учителя | Участие в концерте. | Октябрь | |
3 |
Всероссийская акция «Спорт вместо наркотиков» | Спортивные соревнования «Веселые старты». | Октябрь | II место |
4 |
Всероссийская акция «Спорт вместо наркотиков» | Конкурс плакатов. | Октябрь | Победитель |
5 |
«Знаешь ли ты сказки Пушкина?» | Литературная игра. | Октябрь | I место |
6 |
«Мы любим наших мам»
(Ко Дню Матери) |
|
Ноябрь | II место Победитель |
7 |
«Я люблю тебя, Россия!» | Конкурс инсценированной песни. | Декабрь | II место |
8 |
«Математический круиз» | Игра по станциям. | Декабрь | I место |
9 |
«Я – пешеход» | Конкурс рисунков. | Декабрь | |
10 |
«Символ года -2008» | Конкурс поделок. | Декабрь | |
11 |
Новогодний карнавал | Постановка спектакля. Конкурс костюмов. | Декабрь | Победители, участники |
12 |
Оформление кабинета к Новому году. | Конкурс на лучшее оформление. | Декабрь | Победитель |
13 |
Снятию блокады посвящается… | Встреча с ветеранами-блокадниками. | Январь | |
14 |
«Безопасное колесо» | Игра по станциям. | Февраль | III место Лучший игрок |
15 |
Смотр строя и песни | Конкурс. | Февраль | I место Лучший капитан |
16 |
«Военно-исторический марафон» | Игра по станциям. Конкурс газет: урок-экскурсия. | Февраль | Победители |
17 |
Концерт к 8 Марта | Концерт. | Март | |
18 |
Чемпионат школы по баскетболу | Игры. | Март | IV место |
19 |
День защиты детей | Классный час. Урок-игра. | Апрель | |
20 |
Участие в праздновании Дня Победы | Митинг у захоронения «Дачное». Встреча с ветеранами. | ||
21 |
Сбор макулатуры | Раз в четверть | III место | |
22 |
Субботник | Сентябрь, апрель | ||
23 |
Боулинг | Соревнования среди учащихся школ Кировского района. | Июнь | II место |
6 класс |
||||
1 |
«Я - пешеход» | Конкурс рисунков. | Сентябрь | |
2 |
День снятия блокады | Митинг у захоронения «Дачное». | Сентябрь | |
3 |
Фестиваль искусств «Звездные россыпи» |
|
Сентябрь | Лауреаты |
4 |
«Семейное лето – радужного цвета» | Конкурс фотографий. | Сентябрь | Лауреаты |
5 |
День Учителя | Концерт. | Октябрь | |
6 |
День рождения школы |
|
Октябрь | |
7 |
Всероссийская акция «Спорт вместо наркотиков» | Спортивные соревнования «Веселые старты». | Октябрь | II место |
8 |
«Мы любим наших мам» (Ко Дню матери) | Конкурс газет, рисунков и сочинений о маме. | Ноябрь | |
9 |
Конкурс «Символ года» | Конкурс поделок. | Декабрь | |
10 |
Новогодний праздник | Карнавал. | Декабрь |
Класс, как сплоченный коллектив, занял первое место в общешкольном конкурсе “Лучший класс года” по итогам прошлого учебного года.