«Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов
для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей
отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях,
«если дальше так будет продолжаться», -
и как можно больше такого духовного общения детей с родителями,
которое приносит радость матерям и отцам.
Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, дневнике, -
все это мы должны рассматривать с точки зрения
взаимоотношений детей и родителей,
и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу
одни огорчения – это уродливое воспитание».
В.А.Сухомлинский
Семья, дом – главные ценности человека.
На каких основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию личностных качеств ребенка?
Считаю, что классный руководитель может стать объединяющей силой и поддержкой для родителей и детей. В сотрудничестве с родителями создать в классном коллективе атмосферу взаимопонимания, доверия и добра. Помочь родителям увидеть детей в различных ситуациях в школе и классе, в детском коллективе, что позволит им иметь более полное представление о своих детях.
Для детей непосредственное участие родителей в их школьной жизни не менее важно. Таким образом, поднимается авторитет родителей в глазах ребенка. Авторитет родителей – важная составляющая успешности воспитания детей в семье.
К сожалению, «переходя» с детьми в среднюю школу, многие родители считают, что ребенок вырос и принимать активное участие в школьной жизни детей нет необходимости. Это ошибочное мнение, так как уходит в прошлое, в детство беспрекословный родительский авторитет, когда «мама и папа всегда правы». Начинается период сомнений, и очень важно предпринимать шаги, которые укрепят авторитет, влияние матери и отца. Теперь он должен основываться на знаниях, нравственных достоинствах, активной жизненной позиции родителей. Участие в жизни детей должно носить не назидательный характер, это должна быть скорее заинтересованность в успешности.
Очень значимым и важным принципом в общении детей и родителей является принцип доступности. Сегодня, когда родители много работают и очень заняты, он особенно актуален. Родителям катастрофически не хватает времени на общение с детьми. Быть доступным – это значит в любую минуту найти в себе силы отложить все свои дела, свою работу, чтобы пообщаться с ребенком.
Большое значение в работе с родителями учащихся имеет заранее четко продуманная и организованная система сотрудничества.
На протяжении всего учебного года необходимо поддерживать тесную связь с родителями учащихся. Причем это должно выражаться не только в непосредственном присутствии родителей в школе на различных мероприятиях, проведении текущих и тематических родительских собраний, индивидуальных бесед с родителями. Необходима их постоянная поддержка действий школьных учителей, и, в первую очередь, классного руководителя. Всех его начинаний, инициатив. Дети должны чувствовать, что все, что с ними происходит в школе, понимается и принимается их близкими людьми, чувствовать желание родителей поддержать и помочь при необходимости. Чтобы не складывалось ситуации «лебедь, рак и щука». Ведь не секрет, дети часто используют разногласия между взрослыми людьми в своих интересах. В школе лучше успевают по тому предмету, учитель которого по-человечески интересен, с уважением и вниманием прислушиваются к тому мнению учителей, которое не оспаривается и не критикуется дома. Поэтому первостепенная задача классного руководителя в 5 классе найти общий язык с родителями, начиная с самого начала их обучения в средней школе. Чтобы в дальнейшие годы, в период взросления, перехода в подростковый возраст, дети, находясь в контакте со своими родителями, уважая их мнение по поводу происходящего в школе, уважая их как интересных личностей, легче переживали «переходный возраст».
Я очень благодарна родителям своего воспитательского 5 «Б» класса, что все, что предлагалось мной, как классным руководителем, принималось и понималось. А за этот учебный год мы успели сделать очень многое.
По итогам года класс стал победителем школьного конкурса в номинации «Лучший класс школы».
Существует много разных методик работы с родителями. Это и проведение родительских собраний (текущие, тематические, итоговые), и другая коллективная работа с родителями (родительские конференции, дни открытых дверей, вечера вопросов и ответов и т.п.), и индивидуальная работа с родителями (беседы, консультации и т.п.) и работа с родительским комитетом класса. Конечно, все эти формы я использую в своей работе с классным коллективом. Но хочется в большей степени вспомнить нетрадиционные методы работы. Тем более что ребята в воспитательском классе подобрались очень активные, в подавляющем большинстве экстраверты, много потенциальных лидеров. А родители, в основном, занятые люди, проводящие на работе львиную долю своего времени. Энергия детей бьет ключом, а направить ее на что?
На первом же родительском собрании я заручилась поддержкой родителей по вопросу участия во всех классных делах абсолютно всех учеников класса. Считаю, что именно это воспитывает в детях социальную активность, умение отвечать друг за друга, поддерживать друг друга и другие качества, которые можно воспитать только в коллективе. А так же, мы договорились с родителями, что если детям необходима помощь в организации, то помогать обязательно, не ссылаясь на занятость, в том числе, если речь заходит о личном присутствии в школе. О каких делах шла речь?
Всю свою работу с данным классом я решила строить, используя творческий потенциал детей. Мы должны принимать участие во всех мероприятиях, которые проводятся в школе, проводить классные мероприятия. Причем делать это не ради участия, а делать так, чтобы можно было гордиться своими результатами. Следовать принципу «Если что-то делаешь – старайся делать хорошо, плохо и само получиться!». При непосредственной поддержке и участии родителей.
Мы все вышли на сцену во время концерта, посвященного Дню учителя и спели песню. Кто-то был на сцене впервые. Родители, которых пригласили на концерт, были искренне рады за детей. Дети гордились собой и тем, что родители являлись свидетелями их успеха. Все последующие мероприятия, которые проходили в школе, не обходились без нашего участия. Класс становился победителем, занимал призовые места. И мы старались не изменять принципу – принимаем участие все.
В октябре, разделив класс на творческие группы, каждая из которых получила свое задание, мы начали подготовку первого Огонька. Предоставив детям максимальную самостоятельность (естественно, контролируя постоянно). Каждый ребенок получил персональное задание по подготовке зала и «вкусного» стола. Для первого раза родительский комитет взял это под свой контроль, обзвонив родителей и им объяснив, что необходимо, но с просьбой не делать все за детей, а помочь и проконтролировать. Впервые дети сами накрывали стол. Пришлось много объяснять с «нуля», переделывать, перекладывать. Но все получилось! Накрыли замечательный сладкий стол, написали письмо в будущее, в 2014 год (нам – одинадцатиклассникам), показали подготовленные номера, спели первые разученные песни, потанцевали. Родители, которые присутствовали на первом Огоньке, были приятно удивлены. А какой радостью светились глаза детей! Сколько впечатлений они принесли домой! За учебный год прошло несколько подобных праздников, и с каждым разом все получалось только лучше:
- Огонек, посвященный окончанию I четверти.
- Новогодний огонек.
- Огонек, посвященный Дню защитника Отечества и Международному женскому дню.
- Вечер-сюрприз для мам и бабушек (совместно с родителями).
- Праздник, посвященный окончанию 5 класса (совместно с родителями).
На 12 марта было намечено очередное родительское собрание. Мы с ребятами решили, что поздравим мам и бабушек с прошедшим Международным женским днем. Главная задача была в том, чтобы ВСЕ мамы и бабушки пришли на собрание, не зная о том, что их ожидает. Уж что они говорили им дома, я не знаю, но результат был на лицо – 100% присутствие. Пришедшие на собрание родители даже не догадывались, что ждет их после официальной части, которую вел классный руководитель!
В обстановке строгой секретности были подготовлены поздравительные выступления, накрыт чайный стол в музыкальной гостиной школы, куплены розы (как говорили многие ребята, кто-то посвятил в секрет пап, а кто-то опорожнил копилку!). Самое приятное для мам было то, что дети самостоятельно сделали все: купили сладкое и чай, купили цветы, накрыли столы, отрепетировали номера (часть из них стала сюрпризом и для меня).
Сюрприз удался на славу. Слезы радости, удивления, говорили сами за себя. Апогеем всему были розы, врученные со словами любви к своим мамочкам и бабушкам!
А вот итоговый Огонек – вечер семейного отдыха мы запланировали заранее. И все к нему готовились – и дети, и родители. Праздник наметили на вечер. Ребята пришли заранее, все украсили воздушными шарами, приготовили стулья, накрыли столы, так что к приходу родителей было все готово. Кстати, то, что подготовкой до и уборкой после занимаются дети, а не родители, очень важно. Ребята считают, что к ним приходят «в гости» в их «второй дом» - школу, поэтому надо все приготовить заранее, а затем убрать (правда, здесь помощь родителей они с удовольствием принимают).
Начали мы с торжественной части – подвели итоги учебного года. Всем ребятам, которые закончили год на «отлично» и «хорошо» были вручены грамоты и медали из бумаги. Всех ребят на глазах родителей приглашала на сцену, мы все дружно их поздравляли и благодарили за хорошую учебу. Затем грамотами были отмечены все учащиеся за участие в жизни класса и школы. Мы всегда и везде принимали участие все, значит и награждать надо всех. Чтобы отметить каждого, мне пришлось подобрать каждому только ему подходящие слова, которые характеризуют лично его вклад в общее дело.
А потом мы благодарили родителей за помощь, участие, перечислив всех поименно со словами благодарности за конкретные дела. Родители гордились детьми, дети – родителями. А как это важно – успешность друг друга! В ответном слове родители сказали детям много теплых слов, причем по нашей с ними договоренности выступили почти все родители.
Продолжили выступлениями, песнями под гитару, поздравлениями именинникам, сладким столом и танцами. Особо стоит вспомнить веселые конкурсы, которые подготовили ребята для родителей и, как оказалось, классного руководителя. Расходились все усталые, но очень довольные. Такой заряда положительных эмоций от общения друг с другом! Этот вечер стал настоящим примером объединения интересов детей и родителей. Надеюсь, это поможет взаимопониманию в семьях.
Начиная с сентября я с ребятами пою песни по аккомпанемент гитары. Причем репертуар подбираю заранее, продумываю его. Цель – ненавязчиво познакомить детей с авторской песней, как современной, так и той, что исполнялась во времена молодости их родителей. Поэтому, приходя на наши Огоньки, родители с огромным удовольствием поют вместе с детьми. Дети же при этом очень гордятся, что многие слова они знают лучше взрослых. Это настоящее единение душ, скрепленное музыкой. Через тексты песен стараюсь донести до ребят ценности дома, семьи, радость человеческого общения.
В течение учебного года мы побывали на нескольких экскурсиях. Для воспитания полноценной, всесторонне развитой личности, это необходимо. Поездки по городу, в музеи, в исторические места в области способствуют расширению кругозора подрастающих жителей Санкт-Петербурга. Родители с удовольствием помогали в организации экскурсий, становились участниками экскурсий, в последствии делились впечатлениями от фотографий и рассказов детей.
Вместе с родителями мы доделали ремонт в кабинете. Ребята тоже принимали участие: разгружали шкафы от книг, подготавливали стулья к покраске лаком, затем помогали расставлять все обратно. Теперь мы гордимся нашим кабинетом и поддерживаем там порядок. Дети очень любят проводить в кабинете время на переменах, после уроков, по праву считая его своим. Это место, куда они приходят делиться своими бедами и радостями.
Я взяла себе за правило заканчивать любое родительское собрание показом через мультимедиа проектор фотографии, которые были сделаны на всех прошедших мероприятиях. Такой своеобразный отчет о проделанной работе.
Во многом все мероприятия, перечисленные выше, решают еще одну большую нравственную проблему. Эта проблема заключается в учебном соперничестве. Зачастую такое соперничество поощряется семьей, что приводит к конфликтным ситуациям между детьми, а так же между детьми и родителями. Творческие дела, совместная подготовка к школьным мероприятиям, совместные поездки, совместный труд позволяют детям наиболее полно проявить свои разнообразные способности, которые могут очень сильно отличаться от учебных.
Все это является залогом того, что в семьях будет меньше непонимания при общении детей и родителей. Значит, ценность человеческого общения в семьях не будет уходить в небытие. Главное – родители и дети вместе, взрослые видят достижения детей, радуются успехам друг друга. А это и есть залог дружной, крепкой семьи!