Цель:
- Познакомить учащихся с последствиями курения.
- Профилактика курения среди некурящих.
- Развитие у учащихся навыков совместной деятельности, коммуникативных умений, способствовать расширению кругозора учащихся.
- Способствовать формированию творческого отношения к выполняемой работе.
Оформление: плакаты “Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации” (О. Де Бальзак); настоящий мужчина не тот который курит, а тот, который смог бросить курить; газета “Более 40% населения Земли курит; в год от курения умирает 2 500 000 человек, то есть каждые 13 секунд; активное курение сокращает жизнь на 8-10 лет, каждая сигарета – на 8-15 минут, за год курильщики выбрасывают в атмосферу 1 642 720 тонн ядовитых веществ”. Плакаты: “Здоровью польза”, “Вред здоровью”, дерево принятия решений.
Ход внеклассного мероприятия
Учитель:
- Что человеку нужно для здоровья?
- Что мешает быть здоровым?
(Учащиеся отвечают, учитель записывает на доске; затем открывает плакаты “Здоровью польза” и “Здоровью вред”.)
Здоровью польза |
Здоровью вред |
Утренняя зарядка Обливание Обтирание Проветривание помещений Пробежки Прогулки Одежда по сезону Сон 8-9 часов Чередование труда и отдыха |
Употребление табака Употребление алкоголя Употребление наркотиков Бродяжничество Ночные прогулки |
Учитель: Ребята, обратите внимание: сколько вы назвали вредного и полезного, а сколько еще написано на наших плакатах. Все, что наносит вред здоровью, это вредные привычки. Об одной из этих вредных привычек – табакокурении мы сегодня и поговорим.
А как появилась эта вредная привычка? Давайте обратимся к истории.
(Входит путешественник.)
Путешественник: Я – море6плаватель, объехал много стран, видел как живут разные народы в далеких странах. Много изведал и узнал.
Табак известен человечеству с древних времен, но использовался он для религиозных ритуалов. Европейцев курить табак научили индейцы, которые дымом табака отпугивали москитов. У индейцев курили не только мужчины, но и женщины, и дети. Матросы Колумба вынуждены были в знак дружбы выкурить “трубку мира”. Некоторые их них пристрастились к табаку. Появилась мода нюхать табак, причем ему приписывали лечебные свойства. О вреде табака стало известно гораздо позже, в связи с чем французский король издал декрет о запрещении курения. В Россию табак попал в начале 17 века, курение табака и его нюхание жестоко преследовалось и наказывалось. В 1698 году Петр I снял запрет на курение. С тех пор курение стало быстро распространяться среди широких слоев населения.
Учитель: Большое вам спасибо, уважаемый путешественник.
Трубки, сигареты, сигары. Мы очень часто видим курящих людей. А задумывались ли вы, почему человек начинает курить?
(Ответы учащихся.)
Учитель: Давайте посмотрим инсценировку о том, как Незнайка впервые попробовал сигарету.
Пьеса “Береги платье снову, а здоровье с молоду”.
Действующие лица:
- Незнайка,
- Привычка,
- Винтик,
- Шпунтик,
- Доктор.
Сцена 1.
(Незнайка идет в школу.)
Незнайка:
Рано утром мне ребята
Очень хочется поспать,
Поваляться на кровати
Только вот ведь незадача,
Надо в школу мне идти.
Собираюсь, чуть не плача,
И зеваю по пути.
Привычка (выглядывает из-за деревьев):
Эй, Незнайка, как дела?
Я давно тебя ждала.
Незнайка (удивленно):
Кто ты? Я тебя не знаю
В школу точно опоздаю.
Привычка:
Я девчонка – невеличка –
Очень взрослая Привычка.
Знаешь что, давай дружить,
Веселей со мною жить.
Незнайка (в сторону):
Это как же веселее
До звонка я не успею…
Привычка:
Будешь слушаться меня,
И тогда день ото дня
Возмужаешь, станешь взрослым,
Будет все легко и просто!
В школу можно не ходить,
Об уроках позабыть!
Веселись и развлекайся,
Взрослой жизнью наслаждайся!
Незнайка:
Вот потеха, вот дела!
Если ты не наврала,
Я согласен, так и быть
Я готов с тобой дружить!
Привычка:
Я в тебе не сомневалась,
Что ж, закурим для начала.
(Достает сигарету, закуривает, вторую отдает Незнайке.)
Незнайка (кашляет): Ой! Как горько, не могу!
Привычка: Ну-ка, дай-ка помогу!
(Хлопает Незнайку по спине.)
Ничего, еще привыкнешь.
Да не кашляй так – охрипнешь.
И запомни – сигарета
Это взрослости примета.
Кто не курит – мелюзга,
Ты все понял, друг?
Незнайка: …Ага.
Сцена 2.
(На заднем плане здание школы. Винтик и Шпунтик идут навстречу друг другу.)
Винтик: Шпунтик!
Шпунтик: Винтик!
Винтик: Друг, привет!
Шпунтик: А Незнайки снова нет!
Винтик:
В школу он три дня не ходит,
Что с Незнайкой происходит?
Шпунтик:
За последнюю неделю
Он учился еле-еле.
Все домашние заданья
Выполняет без вниманья.
Куча двоек в дневнике,
Словно утки на реке.
Винтик:
Ладно, что там говорить!
Надо друга навестить.
После школы мы с тобой
Побежим к нему домой.
Сцена 3.
(Дом Незнайки. Незнайка вместе с Вредной Привычкой сидят и курят.)
Незнайка:
Закружилась голова,
Все на свете трын-трава!
Привычка:
Видишь, я ведь говорила,
Сигарета это сила!
Незнайка:
Да и школу я забыл,
И сегодня не ходил.
Надо завтра бы пойти,
Только вот беда, -
К де6вяти иль к десяти
Мне идти туда?
Не припомню я никак…
Привычка:
Да забудь ты все, чудак
Школа больше не нужна
Ну-ка сигаретку на…
(Дает Незнайке сигарету. Стук в дверь. Входят Винтик и Шпунтик.)
Винтик: Эй, Незнайка!..
Шпунтик:
Друг, ты дома?
Что за запах незнакомый?
Винтик:
Да. И что это за дым?
Может тут пожар?
Шпунтик: Горим!
Незнайка:
Заходите-ка, друзья,
Не волнуйтесь, вот он я.
Шпунтик: Ой, Незнайка, ты что куришь?
Незнайка: Да, курю. А ты не будешь?
Привычка:
Угощяйся, не робей!
С сигаретой веселей!
Винтик: Ну а ты-то кто такая?
Привычка:
Я подружка дорогая для Незнайки,
Моя кличка очень взрослая – Привычка.
Шпунтик:
Очень вредная привычка.
Ты Незнайку погубила,
К сигаретам приучила!
Винтик: Убирайся вон отсюда
А иначе будет худо!
Незнайка:
Нет, постойте! Погодите!
Мне привычка – лучший друг.
Лучше сами уходите,
И не распускайте рук.
Шпунтик:
Ах, привычка! Вот нахалка!
Нам тебя, Незнайка жалко!
Если хочешь, мы уйдем.
Оставайся с ней вдвоем.
(Винтик и Шпунтик уходят. Незнайка горько вздыхает)
Незнайка:
Что сейчас наделал я?
Это ведь мои друзья.
Все плывет перед глазами,
И внутри пылает пламя.
Понял я, что все не так,
Ты не друг, а злейший враг!
А друзья-то были правы!
Я тобой теперь отравлен!
Где же вы, мои друзья?
Где вы? Погибаю я!..
Винтик: Ой, Незнайка, что стобою?
Шпунтик: Вместе справимся с бедою!
Незнайка:
Винтик, Шпунтик, помогите!
Доктора скорей зовите!
Привычка (испугано):
Я тут вовсе непричем,
Покидаю этот дом.
Винтик:
Ни причем?! Ну получай!
За Незнайку! (Бьет Привычку.)
Привычка (убегая): Ай-ай-ай!
Сцена 4.
Доктор:
Добрый вечер, где больной?
Ну, Незнайка, что с тобой?
(Осматривает Незнайку.)
Что ж, понятно, отравленье.
Никотинус-опьяненье.
Что с тобой, дружочек, стало?
Мы назначим для начала
Промывание желудка,
Отравление - не шутка!
А потом еще укол,
Чтоб скорее жар прошел.
Незнайка (друзьям):
Доктор мне укол назначил,
Ой-ой-ой, сейчас заплачу.
Винтик: Ну, не плачь и не дрожи.
Шпунтик:
Лучше ты нам расскажи,
Как ты все же докатился:
закурил, потом напился.
Незнайка:
Я хотел скорей стать взрослым,
Выглядеть большим, серьезным,
Только вот не получилось
И беда со мной случилась.
Винтик:
С сигаретою, чудак,
Не станешь взрослым ты никак.
Доктор:
Что сейчас вздыхать без толку
Ведь теперь мне очень долго
Предстоит тебя лечить,
От куренья отучить.
(Незнайка плачет).
Слезы лить совсем не нужно.
А теперь меня послушай:
Эти вредные привычки
Разрушают быстро личность.
Неустанно дни и ночи
Никотин здоровье точит.
Хочешь самым слабым быть
Дальше продолжай курить.
Зубы быстро пожелтеют,
Память сильно ослабеет,
Тут уж станет поневоле
Тяжело учиться в школе.
Побледнеешь, похудеешь,
Перестанешь ты расти
И однажды заболеешь,
Так, что даже не спасти.
Запомни мой простой совет:
Куренье – это страшный вред,
Алкоголь – еще страшнее,
По здоровью бьет сильнее,
Сушит мозг и рушит печень,
Алкоголь людей калечит.
Хочешь быть здоров, Незнайка?
Пить, курить скорей бросай-ка.
Незнайка:
Верю доброму врачу
И здоровым быть хочу.
Хорошо хочу учиться
В школу снова возвратиться.
Винтик:
Мы за друга очень рады
Лучшая для нас награда
Что Незнайка станет прежним
И здоровым и прилежным.
Шпунтик:
Вам, ребята, скажем честно,
Это вовсе не секрет:
Жизнь на свете интересна
И без пачки сигарет.
Доктор:
Если кто-то предлагает
Лишь разочек покурить,
Говорит, что не мешает
Никитин здоровым быть,
Мой совет вам: откажитесь
И себе не навредите,
Счастье в этом не найдете,
А здоровье не вернете.
Учитель: Давайте поразмышляем, кто прав: Привычка или Доктор. Чтобы стать взрослым нужно курить или нет? (Игра “За и против”)
Учитель: Ребята, все-таки аргументов против курения больше и звучат они основательнее, и подкреплены доказательством. Значит курение – это очень вредная привычка с которой, я надеюсь, вы никогда не станете дружить, ведь она ведет к огромному вреду для вашего здоровья.
Учитель: Давайте расшифруем слова, записанные на доске. Эти слова – последствия курения.
Кашель Рак легких Смерть Слабоумие Правонарушения |
Шаекль Акр хиглёк Рестмь Ласмибоуе Ворупрнашение |
Учитель: Итак, последствий табакокурения много, одно из них правонарушение, а далее и преступление.
А вот как удержаться от курения, как устоять перед желанием попробовать выкурить первую сигарету? Как не покатиться вниз?
Сейчас вы должны ответить на эти вопросы. У вас на столах есть листья, а на доске “Дерево Принятия решений”.
Сейчас вы на своих листочках примите решения, как же отказаться от желания закурить, что сделать, чтобы эта привычка не вошла в твою жизнь.
(Учащиеся пишут, затем прикрепляют листья к дереву и озвучивают свое решение).
Учитель: Обратите внимание на слова Оноре де Бальзака? Как вы их понимаете?
Посмотрите на одной стороне доски наше “Дерево Принятия решений”, а на другой – страшные факты о курении.
Посмотрите внимательно на это и сделайте вывод, стоит ли курить или же вы можете сохранить здоровье. Ваше здоровье в ваших руках.
Итак, ваши решения помогут вам не сделать этот короткий шаг от здоровой жизни к курению, не опуститься в омут правонарушений и преступлений.
Я же желаю вам всем здоровья!