Тема: Российская семья.
Цели:
- Ввести понятия семья, родословная, традиция.
- Познакомить учащихся с жизнью современной Российской семьи.
- Научить распознавать отдельную группу людей и семью в жизни.
- Воспитывать любовь, доброжелательное отношение к членам своей семьи, трудолюбие.
Оборудование: учебники, тетради по истории, родословные учеников, рисунки семейных портретов учеников, сочинения учеников по теме «Моя семья», музыкальная фонограмма русских народных частушек.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Изучение нового материала
– Ребята, сейчас я прочту стихотворение, а вы, послушав его должны догадаться, о чём мы будем сегодня говорить на уроке.
Всем сейчас довольна я,
Мирная у нас семья,
Есть в ней Дима и Илья,
Ян, Захар, Артём, Андрей –
Вместе жить нам веселей.
И Алёна в ней, и Ваня.
А ещё моя семья это –
Настя, Вова, Женя,
Вика, Ира и Карина.
Оли две и Саши два.
Вот семейка, какова!
– Ребята скажите, а как в стихотворении я
называла наш класс?
– А можно ли считать наш класс – семьёй?
– Чтобы разрешить ваши разногласия, хочу
сообщить вам тему нашего урока.
3. Сообщение темы урока
– Сегодня на уроке вам предстоит узнать, что такое семья, и как живёт Российская семья. Поможет нам это узнать рисунок-схема в учебнике.
4. Работа по учебнику
– А начнём свою работу мы как всегда с рубрики
«Подумаем вместе».
– Открываем учебник на странице 25, читаем
вопрос и даём на него ответ.
Пословица:
- Русский человек без родни не живёт.
– Первый пункт нашей схемы гласит: «Семья – это
когда все родственники».
– Издавна в России жили в одном доме несколько
поколений родственников. Такие семьи есть и
сейчас. Дети, родители, бабушки и дедушки, а
иногда прабабушки и прадедушки живут вместе, но
таких семей сейчас мало.
– Чаще современная Российская семья состоит из
родителей и одного-двух детей.
5. Экскурсия в семейную галерею
– Портреты таких семей вы можете видеть в нашей семейной галерее.
6. Работа по учебнику
– А теперь давайте рассмотрим иллюстрацию в
учебнике стр. 26 – 27.
– Ребята, как вы думаете, здесь изображена семья?
Почему?
– Сколько поколений родственников изображено
здесь?
– Ребята, каждому русскому человеку следует
знать историю происхождения своей семьи.
Родословная – это последовательный перечень поколений одного рода.
– Каждому из вас дома предстоит составить свою
родословную в тетради задание №46.
– А вот как это сделать вы узнаете из рассказов
своих одноклассников.
Если спросят сын иль дочка:
«Кем мой прадед был, скажи?»
Рассказать ведь им придётся
Лучше чётко, от души
И не мямлить, и не мяться
Мол, не помню, хоть убей.
Вот поэтому заняться
Надо родословною своей!
7. Выступления учащихся
– Итак, родословная семьи Чабровых, Степановых.
Пусть истории семейной
Не написаны тома,
Научить детей гордится
Тем, чем дорожит семья.
– Ребята, а как вы думаете, кем может гордиться семья?
Пословицы:
- Родительское сердце в детках.
- Ребёнок, что тесто, как замесил, так и выросло.
– Как вы поняли смысл этих слов?
– Главная обязанность родителей – это
воспитание детей. Родители должны окружить их
заботой, любовью, вниманием и лаской. Поэтому
следующий пункт нашей схемы гласит: «Родители
растят и воспитывают детей, любят и уважают
друг друга».
– Ребята, а у детей есть ли в семье обязанности?
Какие они?
Пословицы:
- Родители трудолюбивы и дети не ленивы.
8. Работа по учебнику
– Давайте посмотрим на иллюстрацию
учебника стр. 28.
– Что можно сказать об этих ребятах?
– Выполняют ли они свои обязанности?
– Заметьте, что обязанности в семье
распределяются по мере тяжести.
– Более трудную работу выполняют старшие дети, а
младшие – полегче.
– Следующий пункт нашей схемы: распределение
обязанностей в семье.
9. Музыкальная пауза
– А сейчас я предлагаю сделать музыкальную паузу и послушать частушки, которые ребята сочинили о своих обязанностях в семье и жизни в ней.
Частушки:
Я люблю свою семью
Без неё я не могу,
Если б Джина встретил я,
Загадал желания,
Чтобы вся моя семья
Не болела никогда.
Чтобы счастье и удача
Окружала их всегда.С мамой весело живём,
С мамой песни мы поём.
Я пою, она танцует
И не скучно нам вдвоём.Говорила маменьке:
«Ты купи мне валенки»,
На завалинке сидеть
Да за братиком глядеть.Много звёздочек на небе
Полуночной звезды нет,
Много есть друзей на свете
А родней мамули нет.
– Спасибо, ребята.
– Вот так живут наши дети в семьях.
– Вы, наверное, слышали, что Ян с мамой в
свободное время поют и танцуют.
– А чем, вы занимаетесь в свободное время в своей
семье?
– Во многих семьях есть свои традиции по
устройству быта и развлечений.
– Ребята, а как вы думаете, что такое традиция?
Традиция – это исторически сложившиеся правила, передающиеся из поколения в поколение.
– Что стало традицией в вашей семье?
– А знаете, дети, в некоторых семьях есть ещё одна
очень важная традиция: обсуждать, сколько денег
следует истратить и на что.
– Такой расклад доходов и расходов называется – бюджет.
– Если бюджет в семье построен, верно, то и
хозяйство ведётся правильно.
– И последний пункт нашей схемы, это
подтверждает.
10. Итог урока
– Итак, мы закончили разговор о том, что такое
семья и как она живёт сегодня. Теперь давайте ещё
раз скажем, что такое семья с помощью
рисунка-схемы. Можно ли всё-таки считать наш
класс семьёй?
– Заключительное слово в нашем уроке, я хочу
предоставить ребятам. Они прочтут сочинения о
своих семьях.
Учащиеся зачитывают свои сочинения.