Урок истории в 4-м классе по теме "Российская семья"

Разделы: Начальная школа


Тема: Российская семья.

Цели:

  • Ввести понятия семья, родословная, традиция.
  • Познакомить учащихся с жизнью современной Российской семьи.
  • Научить распознавать отдельную группу людей и семью в жизни.
  • Воспитывать любовь, доброжелательное отношение к членам своей семьи, трудолюбие.

Оборудование: учебники, тетради по истории, родословные учеников, рисунки семейных портретов учеников, сочинения учеников по теме «Моя семья», музыкальная фонограмма русских народных частушек.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Изучение нового материала

– Ребята, сейчас я прочту стихотворение, а вы, послушав его должны догадаться, о чём мы будем сегодня говорить на уроке.

Всем сейчас довольна я,
Мирная у нас семья,
Есть в ней Дима и Илья,
Ян, Захар, Артём, Андрей –
Вместе жить нам веселей.
И Алёна в ней, и Ваня.
А ещё моя семья это –
Настя, Вова, Женя,
Вика, Ира и Карина.
Оли две и Саши два.
Вот семейка, какова!

– Ребята скажите, а как в стихотворении я называла наш класс?
– А можно ли считать наш класс – семьёй?
– Чтобы разрешить ваши разногласия, хочу сообщить вам тему нашего урока.

3. Сообщение темы урока

– Сегодня на уроке вам предстоит узнать, что такое семья, и как живёт Российская семья. Поможет нам это узнать рисунок-схема в учебнике.

4. Работа по учебнику

– А начнём свою работу мы как всегда с рубрики «Подумаем вместе».
– Открываем учебник на странице 25,  читаем вопрос и даём на него ответ.

Пословица:

  • Русский человек без родни не живёт.

– Первый пункт нашей схемы гласит: «Семья – это когда все родственники».
– Издавна в России жили в одном доме несколько поколений родственников. Такие семьи есть и сейчас. Дети, родители, бабушки и дедушки, а иногда прабабушки и прадедушки живут вместе, но таких семей сейчас мало.
– Чаще современная Российская семья состоит из родителей и одного-двух детей.

5. Экскурсия в семейную галерею

– Портреты таких семей вы можете видеть в нашей семейной галерее.

6. Работа по учебнику

– А теперь давайте рассмотрим иллюстрацию в учебнике  стр. 26 – 27.
– Ребята, как вы думаете, здесь изображена семья? Почему?
– Сколько поколений родственников изображено здесь?
– Ребята, каждому русскому человеку следует знать историю происхождения своей семьи.

Родословная – это последовательный перечень поколений одного рода.

– Каждому из вас дома предстоит составить свою родословную в тетради задание №46.
– А вот как это сделать вы узнаете из рассказов своих одноклассников.

Если спросят сын иль дочка:
«Кем мой прадед был, скажи?»
Рассказать ведь им придётся
Лучше чётко, от души
И не мямлить, и не мяться
Мол, не помню, хоть убей.
Вот поэтому заняться
Надо родословною своей!

7. Выступления учащихся

– Итак, родословная семьи Чабровых, Степановых.

Пусть истории семейной
Не написаны тома,
Научить детей гордится
Тем, чем дорожит семья.

– Ребята, а как вы думаете, кем может гордиться семья?

Пословицы:

  • Родительское сердце в детках.
  • Ребёнок, что тесто, как замесил, так и выросло.

– Как вы поняли смысл этих слов?
– Главная обязанность родителей – это воспитание детей. Родители должны окружить их заботой, любовью, вниманием и лаской. Поэтому следующий пункт нашей схемы гласит: «Родители растят и воспитывают  детей, любят и уважают друг друга».
– Ребята, а у детей есть ли в семье обязанности? Какие они?

Пословицы:

  • Родители трудолюбивы и дети не ленивы.

8. Работа по учебнику

Давайте посмотрим на иллюстрацию учебника стр. 28.
– Что можно сказать об этих ребятах?
– Выполняют ли они свои обязанности?
– Заметьте, что обязанности в семье распределяются по мере тяжести.
– Более трудную работу выполняют старшие дети, а младшие – полегче.
– Следующий пункт нашей схемы: распределение обязанностей в семье.

9. Музыкальная пауза

– А сейчас я предлагаю сделать музыкальную паузу и послушать частушки, которые ребята сочинили о своих обязанностях в семье и жизни в ней.

Частушки:

Я люблю свою семью
Без неё я не могу,
Если б Джина встретил я,
Загадал желания,
Чтобы вся моя семья
Не болела никогда.
Чтобы счастье и удача
Окружала их всегда.

С мамой весело живём,
С мамой песни мы поём.
Я пою, она танцует
И не скучно нам вдвоём.

Говорила маменьке:
«Ты купи мне валенки»,
На завалинке сидеть
Да за братиком глядеть.

Много звёздочек на небе
Полуночной звезды нет,
Много есть друзей на свете
А родней мамули нет.

– Спасибо, ребята.
– Вот так живут наши дети в семьях.
– Вы, наверное, слышали, что Ян с мамой в свободное время поют и танцуют.
– А чем, вы занимаетесь в свободное время в своей семье?
– Во многих семьях есть свои традиции по устройству быта и развлечений.
– Ребята, а как вы думаете, что такое традиция?

Традиция – это исторически сложившиеся правила, передающиеся из поколения в поколение.

– Что стало традицией в вашей семье?
– А знаете, дети, в некоторых семьях есть ещё одна очень важная традиция: обсуждать, сколько денег следует истратить и на что.
– Такой расклад доходов и расходов называется – бюджет.
– Если бюджет в семье построен, верно, то и хозяйство ведётся правильно.
– И последний пункт нашей схемы, это подтверждает.

10. Итог урока

– Итак, мы закончили разговор о том, что такое семья и как она живёт сегодня. Теперь давайте ещё раз скажем, что такое семья с помощью рисунка-схемы.  Можно ли всё-таки считать наш класс семьёй?
– Заключительное слово в нашем уроке, я хочу предоставить ребятам. Они прочтут  сочинения о своих семьях.

Учащиеся зачитывают свои сочинения.