Цель: формировать умение делить трёхзначное число на однозначное число без перехода через разряд.
Задачи:
- Образовательные:
- изучить приемы деления трёхзначного числа на однозначное число вида 246:2;
- способствовать формированию умения применять на практике теоретические знания, связанные с ними умения и навыки, необходимые для усвоения вычислительных приёмов умножения и деления трёхзначных чисел на однозначное число, навыки решения задач.
- Развивающие.
- развитие и коррекция речи при составлении задач по краткой записи, через словарную работу;
- коррекция и развитие словесно-логического мышления через постановку проблемных вопросов.
- Воспитательные.
- воспитывать нравственные качества путём организации взаимопомощи, обсуждения качеств, нужных на уроке.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование:
- Наборное полотно с цифрами.
- Образцы правильного решения примеров.
- Карточки для устного счёта.
- Алгоритмы решения примеров.
- План решения задачи.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Упражнение на дыхание «Новый урок».
На занимательный новый урок
Дал старт заливистый звонок.
Вы готовы считать?
Быстро складывать и умножать.
– Какие качества и учебные навыки нам понадобятся на уроке?
Дети работают с карточками.
- Сообразительность
- Смекалка
- Лень (убираем)
- Внимание
- Шум (убираем)
- Усидчивость
– Берём их с собой на урок?
II. Проверка домашнего задания
Внимание! Внимание!
Начинаем урок с проверки домашнего задания.
Домашнее задание: № 726, стр. 158.
Задача: На 2 грядки посадили по 214 кустов земляники, а на 3 грядки по 103 куста. Сколько кустов земляники посадили?
– О чём решали задачу? (Задача о кустах
земляники.)
– Кто готов объяснить решение задачи?
– Я задачу решил в три действия:
1. Первым действием узнал, сколько кустов
земляники посадили на две грядки: 214 к. х 2 = 428 к.
2. Вторым действием узнал, сколько кустов
земляники посадили на трёх грядках. Нужно 103 к. х 3
= 309 к.
3. Третьим действием отвечаем на основной вопрос
задачи. Нужно 428 + 309 к. = 737 к.
Ответ задачи: 737 кустов земляники посадили.
– Кто согласен с ответом задачи?
Дети поднимают руки.
Вы помните, что без устного счёта
Не двинется с места никакая работа.
III. Устный счёт
Повторение табличного умножения и деления (с опорой на местный материал по картинке и примеру)
1. Одна футболка в магазине стоит 80 рублей. Сколько нужно заплатить денег, чтобы купить футболки всем мальчикам нашего класса? (80 р. х 9 = 720 р.)
2. Девочкам нашего класса купили юбки. За всю покупку заплатили 630 рублей. Сколько стоит одна юбка? (630 р. : 7 = 90 р.)
3.Школа закупила 200 пачек хозяйственного мыла. Каждая пачка стоит 5 рублей. Сосчитайте общую сумму стоимости покупки. (5 р. х 200 = 1000 р.)
– Что мы повторили, решая эту задачу? (Мы повторили таблицу умножения и деления.)
IV. Подготовка к изучению нового материала
– А вот перед вами другое задание.
- Прочитайте числа, которые записаны на доске. (48, 482, 824, 284)
- Назовите самое маленькое число. (Это число – 48)
- Назовите самое большое число. (Самое большое число – 824)
- Назовите число предыдущее 824. (Число, которое стоит перед 824, это – 823)
- Разложите его на разрядные слагаемые. (823 = 800 + 20 + 3)
- Назовите число, следующее за числом 284. (У числа 284 последующее число 285)
- Разложите число 285 на разрядные слагаемые. (285 = 200 + 80 + 5)
Вывод: я согласна с вашими ответами. Молодцы!
– Вспомните, как выполняется умножение трёхзначного числа на однозначное число?
214 х 2
214 = 200 + 10 + 4
200 х 2 = 400
10 х 2 = 20
4 х 2 = 8
400 = 20 = 8 = 428
Вывешивается алгоритм. (Порядок действий нарушен)
- Записываю ...
- Раскладываю на ...
- Складываю ...
- Умножаю единицы ...
- Умножаю сотни ...
- Умножаю десятки на данное число.
- Пишу ...
– Ребята, ваша задача – правильно расположить порядок действий при выполнении умножения трёхзначного число на однозначное число.
– Сейчас нам с вами нужно найти одно слово, которое имеет прямое отношение к теме нашего урока.
Слово заветное знать не хотите?
Ключ в этих буквах –
Примеры решите.
45 | 18 |
9 |
32 |
3 |
10 |
18 |
|
|
|
|
|
|
|
– В этом задании вы должны проявить смекалку и
сообразительность, т.е. те качества, которые в
начале урока мы договорились взять с собой.
– Какое слово у вас получилось? (Получилось
слово «деление».)
– Чем мы будем заниматься на уроке? (Мы будем
делить.)
– Прочитайте хором тему нашего урока. (Деление
трёхзначного числа на однозначное число.)
– Так значит чему мы будем с вами учиться? (Мы
будем учиться делить трёхзначные числа, на
однозначные числа.)
– Давайте поставим цель нашей работы.
А) Работа по образцу выполнения деления
– Посмотрите внимательно на образец и скажите,
что нужно сделать вначале?
– Что будем делать дальше?
– Третий шаг?
– Четвёртый шаг?
– Пятый шаг?
246 : 2 = 246 = 200 + 40 + 6 200 : 2 = 100 40 : 2 = 20 6 : 2 = 3 100 + 20 + 3 = 123 |
Б) Работа по алгоритму с объяснением учителя
Пишу пример: 246 : 2 =
Раскладываю число 246 на разрядные слагаемые:
246 = 200 + 40 + 6
Делю сотни: 200
: 2 = 100
Делю десятки: 40 : 2 = 20
Делю единицы: 6 : 2 = 3
Складываю полученные результаты: 100 + 20 + 3 = 123
Записываю ответ: 123
– Кто может объяснить решение следующего примера.
Один ученик работает у доски, объясняя каждый свой шаг по алгоритму.
– Что мы сейчас делали? (Решали примеры на
деление.)
– Чему научились? )Научились делить
трёхзначные числа на однозначные числа.)
– Кто сможет самостоятельно решить примеры?
В) Работа в тетрадях
– Откройте тетради и посмотрите свои оценки.
– Поднимите руки те, у кого стоит "5". Это
хороший результат.
– Запишите в тетради число и тему урока.
– Откройте учебники стр. 158 № 728.
– Решите примеры по образцу. Образец записать в
тетрадь.
– Кто не понял, как нужно решать такие примеры? (Индивидуальная
работа)
– Следующие примеры решаем самостоятельно.
– После того, как работа будет выполнена, мы
проверим правильность выполнения задания.
– Настя, назови нам свои ответы.
– У всех ли получились такие же ответы?
Игра «Делится – не делится» (закрепление деления)
– Я называю пару чисел. Ваша задача: если числа делятся между собой, то вы тихо встаёте; если не делятся, то хлопаете в ладоши.
248 : 2 = ;
367 : 3 = ;
848 : 4 = ;
481 : 2 = ;
936 : 3 = ;
695 : 3 = .
Г) Решение задачи по краткой записи
– Подумайте и составьте задачу, начав словами:
За неделю наша школа расходует…
– О чём эта задача? (Эта задача об овощах:
картофеле и моркови.)
– Что известно в задаче? (Известно, что
картофеля расходуется 488 кг.)
– Что сказано про морковь? (Моркови
расходуется в 4 раза меньше, чем картофеля.)
– Каким действием узнаем, сколько израсходовали
моркови? (Действием деления 488 : 4 = 122 кг)
– Можно ли теперь ответить на вопрос задачи? (Сложим
картофель и морковь вместе и ответим на вопрос
задачи.)
Решение задачи на доске и в тетрадях с комментариями.
VI. Закрепление
А) Работа с учебником. Стр. 159 № 731
Б) Чтение задачи
– Сможем ли сразу ответить на вопрос задачи? (Нельзя.
Сначала нужно узнать, сколько проволоки
отрезали.)
– Как это узнать? (Нужно 484 : 4)
– Как ответить на вопрос задачи? (Нужно из 484
вычесть то, что получилось в первом действии.)
В) Решение задачи в тетради самостоятельно
Проверка решённой задачи.
– Сколько проволоки отрезали? (Отрезали 121 мм.)
– Какой длины остался кусок проволоки? (Осталось
363 мм.)
VII. Домашнее задание.
– Дома вы должны решить № 734стр. 159. Деление выполняется точно так же, как сегодня мы решали в классе.
– Чему новому научились сегодня на уроке? (Мы
научились делить трёхзначное число на
однозначное число. )
– Пригодились ли вам те качества и учебные
навыки, которые мы взяли с собой на урок? (Да,
пригодились.)
– Нужны ли эти качеств в нашей жизни? (Нужны.)
– Прочитайте фразу, которая спряталась на
оборотной стороне карточек.
– Как вы понимаете слово «впросак»? По своей оплошности очутиться в неприятном, невыгодном положении.)
– Понравился вам урок? Чем?
Комментирование оценок.