Обучение письму в начальной школе

Разделы: Начальная школа


На различных этапах содержание обучения письму будет различным, однако надо всегда быть последовательным в обучении и идти путем от простого к сложному. Именно поэтому на начальном и среднем этапах обучения в школе формирование письменной речи не рассматривается в качестве цели обучения. Письмо как самостоятельный вид речевой деятельности используют лишь на старшем, завершающем этапе. Но путь к письменной речи довольно длителен и далеко не прост. Успех завершающего этапа во многом зависит от того, насколько хорошо были сформированы базовые навыки письма как такового.

Обучение графике

Чтобы человек научился писать на иностранном языке, прежде всего необходимо научиться писать буквы. Здесь обучение письму теснейшим образом взаимодействует с обучением чтению. Установление графемно-фонемных соответствий на данном этапе идет одновременно. Что толку уметь писать буквы, если не знать, какие звуки они могут передавать, и наоборот. Письмо и чтение основаны на единой графической системе, и именно данное положение определяет требования к обучению графике в целом, а на начальном этапе в особенности.

В современных учебных программах определено, что учащиеся должны овладеть полупечатным-полупрописным шрифтом. Так правы ли те учителя, которые вводят прописной шрифт на уроке, заставляют учеников покупать прописи и каллиграфически выводить в них буквы? Ответ однозначен – НЕТ.

Чему учить на начальном этапе?

  1. Узнавать буквы и передаваемые ими звуки, называть их и различать

  2. Писать эти буквы правильно, с учетом свойственной им конфигурации

  3. Правильно соединять буквы в словах

Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что

у каждой буквы и цифры есть своя допустимая ширина, высота, особенности соединения с другими буквами. Все это и есть графика.

Ниже предлагается упражнение, цель которого научить учащихся распознавать буквы.

Какие буквы здесь спрятались?

Определение возможных сложностей

  • Речь может идти о различных видах интерференции: внутриязыковая терференция – буквы, имеющие сходные элементы в рамках одного языка, представляют значительную рудность. Например: b-d-p-q; t-f-l. Немалую роль в технике написания играют и соединения букв. Помимо этого отметим и отличия в конфигурации знакомых символов, например в написании цифр 7 и 4. Межъязыковая интерференция – схожие по написанию буквы родного и иностранного языков могут путаться, особенно если они передают разные звуки. Например: русские и латинские Мм – Mm, Тт – Tt, Рр – Rr.
  • Написание на основе фонетического принципа.

Группа слов, где количество букв соответствует количеству звуков, представляет наименьшую сложность, однако и здесь не все просто для начинающих. Графемно-фонемные соответствия формируются в процессе длительной и кропотливой работы, особенно если буквы и звуки родного и иностранного языков так же непохожи, как и в русской кириллице и западноевропейской латинице. Правда, кто-то справедливо заметил, что сегодня с появлением на нашем рынке всевозможных “Марсов” и “Сникерсов” этот процесс стал не таким болезненным.

  • Буква пишется, но не имеет звукового эквивалента.

Речь идет о традиционных правилах чтения. Здесь необходимо формировать парадигматические связи слов на уровне графической формы, создавать определенный ассоциативный ряд. Опосредованно это помогает и формированию лексических навыков и, конечно, позволяет осуществляет положительный перенос при чтении.

  • Типичные буквосочетания и передаваемые ими звуки.

Можно составить длинный список наиболее распространенных буквосочетаний, причем это могут быть и гласные, и согласные. Основная трудность данной группы состоит в том, что здесь правила чтения могут изменяться. Во всяком случае, когда речь идет об английском языке. Сравните: head [hed], great [greit], heart [ha:t] и т.д.

  • Трудные словарные слова.

Это те слова, которые практически невозможно объяснить, а надо запомнить. Часто это слова, которые имеют древний корень, как, например, английские слова “daughter, neighbour, one”, или являются заимствованиями из других языков – “restaurant”.

Предлагаемые ниже упражнения направлены на формирование навыков письма.

  1. Найди в каждом слове одинаковые буквы, выпиши одну из них, припиши
  2. к ней заглавную:

    Пример: little – tT
    Ann, five, kitten, scrabble, bicycle, doll, Granny, nine, mother, roller-skate,
    sister, brother.

  3. Найди в каждом ряду слово, отличное от остальных и запиши его:
  4. 1) toy toy toy toy boy toy toy toy toy toy

    2) walk work work work work work work
    3) can can can can can can can can can car
    4) nice nice nice mice nice nice nice nice nice.

  5. Найди в каждом слове знакомые буквы, подбери к ним заглавную букву
  6. и запиши её:

    Пример: aunt
    – n N
    -t T
    mother, father, my, family, grandmother, sister, grandfather, aunt, uncle.

  7. Найди в каждом слове знакомые буквы, подбери к ним маленькую букву
  8. и запиши её:

    Пример: UNCLE – N n
    L l
    FROM, GRANNY, LONDON, DOLL, LITTLE, AND, BICYCLE, HIS, HER.

  9. Найди в каждом слове одинаковые буквы, выпиши одну из них, припиши к ней маленькую:

Пример: BRITAIN – Ii

GREEN, WILLY, THREE,TELEPHONE, ENGINEER, OFFICER, DOCTOR, VOLLEYBALL, THERE, WHERE.