Кардинальные перемены во всех сферах человеческой жизни, новые модели деятельности вкупе с изменившимися социальными условиями ставят перед каждым учебным заведением задачу создания эффективной системы подготовки высококвалифицированных специалистов, свободно владеющих современными информационными технологиями.
Модернизация системы образования на основе широкого использования информационных технологий открывает сегодня новые перспективы и поразительные возможности для обучения.
Необходимо помнить, что в третье тысячелетие вступило новое поколение молодежи с принципиально иными качествами личности, ценностными установками, жизненными ориентирами, которые к качеству образования предъявляют новые требования. Иными словами, в качестве цели образования выступает человек не только реализующий, но и человек рефлексирующий, меняющийся, развивающийся – человек возможностей, готовый стать профессионалом.
Наличие дома персональных компьютеров, другой различной техники способствует повальному увлечению молодежи информационными новинками в разных областях. Увлеченные молодые люди ощущают себя всезнающими и всемогущими, черпая знания из « безмерной бочки» под названием Интернет. На практике же результаты такой эйфории для учебного процесса приносят только вред. Связано это с отсутствием у них достаточной базы знаний для фильтрации информации и тем, что основная энергия направляется на обучение использования приборов.
Наша задача – увеличить эффективность учебного процесса путем адаптации традиционных образовательных технологий и созданию принципиально новых технологий приобретения научных знаний, новых педагогических подходов и методик преподавания, которые станут подходящим инструментом для пропаганды осмысленного заинтересованного обучения.
Так как с помощью зрения человек воспринимает около 80% всей поступающей информации, а современной молодежи, по данным статистики, удобнее наблюдать и воспринимать происходящее с экрана монитора, чем только на слух, то решающая роль в повышении интереса к обучению принадлежит новым информационным технологиям, в которых компьютер рассматривается как средство учебной деятельности в соответствии запросов информационного общества и основным назначением которого являются :
- Развитие коммуникационных способностей обучающихся;
- Формирование критического мышления;
- Обучение восприятию информации с экрана совместно с речью преподавателя;
- Оценка качества информации;
- Повышение общекультурного уровня обучающихся.
Использования информационных технологий предполагает наличие учебного класса, оснащенного компьютерами, соединенными в локальную сеть, сканера, цифровой или видеокамеры, наличие мультимедийного слайд – проектора, позволяющего демонстрировать наглядные модели, которые могут быть выполнены в виде слайдов, рисунков, опорных конспектов, таблиц, подвижных схем, компьютерных презентаций на основе мультимедиа, электронных учебников, библиотек, тренажеров, обучающих программ.
Главная и основная цель использования наглядных информационных технологий – сделать уроки нагляднее и интереснее, представить новую информацию и закрепить полученную, создавать проблемные ситуации, упростить объект изучения в целях подчеркивания его принципиально важных компонентов.
Преимуществом использования наглядных информационных технологий является возможность эффективной реализации следующих принципов:
- Индивидуализация работы обучающихся, то есть работа в темпе, соответствующем его индивидуально-психологическим особенностям;
- Обратная связь в ходе обучения, при котором каждый обучающийся находится в поле зрения;
- Работа обучающихся на уроке становится более организованной, преподаватель или мастер производственного обучения меньше времени тратит на решение организационных проблем, и в результате – больший объем работы, выполняемый на уроке.
Несомненно, к уроку с использованием информационных технологий требуется колоссальная подготовка. А если еще к наглядным моделям приложить активное участие в процессе урока самого преподавателя или мастера, его опыт, знания, квалификацию, то каждый такой урок становится поистине уникальным. Он позволяет расширить не только методику преподавания, но и помогает открыть молодежи окно в современный мир.
В нашем лицее имеются две лаборатории ЭВМ, оснащенные мультимедийными установками и современными компьютерами.
Работу по реализации президентской программы РТ «Внедрение информационных технологий в процесс обучения» мы начали с использования компьютерных тест-программ «KROT» для анализа знаний по предмету. Такие тест-программы по заказу разрабатываются обучающимися по профессия «Оператор ЭВМ» и применяются как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях профессиональной направленности.
Плюсом таких тест-программ является то, что проходят они в непринужденной обстановке. Обучающиеся отвечают на вопросы и сразу же получают точную информацию о результатах опроса, что способствует формированию объективной самооценки и повышает мотивацию к обучению, ведь при прохождении такого теста приходится полагаться только на свои знания.
Следующим этапом в нашей работе является внедрение компьютерных технологий на всех этапах урока в виде слайд-шоу на мультимедийной установке или использования компьютерных презентаций.
Под руководством мастеров производственного обучений и преподавателей специальных дисциплин обучающимися разработана серия познавательных, обучающих и контролирующих программ по предметам история, татарский язык, информатика, физика, радиоэлектроника, математика, литература, ОБЖ, обработка металлов резанием, материаловедение, химия, ЭВТ, производственное обучение. Созданы программы для проведения классных часов и конкурсов профессионального мастерства.
В лицее имеется медиатека. Банк программно-педагогических средств регулярно выполняется курсовыми и дипломными работами обучающихся.
Наш лицей ориентирован на подготовку кадров для базового предприятия ОАО «Нижнекамскшина».
На рынке обучающей литературы пособия по подготовке специалистов шинного производства найти очень сложно, поэтому мультимедийные презентации, защита которых проходит во время поэтапных и итоговых аттестаций, являются уникальными, они представляют с собой востребованные методические пособия.
Параллельно с этим с большим энтузиазмом ведется плодотворная творческая работа по созданию профильных электронных учебников.
Особое внимание в лицее уделяется работе с одаренными обучающимися на основе проектных технологий, которые позволяют применить исследовательский подход к учебно-познавательной деятельности.
Используя информационные технологии, обучающиеся проводят самостоятельные исследования по актуальным вопросам современной жизни.
Мультимедийные презентации по теме «Мы за здоровой образ жизни», подготовленные обучающимися на занятиях кружка технического творчества «Программ-miss» получили распространение не только на классных часах в лицее, но и во многих школах города. Их использует во своей работе Федеральная Служба Госнаркоконтроля г. Нижнекамска и района.
Кружковцы активно участвуют в научно-практических конференциях, семинарах, проводимых в различных ВУЗах Нижнекамска и других учебных заведениях республики.
Их работы не раз были отмечены грамотами и дипломами 2 и 3 степени.
С 2005 года инженеро-педагогический коллектив лицея делится опытом своей работы на Всероссийском Фестивале «Открытый урок». 15 человек, дипломанты Фестиваля, имеют личные кабинеты на сайте «1 сентября» и, получив индивидуальные карточки с уникальным PIN-кодом, стали членами педагогического клуба «1 сентября».
На протяжении последних 5 лет обучающиеся лицея являются дипломантами Всероссийского Фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио». В 2008 году научно-исследовательская работа Хузиной Венеры «Останови угрозу миру» по антинаркотической тематике вошла в десятку лучших работ в России.
В 2007 – 2008 учебном году обучающаяся нашего лицея Кашапова Регина приняла участие и была единственным представителем Республики Татарстан на Всероссийской неделе «Компьютерные технологии – школьникам России» и межвузовской конференции молодых исследователей «Образование. Наука. Профессия», проводимой в городе Санкт-Петербург.
В том же году в Республиканских конкурсах «НПО – 21 век», «Техническое творчество», «Научно-исследовательская работа», обучающиеся лицея заняли первые места.
В заключении хотелось бы отметить, что использование компьютера в учебном процессе – не самоцель, а средство достижения результата. Знание информационных технологий, умение применить их в своей профессиональной деятельности является основной становления высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов.
Примечание редактора. Из-за размеров файла, превышающих допутимые, ссылка на презентацию не приводится. За материалом обращайтесь к автору статьи.