Тема: «Реостаты. Регулирование силы тока реостатом», 8 класс/
Тема урока: Реостаты. Регулирование силы тока реостатом.
Цели урока:
- Обучающие:
- познакомить учащихся с устройством и применением реостатов.
- Развивающие:
- развивать практические навыки сборки электрической цепи, умения использования электрических приборов, умения логически мыслить;
- расширять политехнический кругозор учащихся
- Воспитательные:
- прививать интерес и любовь к предмету;
- воспитывать выдержанность, тактичность, умение слушать товарищей; воспитывать аккуратность, четкость в ответах и действиях.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя: Cегодня
на уроке мы продолжаем изучение темы:
«электрический ток » и должны познакомиться с
очень важным электрическим прибором.
Давайте вспомним Пушкина: « Театр уж полон, Ложи
блещут» и вот прозвенел третий звонок, и …
перед началом спектакля медленно, постепенно
гаснут электрические лампы в зрительном зале.
Как же это происходит?
Внимание! Черный ящик.
На демонстрационном столе собрана простейшая
электрическая цепь (источник тока, лампочка на
подставке, реостат, ключ). Реостат находится в
черном ящике. Учитель демонстрирует выключение
лампочки с помощью ключа, а затем реостата.
Лампочка обыкновенного фонарика гаснет так же
медленно, как и лампы в кинотеатре.
Что же в черном ящике? Что бы ответить на этот
вопрос учитель предлагает учащимся получить
ключевое слово урока. Для этого необходимо
правильно ответить на вопросы и выбрать в слове
нужную букву, номер которой указан в скобках.
1. Физическая величина, характеризующая
свойство проводников ограничивать силу тока в
цепи (4)
2. Чертеж, на котором изображен способ соединения
электрических приборов в цепи (3)
3. Ученый, открывший очень важный закон
электричества (1)
4. Проводник, имеющий определенное сопротивление
(5)
5. Слово, означающее движение или течение чего-то
(1)
6. Прибор для измерения силы тока в цепи (1)
7. Единица измерения напряжения (5)
В ходе работы учитель задает дополнительные вопросы для подготовки к хорошему восприятию новой темы, при этом ученик получает жетон за правильный ответ, в конце урока это учитывается при выставлении оценок
Вопросы:
К №1 а) От каких величин и как зависит
сопротивление проводника?
б) Длину проводника увеличили в 2 раза, что
произошло с сопротивлением проводника и с силой
тока в нем?
в) В электроплитке перегорела спираль, нашли
точно такую же, из такого же материала и той же
длины, но в 2 раза меньшего сечения, что нужно
сделать, чтобы сопротивление новой было равно
сопротивлению прежней?
К №4. Как обозначается на схемах резистор?
К №5. Как направлен ток в электрической цепи?
К №6. Как включается амперметр в электрическую
цепь?
К №7 Напряжение на лампочке карманного фонарика
6,3 В. Что это значит?
На доске заранее заготовлена табличка, в которую ребята по очереди вписывают необходимые буквы
Р | Е | О | С | Т | А | Т |
1 2 3 4 5 6
Учитель: На практике часто бывает необходимо регулировать силу тока в цепи, не только в зрительном зале. Водитель трамвая или троллейбуса, трогая машину с места, должен постепенно увеличивать силу тока в электродвигателе, иначе получится сильный рывок. Изменяют силу тока в динамике радиоприемника, регулируя громкость. Скорость вращения вала электродвигателя швейной машины также изменяется при изменении силы тока. Для уменьшения или увеличения силы тока служат приборы называемые реостатами (открыть черный ящик и показать реостат)
III. Объявляется тема и цель урока.
Ученики делают записи в тетради/
Учитель: Простейшим реостатом может служить простая проволока с очень большим удельным сопротивлением. Для выяснения, что же лежит в основе принципа действия реостата, обратимся к опыту.
Просмотр фрагмента №4 фильма «Постоянный электрический ток», «Зависимость сопротивления проводника от его длины».
Комментарий учителя: при помощи подвижного контакта можно уменьшать или увеличивать длину включенного в цепь участка проволоки, тем самым, изменяя сопротивление цепи, а значит и силу тока в ней. Однако такой реостат неудобен в обращении из-за больших размеров. Догадались уменьшить размеры прибора и сделали его компактным.
Просмотр фрагмента №5 фильма «Постоянный электрический ток». «Устройство и действие реостата».
Сообщить ребятам, что дома они должны будут приготовить рассказ о реостате, напомнить уже известный план.
План рассказа о физическом приборе:
1. Историческая справка
2. Название и назначение
3. Устройство
4. Принцип действия
5. Условное изображение на схемах
6. Применение
По первому вопросу учитель сообщает, что слово реостат произошло от греческого реос – течение, поток, статос – неподвижный.
1840 год Б.С.Якоби доложил на заседании Петербургской академии наук об изобретении регулятора силы тока.
Определение: Устройство для регулирования и ограничения силы тока в электрической цепи называют реостатом.
Применение реостатов: Различают
реостаты пусковые, пускорегулировочные,
нагрузочные, реостаты возбуждения.
Реостаты бывают жидкостными и угольными. В
старших классах мы будем изучать реостаты,
являющиеся делителями напряжения -
потенциометры
Сегодня на уроке познакомимся с ползунковым и
ступенчатым реостатом.
Знакомство со ступенчатым реостатом
На раме из изолятора укреплены проволочные
спирали. Нижние концы спиралей закреплены на
контактах и расположены по дуге окружности.
Металлический рычаг может касаться любого из
этих контактов и включать в цепь то или иное
количество спиралей. Сопротивление при этом
изменяется как бы ступенями. Это не очень удобно,
т к сопротивление меняется рывками.
При работе реостаты нагреваются, допустимое
нагревание на 70-80 °С над окружающей температурой,
при сильных токах применяют реостаты из толстой
проволоки, никогда обмотку не делают в несколько
рядов. Иногда применяется не круглая проволока, а
плоская лента, при той же площади сечения
поверхность соприкосновения с воздухом будет
больше и охлаждение лучше.
IV Знакомство с устройством реостата
Порядок выполнения работы
1. Ознакомься с устройством лабораторного
реостата. Найди у реостата
керамический цилиндр, никелиновую проволоку,
присоединение ее концов к зажимам, металлический
стержень, ползун.
2. Запишите паспортные данные реостата
3. Ответьте на вопросы:
- Как изолированы витки проволоки друг от друга у реостата?
- Почему для изготовления реостата используют никелиновую проволоку?
- Какова роль ползуна реостата?
- Что означают числа в паспорте реостата?
- Как включается реостат в электрическую цепь?
Учитель предлагает учащимся изучить ползунковый реостат, пользуясь § 47 учебника (стр109) (на каждой парте лабораторный реостат). Обратить внимание ребят на то, что на каждом реостате имеется надпись, где указаны сопротивление обмотки и максимально допустимая сила тока, которую она может выдержать .
V. Практическое задание: Регулирование силы тока реостатом.
Задание выполняется по указаниям к лабораторной работе №5 на странице 173. обратить внимание на правила пользования реостатом см стр. 174, а также технику безопасности при работе с электрическими цепями. Изобразить в рабочих тетрадях схему электрической цепи по рисунку на стр. 173. Работа с рисунком 76а, где стрелками показано направление тока, протекающего через реостат и со схемой:
Укажите положение ползунка реостата, если сопротивление реостата:
- Полностью выведено
- Полностью введено
- Введено наполовину
VI. Домашнее задание § 47 Л. №1350, 1356 (п), № 1338, 1342 (у).