Урок физики в 8-м классе "Реостаты. Регулирование силы тока реостатом"

Разделы: Физика


Тема: «Реостаты. Регулирование силы тока реостатом», 8 класс/

Тема урока: Реостаты. Регулирование силы тока реостатом.

Цели урока:  

  • Обучающие:
    • познакомить учащихся с устройством и применением реостатов.
  • Развивающие:
    • развивать практические навыки сборки электрической цепи, умения использования электрических приборов, умения логически мыслить;
    • расширять политехнический кругозор учащихся
  • Воспитательные:
    • прививать интерес и любовь к предмету;
    • воспитывать выдержанность, тактичность, умение слушать товарищей; воспитывать аккуратность, четкость в ответах и действиях.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя: Cегодня на уроке мы продолжаем изучение темы: «электрический ток » и должны познакомиться с очень важным электрическим прибором.
Давайте вспомним Пушкина: « Театр уж полон, Ложи блещут» и вот прозвенел третий звонок, и   … перед началом  спектакля медленно, постепенно гаснут электрические лампы в зрительном зале. Как же это происходит?

Внимание! Черный ящик.

На демонстрационном столе собрана простейшая электрическая цепь (источник тока, лампочка на подставке, реостат, ключ). Реостат находится в черном ящике. Учитель демонстрирует выключение лампочки с помощью ключа, а затем реостата. Лампочка обыкновенного фонарика гаснет так же медленно, как и лампы в кинотеатре.
Что же в черном ящике? Что бы ответить на этот вопрос учитель предлагает учащимся получить ключевое слово урока. Для этого необходимо правильно ответить на вопросы и выбрать в слове нужную букву, номер которой указан в скобках.

1. Физическая величина, характеризующая свойство проводников ограничивать силу тока в цепи (4)
2. Чертеж, на котором изображен способ соединения электрических приборов в цепи  (3)
3. Ученый, открывший очень важный закон электричества  (1)
4. Проводник, имеющий определенное сопротивление (5)
5. Слово, означающее движение или течение чего-то (1)
6. Прибор для измерения силы тока в цепи (1)
7. Единица измерения напряжения (5)

В ходе работы учитель задает дополнительные вопросы для подготовки к хорошему восприятию новой темы, при этом ученик получает жетон за правильный ответ, в конце урока это учитывается при выставлении оценок

Вопросы:

К №1 а) От каких величин и как зависит сопротивление проводника?
б) Длину проводника увеличили в 2 раза, что произошло с сопротивлением проводника и с силой тока в нем?
в) В электроплитке перегорела спираль, нашли точно такую же, из такого же материала и той же длины, но в 2 раза меньшего сечения, что нужно сделать, чтобы сопротивление новой было равно сопротивлению прежней?
К №4. Как обозначается на схемах резистор?
К №5. Как направлен ток в электрической цепи?
К №6. Как включается амперметр в электрическую цепь?
К №7 Напряжение на лампочке карманного фонарика 6,3 В. Что это значит?

На доске заранее заготовлена табличка, в которую ребята по очереди вписывают необходимые буквы

      Р             Е             О             С             Т             А             Т      

                  1                  2                  3                  4                   5                   6 

Учитель: На практике часто бывает необходимо регулировать силу тока в цепи, не только в зрительном зале. Водитель трамвая или троллейбуса, трогая машину с места, должен постепенно увеличивать силу тока в электродвигателе, иначе получится сильный рывок. Изменяют силу тока в динамике радиоприемника, регулируя громкость. Скорость вращения вала электродвигателя швейной машины также изменяется при изменении силы тока. Для уменьшения или увеличения силы тока служат приборы называемые реостатами (открыть черный ящик и показать реостат)

III. Объявляется тема и цель урока.

Ученики делают записи в тетради/

Учитель: Простейшим реостатом может служить простая проволока с очень большим удельным сопротивлением. Для выяснения, что же лежит в основе принципа действия реостата, обратимся  к опыту.

Просмотр фрагмента №4 фильма «Постоянный электрический ток», «Зависимость  сопротивления проводника от его длины».

Комментарий учителя: при помощи подвижного контакта можно уменьшать или увеличивать длину включенного в цепь участка проволоки, тем самым, изменяя сопротивление цепи, а значит и силу тока в ней. Однако такой реостат неудобен в обращении из-за больших размеров. Догадались уменьшить размеры прибора и сделали его компактным.

Просмотр фрагмента №5 фильма «Постоянный электрический ток». «Устройство и действие реостата». 

Сообщить ребятам, что дома они должны будут приготовить рассказ о реостате, напомнить уже известный план.

План рассказа о физическом приборе:

1. Историческая справка
2. Название и назначение
3. Устройство
4. Принцип действия 
5. Условное изображение на схемах
6. Применение

По первому вопросу учитель сообщает, что слово реостат произошло от греческого реос – течение, поток, статос – неподвижный.

1840 год Б.С.Якоби доложил на заседании Петербургской академии наук об изобретении регулятора силы тока.

Определение: Устройство для регулирования и ограничения силы тока в электрической цепи называют реостатом.

Применение реостатов: Различают реостаты пусковые, пускорегулировочные, нагрузочные, реостаты возбуждения.
Реостаты бывают жидкостными и угольными. В старших классах мы будем изучать реостаты, являющиеся делителями напряжения - потенциометры
Сегодня на уроке познакомимся с ползунковым и ступенчатым реостатом.

Знакомство со ступенчатым реостатом

На раме из изолятора укреплены проволочные спирали. Нижние концы спиралей закреплены на контактах и расположены по дуге окружности. Металлический рычаг может касаться любого из этих контактов и включать в цепь то или иное количество спиралей. Сопротивление при этом изменяется как бы ступенями. Это не очень удобно, т к сопротивление меняется рывками.
При работе реостаты нагреваются, допустимое нагревание на 70-80 °С над окружающей температурой, при сильных токах применяют реостаты из толстой проволоки, никогда обмотку не делают в несколько рядов. Иногда применяется не круглая проволока, а плоская лента, при той же площади сечения поверхность соприкосновения с воздухом будет больше и охлаждение лучше.

IV Знакомство с устройством реостата

Порядок выполнения работы

1. Ознакомься с устройством лабораторного реостата. Найди у реостата    керамический цилиндр, никелиновую проволоку, присоединение ее концов к зажимам, металлический стержень, ползун.
2. Запишите паспортные данные реостата
3. Ответьте на вопросы:

  • Как изолированы витки проволоки друг от друга у реостата?
  • Почему для изготовления реостата используют никелиновую проволоку?
  • Какова роль ползуна реостата?
  • Что означают числа в паспорте реостата?
  • Как включается реостат в электрическую цепь?

Учитель предлагает учащимся изучить ползунковый реостат, пользуясь § 47  учебника (стр109) (на каждой парте лабораторный реостат). Обратить внимание ребят на то, что на каждом реостате имеется надпись, где указаны сопротивление обмотки и  максимально допустимая сила тока, которую она может выдержать .

V. Практическое задание: Регулирование силы тока реостатом.

Задание выполняется по указаниям к лабораторной работе №5 на странице 173. обратить внимание на правила пользования реостатом см стр. 174, а также технику безопасности при работе с электрическими цепями. Изобразить в рабочих тетрадях схему электрической цепи по рисунку на стр. 173. Работа с рисунком 76а, где стрелками показано направление тока, протекающего через реостат и со схемой:

Укажите положение ползунка реостата, если сопротивление реостата:

  • Полностью выведено
  • Полностью введено
  • Введено наполовину

VI. Домашнее задание § 47 Л. №1350, 1356 (п),  № 1338, 1342 (у).