1. Технологические характеристики личностно ориентированного урока
Основной формой учебных занятий является урок. Современный личностно ориентированный урок не только динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия учителя и ученика, но и развивающая система, связанная с окружающей средой в первую очередь информационными каналами.
Являясь формой реализации образовательного процесса, личностно-ориентированный урок состоит из известных компонентов традиционного урока, но их функции и реализация существенно изменяются.
Цель - запрограммированный результат, который человек должен получить в процессе осуществления той или иной деятельности. Цель должна быть диагностичной (проверяемой) и операциональной (достигаемой). Цели могут быть представлены двумя видами: цели деятельности учителя и цели деятельности ученика.
Цели деятельности учителя направлены на развитие личности ученика:
- развитие позитивных индивидуальных свойств ученика: способностей, интересов, склонностей;
- развитие у обучающихся интеллектуальной, исследовательской, информационной, коммуникативной, рефлексивной культуры;
- развитие личностно-смыслового отношения обучающихся к изучаемому предмету;
- развитие ценностного отношения обучающихся к окружающей действительности.
Обучающие цели могут быть следующими:
- организовать работу обучающихся по изучению и первичному закреплению фактов, понятий, правил, законов и т.п.;
- организовать деятельность обучающихся по самостоятельному применению знаний и умений в разнообразных ситуациях;
- обеспечить контроль ЗУН обучающихся по теме.
Такие цели позволяют качественному усвоению изучаемого материала.
Содержание - основа, стержневая линия личностно ориентированного урока. Она включает не только теоретические сведения, но и задачи, упражнения, вопросы учителя. В процессе усвоения материала воспроизводятся основные функции личности: свобода выбора, сознательное отношение к предмету своей деятельности и другие.
В рамках личностно ориентированного урока содержание обучения ориентируется на различные типы и уровни усвоения.
Формы организации личностно ориентированного урока могут быть самыми разнообразными. Важным является использование таких средств, с помощью которых учитель добивается включения каждого ученика в активную целенаправленную учебно-познавательную деятельность на основе сочетания различных видов деятельности.
Методы обучения - это система целенаправленных действий учителя, организующих учебную деятельность учащихся, ведущую к достижению цели урока.
Реальный результат личностно ориентированного урока выражается, прежде всего, в тех знаниях, умениях, навыках, которые приобрели обучающиеся в ходе урока. Нельзя забывать об использовании возможностей для воспитания и развития обучающихся.
Таким образом, личностно ориентированный урок состоится тогда, когда:
1. Учителем будут созданы условия, превращающие обучающегося в субъект, заинтересованный в учении, в саморазвитии.
2. Учитель будет являться организатором и помощником учебно-познавательной деятельности обучающихся, а не главным действующим лицом на уроке.
3. Субъектная роль ученика будет включать свободу выбора уровня обучения, его темпа.
4. Учебный процесс будет организован через диалог или полилог.
Таблица. Сравнение целей деятельности учителя при организации традиционного и личностно ориентированного уроков (разработано С.В.Зайцевым)
Цели традиционного урока | Цели личностно ориентированного урока |
1. Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений, навыков | 1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта |
2. Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий | 2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий |
3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам | 3. Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала |
4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми | 4. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком |
5. Планирует и направляет детскую деятельность | 5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность |
6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки | 6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки |
7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми | 7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение |
8. Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых | 8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения |
2. Реализация личностно ориентированного подхода в обучении путем активизации познавательной деятельности обучающихся.
Личностно ориентированный подход к обучению считаю ведущим при организации учебно-воспитательного процесса. Такое обучение направлено на развитие и саморазвитие ребенка, становление его как личности с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей.
Для реализации личностно ориентированного подхода в условиях сельской малокомплектной школы передо мной встали задачи: как организовать процесс обучения, чтобы информация, даваемая через содержание учебного материала, превращалась в индивидуальные знания; какие приемы использовать в своей работе, чтобы каждый ученик чувствовал себя полноценной личностью.
1. Одним из важнейших показателей благополучия общества является здоровье подрастающего поколения. В своей работе использую здоровьесберегающие технологии. Главная задача таких технологий - сохранить здоровье детей в процессе обучения. Это важно и потому, что с состоянием здоровья связана успешность обучения.
Здоровьесберегающие технологии использую в своей работе в течение нескольких лет, но в условиях личностно ориентированного обучения приоритетными считаю:
3. Комплексное использование личностно ориентированного подхода.
Приемы: Чередование различных видов учебной деятельности на уроке, которые снимают нагрузку, связанную с поддержанием рабочей позы (за урок 4-6 видов деятельности: работа у доски, рассматривание наглядных пособий и их передача другому ученику, устный опрос, работа с текстом, слушание учителя или одноклассников).
Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать форму работы (составление схемы, рассказ, работа у доски, работа по карточке).
4. Использование ТСО как средства интерактивного обучения.
Приемы: Рациональное использование ТСО, в т.ч. компьютера (создание и использование презентаций, использование мультимедийных электронных учебников на разных этапах урока).
Результаты: Обучающиеся на уроках географии чувствуют себя комфортно.
За время проведения урока или внеклассного мероприятия они не испытывают физического и эмоционального напряжения.
Вывод: Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся повысить учебную мотивацию и способствует успешной учебно-познавательной деятельности.
Основой современной педагогики является не только стремление к максимальному развитию творческих способностей каждого ученика, но и забота о воспитании физически и нравственно здорового гражданина. Особенно это актуально в сельской местности, где уровень общей культуры населения ниже, чем в городе.
Для активизации познавательного интереса к географии использую интерактивные игровые технологии - автор Б.П.Никитин. К таким технологиям можно отнести достаточно обширную группу методов и приемов, которые помогают организовать педагогический процесс и повысить познавательный интерес к предмету.
Игровую деятельность использую на разных этапах обучения:
- в качестве урока (обычно, урок-обобщение). Например, в 10-м классе по теме “Региональная характеристика мира” урок в форме блиц-турнира.
- в качестве элемента урока (проверка домашнего задания, закрепление; для организации учащихся на урок провожу географическую разминку). Например, “Географическая дуэль”, “Географическая цепочка”.
- в качестве технологий внеклассной работы (КВН). Внеклассное мероприятие - “Географический КВН”.
Результаты: У обучающихся развиваются общеучебные умения и навыки, наблюдается повышение учебной мотивации. В процессе игровой деятельности создаются условия для развития личности ребенка.
Вывод: Каждая игра реализует одновременно несколько педагогических целей.
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникабельности.
Развивающие: развитие внимания, речи, мышления, воображения, творческих способностей, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии; развитие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; обучение общению.
В условиях личностно ориентированного обучения необходимо использование технологии уровневой дифференциации на основе обязательных результатов - автор В.В.Фирсов.
Несмотря на малую наполняемость классов в школе, обучающиеся различаются по уровню сформированности мыслительных процессов. Детей условно можно разделить на три группы:
1. Дети, которые обладают высоким уровнем аналитико-синтетической деятельности, им доступны обобщения и абстрагирования. У этих детей ровная, выразительная речь, достаточно велик словарный запас.
2. Дети, которые не могут сконцентрировать внимание и в работе могут допустить ошибки.
3. У детей данной группы замедленная реакция на вопрос или задание учителя. Речь невыразительная, словарный запас беден.
Практически в каждом классе имеются обучающиеся всех трех групп. Моя задача заключается в том, чтобы всем обучающимся на уроке было интересно, комфортно. Результат обязателен для всех, но к результату каждый идет своим путем. Для этого на определенном этапе урока каждый ученик выполняет задание по своим силам.
Приемы: На уроках использую карточки-задания по теме урока трех уровней соответственно трем группам.
- Обучающиеся первой группы чаще других получают опережающие домашние задания, творческие задания с использованием дополнительной литературы.
- Организовываю работу в группах, куда входят обучающиеся как минимум двух групп. Один из ребят - консультант.
Алгоритм работы в дифференцированных группах (Приложение)
На уроке, используя данный алгоритм, получается положительный результат по всем трем группам обучающихся.
Обучающиеся первой группы, быстро усвоив материал, с удовольствием рассказывают другим обучающимся о том, что узнали. Для них не составило труда усвоить новый материал.
Обучающиеся второй группы также усвоили материал, т. к. они трижды его изучили: прочитав текст самостоятельно, пересказав ученику-консультанту, выслушав рассказ ученика-консультанта у доски. Я сделала вывод, что обучающимся этой группы для достижения обязательного результата необходимо неоднократное систематическое повторение.
Обучающимся третьей группы требуется больше времени на усвоение материала, поэтому на заключительном этапе урока предлагаю им карточки, соответствующие их уровню. Ответы на наиболее трудные для обучающихся вопросы разрешается искать в тексте учебника. Таким образом, обучающимся еще раз приходится обращаться к изучаемой теме.
Результаты: в рамках урока обучающиеся всех трех групп усваивают материал, осваивают практические умения и получают положительные оценки. Например, урок по теме “Части Мирового океана” в 6-м классе.
Технологию уровневой дифференциации в основном использую при изучении начального курса географии в 6-м классе, т. к. именно на начальной ступени изучения предмета я должна быть уверена, что все обучающиеся получили необходимые знания, умения и навыки, которые они будут применять в дальнейшем изучении предмета. Применение данной технологии дает позитивные результаты.
Вывод: В сельской малокомплектной школе рационально использовать приемы технологии уровневой дифференциации. При такой организации учебно-воспитательного процесса появляется возможность проверить уровень усвоения материала в рамках урока. Каждый обучающийся имеет возможность показать свои достижения в изучении темы, чувствуя себя полноценным членом коллектива.
В своей работе реализую исследовательский подход в обучении на уроках и во внеурочной деятельности.
Главной своей задачей вижу создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.
Формирование исследовательских навыков происходит целенаправленно с учетом возрастных особенностей обучающихся.
Практическую направленность исследовательского подхода реализую несколькими путями:
1. Проведение экскурсий, наблюдений, анализ полученных данных об изученной территории, составление отчета.
2. Проведение полевых практик по географии Смоленщины, практическое применение навыков исследования, умение проводить исследования в полевых условиях, сбор материала, его анализ, обобщение, систематизация; отчет о проделанной работе (групповой или индивидуальный).
3. Введение в урок анализа реальных жизненных ситуаций, например в 9-м классе по географии Смоленщины при изучении темы “Население” предлагаю исследовать вопрос о демографических проблемах своего населенного пункта. Вопросы: Почему в школе сокращается численность обучающихся? Почему исчезают с карты Смоленской области населенные пункты? Почему у вас нет брата или сестры?
4. Выполнение обучающимися опережающего домашнего задания. Такая работа выполняется самостоятельно с использованием дополнительной литературы. Задание представляется в виде докладов, рефератов, творческих работ, картосхем и представляется для обсуждения всему классу.
5. Работа эколого-географического лектория. Развивается память, культура речи, коммуникабельность, умение отстоять свою точку зрения.
6. Работа кружка “Юный исследователь”. Проведение собственных исследований, определение результатов, формулирование выводов, оформление работ, их презентация.
Результаты: Обучающиеся, систематически занимающиеся исследовательской деятельностью, полнее усваивают учебный материал, у них высока учебная мотивация, им интересно учиться.
Вывод: Исследовательский подход способствует реализации личностно ориентированного обучения. Прививается любовь к родному краю, формируется экологическая культура, т. к. формирование исследовательских навыков реализуется через изучение своего края.
Одна из современных технологий обучения - метод проектов. Проектный метод входит в жизнь как требование времени.
В своей работе применяю следующие виды проектов:
1. Исследовательские (тема “Изменение экологического состояния во времени на примере реки Касня”).
2. Творческие (тема “Путешествие по странам Африки”; тема “Экономико-географическая характеристика одной из отраслей промышленности мира. Металлургия”).
3. Ролево-игровые (тема “Путешествие капельки воды по большому круговороту из своего населенного пункта”).
4. Информационные (тема “Растения и животные Африки”).
5. Практико-ориентированные (тема “Творческий отчет о полевой практике по географии Смоленщины”).
Результат: Повысился уровень сформированности мыслительных умений обучающихся, занимающихся исследовательской и проектной деятельностью. Повысилось число обучающихся, желающих заниматься данным видом деятельности.
Вывод: Применение технологии проектов способствует развитию творческих способностей, развитию личностных качеств ученика.
Личностно ориентированное обучение тесно связано с применением новых информационно-коммуникационных технологий.
Для чего использую:
1. Для организации самостоятельной работы по овладению новым материалом.
2. Предполагается самостоятельное изучение нового материала по отдельной теме.
3. Для реализации дифференцированного обучения. Происходит усвоение материала всеми обучающимися, т.к. возможности компьютера позволяют управлять процессами на экране - замедлять или повторять материал по мере необходимости, фиксировать необходимую информацию.
4. Для контроля качества знаний. При использовании компьютерных тестов, практических заданий повышается обратная связь диагностики ошибок, т.е. можно вернуться к любому вопросу и повторить его снова.
5. Для реализации здоровьесберегающих технологий. Смена видов деятельности для повышения работоспособности путем использования информационных технологий на одном из этапов урока.
6. Для реализации исследовательского и проектного метода обучения. Создание самостоятельных презентаций, где учитель-консультант.
С обучающейся 7-го класса Ивановой А. в настоящее время мы готовим проект-путешествие “По странам мира”.
Результаты: В результате применения ИКТ в процессе обучения отмечается быстрое и полное усвоение изучаемого материала. У компьютера дети работают с полной отдачей.
Вывод:
- Стимулируется учебно-познавательная деятельность обучающихся.
- Обеспечивается рациональное сочетание различных видов учебно-познавательной деятельности.
- Повышается эффективность самостоятельной деятельности обучающихся по изучению географии.
Тезисы к статье Смирновой С.В., учителя географии МОУ Каснянской СОШ Вяземского района Смоленской области.
“Личностно ориентированное обучение и
воспитание школьников
на уроках географии путем активизации
познавательной деятельности”
(из опыта работы)
Личностно ориентированное обучение и воспитание школьников является ведущим при организации учебно-воспитательного процесса в современных условиях. Такое обучение направлено на развитие и саморазвитие ребенка, становления его как личности с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей.
В статье рассказывается о реализации личностно ориентированного подхода на уроках географии в условиях сельской малокомплектной школы.
Рассматриваются основные приемы работы по активизации познавательной деятельности школьников с использованием различных педагогических технологий.