Цели урока:
ХОД УРОКА
1. Речевая разминка
а) НАБЕРИТЕ ВОЗДУХ!
- произнесите на выдохе:
А-а-а
У-у-у
Ы-ы-ы
И-и-и
О-о-о
б) УГАДАЙ СЛОВО!
ТО-…… (ток, том, тоска, торт…)
в) СКОРОГОВОРКА!
Послушайте.
Простоквашу дали Клаше,
Не довольна Клаша.
Не хочу я простокваши,
Дайте просто каши.
2. Работа с текстом до чтения.
Беседа с учащимися.
- Какие жанры русского народного творчества вы знаете? (Пословица, поговорка, сказка, скороговорка …)
- О каком жанре устного народного творчества мы говорили на прошлом уроке? (О басне)
- А что вы знаете о басне как о жанре? (Это короткий рассказ, чаще в стихотворной форме. Героями басни в основном являются животные. Это помогает раскрыть типичные людские характеры и недостатки. В каждой басне есть мораль, то есть поучение)
- Кто является основоположником жанра басни? (Эзоп)
- Кого из баснописцев вы ещё знаете? (Ивана Андреевича Крылова)
- Сегодня мы с вами познакомимся ещё с двумя баснями: “Волк и ягненок”, “Муравей и голубь”.
3. Работа с текстом во время чтения.
а) Чтение басни “Волк и ягненок” учителем.
б) Ответы на вопросы по смысловому содержанию прочитанного. Наблюдение над языком басни.
- Что вам понравилось и что не понравилось в басне?
- Почему басню назвали “Волк и ягненок”, а не “Волчонок и ягненок”? (Волк – отрицательный герой. Посмотрите на суффикс)
- А кто такой ягненок?
- Как вы представляете себе волка и ягненка? Опишите их.
- Как вы понимаете слово попрекать? (Обвинять) … поносить? (Ругать)
- Что ответил ягненок на попрекания волка о том, что он мутит воду? Найди в тексте.
- Что сказал волк, видя, что не удалось ему обвинение?
- Что ответил на это ягненок?
- А как отреагировал волк? Докажи, найди в тексте.
- Какой можно сделать вывод? (Тот, кто сам совершает зло, обязательно хочет обвинить в этом другого.)
- А теперь давайте прочитаем в учебнике вывод Эзопа.
- Какой вывод тебе кажется более подходящим по смыслу?
Физминутка.
в) Чтение басни “Муравей и голубь” подготовленным ребенком.
- Что понравилось в басне, а что нет?
Дети читают басню самостоятельно.
г) Ответы на вопросы по смысловому содержанию прочитанного. Наблюдение над языком басни.
- Как вы думаете, почему басню назвали “Муравей и голубь”?
- Опишите их.
- Можно ли придумать другое название?
- Как вы понимаете слово источник? (Родник)
- Найдите в тексте, как голубь спас муравья.
- Что произошло, в то время, когда голубь спасал муравья? (В это время остановился поблизости охотник)
- А как муравей спас голубя?
- О чем говорит эта басня? (О том, что при случае и от бессильных бывает помощь)
- В какой другой басне Эзопа похожий сюжет и мораль? (Лев и мышь)
5. Итог урока. Домашнее задание.
- Итак, о чем сегодня мы говорили на уроке?
- Запишите домашнее задание: с.59–60, выразительное чтение.
- Урок окончен.