Урок-путешествие "По родному краю"

Разделы: Математика


Использование ИКТ на уроках позволяет формировать и развивать познавательную мотивацию школьников к получению новых знаний, помогает создавать условия успешности каждого ученика на уроке, значительно улучшает чёткость в организации работы класса или группы учащихся.

Данный урок является итоговым занятием по окончании изучения программного материала по теме: “Дробные числа”.

Главная задача урока – организовать применение учащимися полученных знаний и умений. На уроке предложен материал познавательного характера с целью создания мотива для деятельности каждого учащегося, умеющего проявить себя как личность, привлечения интереса к изучению такой сложной дисциплины как математика.

В заданиях проявилась межпредметная связь: с географией и историей Алтайского края, биологией и экологией. Урок сопровождался чередованием заданий, наглядностью, что способствовало развитию у детей зрительной памяти, внимания и мышления. Разнообразие форм позволило поддерживать работоспособность учащихся в течение всего урока.

Цели:

образовательные: систематизировать и обобщить изученный материал, проверить его усвоение с помощью практических заданий;

воспитательные: прививать интерес к изучению математики через исторический и познавательный материал из истории и географии родного края;

психологический аспект: развивать логическое мышление, воспитывать чувство взаимоподдержки.

Задача: организовать применение учащимися полученных знаний и умений.

Тип: комбинированный.

Форма: путешествие.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Приёмы: самостоятельная, индивидуальная, групповая, фронтальная работы.

Оборудование: карта Алтайского края, раздаточный материал, плакат-таблица, Презентация.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (слайд № 1).

Сегодня у нас необычный урок, потому что мы с вами отправляемся в путешествие по родному краю. В ходе путешествия мы должны с вами повторить основные понятия темы “Дробные числа”, выяснить, как вы усвоили действия с обыкновенными дробями, и познакомиться с занимательными сведениями из истории и географии родного края.

Эпиграф (слайд № 2):

Прилежны простирайте руки
И взор до самых дальних мест.
Пройдите землю и пучину,
И степи, и глубокий лес…
Везде исследуйте всечасно
Что есть велико и прекрасно! (М. В. Ломоносов)

2. Путешествие.

Итак, в путь! Прежде всего, давайте соберем рюкзак (слайд № 3-4).

Алтай так просто и коротко называют край. Далеко за пределами Сибири известен он неповторимыми ландшафтами, богатствами природы и творениями рук человеческих.

Алтай- слово произошло от тюркско-монгольского “алтан”, что значит золотой.

Алтай - чудесный край. Обширные равнины сменяются высочайшими горами Сибири. На его долю приходится 1,53% территории Российской Федерации, но этот процент составляет огромную площадь равную... (слайд № 7).

Да, на алтайской земле могли бы разместиться многие государства мира. Определите значение числового выражения, и вы узнаете - какое место по территории занимает наш край среди краёв России. (Слайд № 8)

Итак, среди краёв он занимает третье место, после Красноярского и Хабаровского. Протяженность территории края значительна. На несколько сотен километров край простирается с запада на восток и с севера на юг. А точные измерения вы скажите через минуту, выполнив задания по вариантам. Первый вариант с востока на запад, а второй с севера на юг (слайд № 8).

Тысячи больших и малых озёр раскинулись по равнинам и в горах Алтая. Кулундинское и Кучукское степные великаны. Знаете ли, вы ребята, на какой реке расположен город Бийск? Верно, на реке Бия (слайд № 9). Если мы поднимемся по реке Бии, то через 300 км мы достигнем её истока и попадём на Телецкое озеро (слайд № 10). Как же оно называется на алтайском языке? Вы знаете, ребята? Сейчас мы это с вами узнаем, решив следующие задания. По полученным ответам найдите в таблице соответствующие буквы (слайд № 11).

Пауза (слайд № 12):

Любой местный житель расскажет вам легенду о происхождении этого названия.

“Давно или недавно произошла эта история - никто не помнит, не осталось уже свидетелей тех трагических событий.

На Алтае было безденежье и голод, люди умирали с голоду.

Однажды один крестьянин, копая землю в своем огороде, нашел слиток золота, по форме напоминающий лошадиную голову. Возрадовался крестьянин, решил он это золото выменять на хлеб или мясо, чтобы его семья не умерла с голоду.

Только не получилось у него ничего, потому что у людей не было уже ни зерна, ни мяса. Это золото оказалось никому не нужным.

В страшной тоске и горе забрался крестьянин на самую высокую гору вокруг которой было озеро, и бросил тот слиток золота в воду.

С тех пор зовется это озеро - Алтынколь.”

Телецкое озеро часто и справедливо называют маленьким Байкалом. Это один из крупнейших водоёмов Южной Сибири.. По максимальной глубине – 325 м – оно занимает... И это вы узнаете сами, определив значение числового выражения (слайд № 13). Это одно из глубочайших озер нашей страны. С склонов гор стекают бурные потоками или низвергаются водопадами в озеро более... речек (слайд № 13), а вытекает ... (слайд № 13).

Многообразен животный мир Алтайского края. В крае обитает около 90 видов млекопитающих, более 300 видов птиц. Расположите числа в порядке возрастания и вы узнаете одного из обитателей Алтая (задание на каждую парту, приложение № 2).

Мировую славу Алтаю принесло камнерезное искусство. Большая часть изделий хранится в музеях Москвы и Санкт-Петербурга. В Эрмитаже экспонируется самая большая в мире “царица ваз”, изготовленная 1843 г. На её изготовление ушло 23 года.

Размеры этой вазы мы с вами сейчас узнаем, решив следующие уравнения (слайд № 14).

(Из истории. В феврале 1828 года, как свидетельствует документ, "к настоящему делу чаши приступлено было".

Сначала работы шли в каменоломне. 230 человек вытащили камень и с помощью воротов и бревенчатых лежней подтащили его к камнетесному сараю, подняли от земли на метровую высоту, утвердив на стойках. Около сотни камнетесов разом со всех сторон начали обрабатывать его долотами. Спустя два года камень уложили на особо устроенные деревянные дровни и вручную, с помощью воротов и бурлацких лямок, потащили в Колывань на шлифовальную фабрику. 567 человек впряглись в канаты и за восемь дней передвинули глыбу на 30 верст - расстояние, отделявшее каменоломню от фабрики.

Там рабочие приступили к обтеске верхней части (так называемого полотенца) чаши. На это ушел год. В 1832 году началось "вынятие внутренности чаши долотною работою" - кропотливейший, однообразный труд... Обтесывали, шлифовали, полировали. Практически все вручную. С предельной осторожностью, конечно, тоже вручную, долотами бригада резчиков - 42 человека - вела резьбу орнамента. И только в 1842 году все работы подошли к концу. "Орнамент проглажен, выровнен и в приличных местах отполирован". Но потом еще почти год девять мастеровых подправляли полировку.

Одновременно с этим шли поиски камня для пьедестала. Не раз и не два находили, казалось бы, нужный монолит. Однако, как только брались за его обработку, в камне обнаруживались внутренние пороки. Наконец к 1842 году пьедестал тоже был готов. В центре его просверлили отверстие для установки пирона - стального стержня, на который предстояло монтировать ножку чаши.

В общей сложности почти четверть века прошло от того времени, когда была найдена грандиозная яшмовая глыба, до дня, когда из Колывани сообщили о готовности отправить гигантскую вазу в столицу. Ее высота - 2,5 метра, большой диаметр - 5, малый - более 3 метров.

19 февраля 1843 года караван из 154 лошадей, впряженных в особо приспособленные сани (вроде "вагонов", как писалось в отчетах), повез чашу весом 660 пудов из Колывани к Барнаулу. Оттуда путь лежал к Уткинской пристани, что на уральской реке Чусовой. Через шесть месяцев "Царица" была доставлена в Санкт-Петербург. "Вещи таковой тяжести и величины, - писал впоследствии горный начальник Колывано-Воскресенских заводов Бегер, - до ныне отправляемо еще не было, потому и требовалось в пути особенно сметливое управление и неусыпная бдительность, чтобы при перегрузках чаши и в особенности следования ее сухим путем, упреждать все случаи, могущия повредить вещь, из каменных изделий столь редкую и драгоценную, и потому обязанность в сем случае господина Ивачева была ответственна и продолжительна".

В Петербурге "Царицу ваз", похоже, мало кто ждал. Баржа с ней долго стояла на Фонтанке у Аничкова моста. Затем деревянные ящики с чашей и пьедесталом выгрузили на набережную Невы против Эрмитажа. Поместить "Царицу" в парадном втором этаже Зимнего дворца, где были собраны выдающиеся произведе ния русских камнерезных фабрик, не представлялось возможным из-за ее веса и габаритов. О другом помещении заранее не подумали.

Только в 1845 году "Царице" отвели так называемый проезд недавно выстроенного здания Нового Эрмитажа. Там еще в течение четырех лет сооружали для нее особый автономный фундамент. Осенью 1849 года 770 рабочих подняли и поставили чашу на место. Однако вскоре проезд был перегорожен стенами, и колыванская "Царица" оказалась в вечном плену слишком тесного для нее зала...).

3. Подведение итогов.

Подошло к концу наше путешествие. Осталось подвести итоги. Чем мы занимались сегодня на уроке? Что нового узнали для себя?

4. Домашнее задание (слайд № 15).

Приложения