Цели:
- расширение читательского кругозора обучающихся, ознакомление с новой сказкой Х.К. Андерсена, с произведениями о Х.К. Андерсене;
- формирование навыков просмотрового и поискового чтения, осознанных умений и навыков работы с текстом;
- формирование оргдеятельностной, коммуникативной компетенций.
Литература и оборудование
- Учебная хрестоматия Л.А. Ефросининой 4 класс.
- Папка для работы каждой группе: листы с незаконченными высказываниями, листы-снежинки для письма по кругу, текст о Х.К. Андерсене (для 2-х групп), карточка-задание для самостоятельной работы в группе.
- Иллюстрации для прогнозирования.
- Портрет Х.К. Андерсена
Ход урока
I. Стадия вызова
– Мы продолжаем сегодня работу по разделу “Произведения зарубежных писателей”. Возьмите карточки с незаконченными высказываниями и допишите недостающие слова. Работайте вместе (в парах).
Карточка 1. Дополните высказывания недостающими словами
1. Главное действующее лицо в произведении________________________.
2. Создавая образ литературного героя, писатель стремится показать _______________________________________________________.
3. Случай, происшествие в череде событий произведения______________.
4. _________________ – весёлое вступление или завершение сказки в виде_______________.
5. _______________ – ложь, ___________ намёк_______________________ урок.
6. ____________ – это невымышленный рассказ о точных фактах из жизни человека, о событиях в стране. В __________ нет _____________________.
7. Сказку “Дикие лебеди” написал _________________________________.
– Проверяем (ученики зачитывают высказывания вслух).
– У кого также, поднимите руку.
– Какие произведения по жанру мы сегодня будем читать (сказку и очерк)?
– Мы продолжаем знакомиться с произведениями Х.К. Андерсена и его творчеством.
– Запишите в течение одной минуты в таблицу ЗХУ всё, что вы знаете об этом авторе.
Ученики работают самостоятельно в тетрадях для творческих работ.
– Поделитесь своими знаниями (учитель вписывает в аналогичную таблицу на доске известное детям).
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал |
– К концу урока постарайтесь заполнить в таблице графу “узнал”.
– Рассмотрите иллюстрации.
– Что в них общего? (Девочка со спичками).
– Так называется произведение, которое мы сейчас прочитаем.
“Дерево предсказаний”
– Выскажите предположение о сюжетной линии произведения с таким названием?
II. Стадия осмысления
Чтение с пометками
– Откройте “Хрестоматию” на 137 – ой странице. Сядьте поудобнее, приготовьтесь слушать. Во время чтения делайте пометки (чтение сказки Х.К. Андерсена “Девочка со спичками” учениками и учителем).
– Поделитесь мыслями о прочитанном. Оправдался ли прогноз содержания произведения?
– Какой была девочка? Что говорится в тексте о её жизни?
– О чём мечтала девочка? Что привиделось ей в пламени горевшей спички?
– Как автор относится к девочке? Обоснуйте свой ответ.
– Какие чувства вы испытываете к девочке?
– Зачитайте последний абзац текста.
– Что же было счастьем для девочки?
– А для вас что является счастьем?
– Для чего Х.К. Андерсен написал такую грустную и трогательную сказку?
– Вспомним слова А.С. Пушкина “ Сказка ложь да в ней намёк – добрым молодцам урок”.
– Вот что сказал о сказке в одном из своих произведений известный русский зоолог и писатель Н.П. Вагнер: “Тебе жаль всё доброе, хорошее, – и не жаль всё злое, дурное.… Ну, значит, сказка и достигла цели! На это она годна. Этим она и прекрасна и сильна. Ведёт она к добру, сеет отвращение к злу”.
– Пришло время дополнить таблицу (таблица ЗХУ).
– Объединяйтесь в группы.
– Вам предстоит работа с текстом (с пометками “инсерт”). Ознакомьтесь с карточкой – заданием и приступайте к работе.
Карточка-задание 2.
- Прочитайте текст, помечая знакомую (V) и новую (+) информацию.
- Подчеркните ключевые слова.
- Запомните фамилию автора и жанр прочитанного произведения.
- Подготовьте опорную табличку с ключевыми словами и выступление от группы.
- Работайте дружно, не мешая другим.
- Уважительно относитесь друг к другу, к чужой точке зрения.
1,2 группы читают очерк К. Паустовского “Великий сказочник”, “Хрестоматия”, с. 299,
3,4 группы – письмо мальчика середины XX века Х.К. Андерсену, “Хрестоматия”, с. 140,
5.6 группы – статья О.Н. Тимшуриной “Х.К. Андерсен”.
Презентация прочитанного классу, заполнение графы “узнал” в таблице ЗХУ.
III. Стадия рефлексии.
Составление синквейна по теме “Х.К. Андерсен”.
Письмо по кругу.
– Приближается волшебный, удивительный, долгожданный праздник Новый год. Чего хотели бы вы пожелать всем в канун Нового года? Напишите свои пожелания от каждой группы.
Домашнее задание:
Всем: выполнить задание в рабочей тетради на с. 78-79;
По выбору: письмо Х.К. Андерсену, придумать другой конец сказки, подготовить конкурс “Знатоки сказок Х.К. Андерсена”.