Технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП). Урок литературного чтения в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • расширение читательского кругозора обучающихся, ознакомление с новой сказкой Х.К. Андерсена, с произведениями о Х.К. Андерсене;
  • формирование навыков просмотрового и поискового чтения, осознанных умений и навыков работы с текстом;
  • формирование оргдеятельностной, коммуникативной компетенций.

Литература и оборудование

  1. Учебная хрестоматия Л.А. Ефросининой 4 класс.
  2. Папка для работы каждой группе: листы с незаконченными высказываниями, листы-снежинки для письма по кругу, текст о Х.К. Андерсене (для 2-х групп), карточка-задание для самостоятельной работы в группе.
  3. Иллюстрации для прогнозирования.
  4. Портрет Х.К. Андерсена

Ход урока

I. Стадия вызова

– Мы продолжаем сегодня работу по разделу “Произведения зарубежных писателей”. Возьмите карточки с незаконченными высказываниями и допишите недостающие слова. Работайте вместе (в парах).

Карточка 1. Дополните высказывания недостающими словами

1. Главное действующее лицо в произведении________________________.

2. Создавая образ литературного героя, писатель стремится показать _______________________________________________________.

3. Случай, происшествие в череде событий произведения______________.

4. _________________ – весёлое вступление или завершение сказки в виде_______________.

5. _______________ – ложь, ___________ намёк_______________________  урок.

6. ____________ – это невымышленный рассказ о точных фактах из жизни человека, о событиях в стране. В __________ нет _____________________.

7. Сказку “Дикие лебеди” написал _________________________________.

– Проверяем (ученики зачитывают высказывания вслух).

– У кого также, поднимите руку.

– Какие произведения по жанру мы сегодня будем читать (сказку и очерк)?

– Мы продолжаем знакомиться с произведениями Х.К. Андерсена и его творчеством.

– Запишите в течение одной минуты в таблицу ЗХУ всё, что вы знаете об этом авторе.

Ученики работают самостоятельно в тетрадях для творческих работ.

– Поделитесь своими знаниями (учитель вписывает в аналогичную таблицу на доске известное детям).

Знаю

Хочу узнать

Узнал

     

– К концу урока постарайтесь заполнить в таблице графу “узнал”.

– Рассмотрите иллюстрации.

– Что в них общего? (Девочка со спичками).

– Так называется произведение, которое мы сейчас прочитаем.

“Дерево предсказаний”

– Выскажите предположение о сюжетной линии произведения с таким названием?

II. Стадия осмысления

Чтение с пометками

– Откройте “Хрестоматию” на 137 – ой странице. Сядьте поудобнее, приготовьтесь слушать. Во время чтения делайте пометки (чтение сказки Х.К. Андерсена “Девочка со спичками” учениками и учителем).

– Поделитесь мыслями о прочитанном. Оправдался ли прогноз содержания произведения?

– Какой была девочка? Что говорится в тексте о её жизни?

– О чём мечтала девочка? Что привиделось ей в пламени горевшей спички?

– Как автор относится к девочке? Обоснуйте свой ответ.

– Какие чувства вы испытываете к девочке?

– Зачитайте последний абзац текста.

– Что же было счастьем для девочки?

– А для вас что является счастьем?

– Для чего Х.К. Андерсен написал такую грустную и трогательную сказку?

– Вспомним слова А.С. Пушкина “ Сказка ложь да в ней намёк – добрым молодцам урок”.

– Вот что сказал о сказке в одном из своих произведений известный русский зоолог и писатель Н.П. Вагнер: “Тебе жаль всё доброе, хорошее, – и не жаль всё злое, дурное.… Ну, значит, сказка и достигла цели! На это она годна. Этим она и прекрасна и сильна. Ведёт она к добру, сеет отвращение к злу”.

– Пришло время дополнить таблицу (таблица ЗХУ).

– Объединяйтесь в группы.

– Вам предстоит работа с текстом (с пометками “инсерт”). Ознакомьтесь с карточкой – заданием и приступайте к работе.

Карточка-задание 2.

  1. Прочитайте текст, помечая знакомую (V) и новую (+) информацию.
  2. Подчеркните ключевые слова.
  3. Запомните фамилию автора и жанр прочитанного произведения.
  4. Подготовьте опорную табличку с ключевыми словами и выступление от группы.
  5. Работайте дружно, не мешая другим.
  6. Уважительно относитесь друг к другу, к чужой точке зрения.

1,2 группы читают очерк К. Паустовского “Великий сказочник”, “Хрестоматия”, с. 299,

3,4 группы – письмо мальчика середины XX века Х.К. Андерсену, “Хрестоматия”, с. 140,

5.6 группы – статья О.Н. Тимшуриной “Х.К. Андерсен”.

Презентация прочитанного классу, заполнение графы “узнал” в таблице ЗХУ.

III. Стадия рефлексии.

Составление синквейна по теме “Х.К. Андерсен”.

Письмо по кругу.

– Приближается волшебный, удивительный, долгожданный праздник Новый год. Чего хотели бы вы пожелать всем в канун Нового года? Напишите свои пожелания от каждой группы.

Домашнее задание:

  1. Всем: выполнить задание в рабочей тетради на с. 78-79;

  2. По выбору: письмо Х.К. Андерсену, придумать другой конец сказки, подготовить конкурс “Знатоки сказок Х.К. Андерсена”.