Цели урока:
1. Изучить словообразование деепричастий.
2. Развить морфемные навыки.
3. Усвоить орфограмму “гласная перед суффиксом деепричастий”.
4. Совершенствовать навыки использования деепричастий в речи.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
(Игровая задача урока: правильно выполняя каждое задание, собрать поезд с пятью вагончиками)
2. Проверка домашнего задания. Зал ожидания (рис. № 3, 4, 5). Приложение. После выполнения этого задания к поезду прикрепляется первый вагончик.
а) № 247. Записать на доске, объяснить знаки препинания при одиночных деепричастиях (работает 1 человек).
б) Устно рассказать по опорному конспекту о деепричастии как части речи (параллельно работа с классом).
в) Запишите 2 предложения, объясните постановку знаков препинания при деепричастных оборотах. Определите вид деепричастий и суффиксы, с помощью которых они образованы.
1) Мальчик бежал сломя голову, не разбирая дороги и не оглядываясь назад.
2) Князь остановил кучера, не доезжая до аллеи, и, отворив дверцу, на ходу выскочил из кареты.
3. Объяснение нового материала по опорному конспекту. Станция отправления (рис. № 6, 7).
4. Закрепление материала. 1-й перегон (рис. № 8). После выполнения этого задания к поезду прикрепляется второй вагончик.
Расположите глаголы движения по быстроте действия. Образуйте от них деепричастия. Определите вид глаголов и деепричастий. Обозначьте суффиксы.
Образец:
Семенить – семенят - семеня (несов. в.).
5. Закрепление материала. 2-й перегон (рис. № 9). После выполнения этого задания к поезду прикрепляется третий вагончик.
Образуйте приставочные глаголы от глагола лететь. Образуйте от них деепричастия. Составьте и запишите 3 предложения с деепричастными оборотами. Обозначьте суффиксы деепричастий.
6. Закрепление материала. Станция “Выбор” (рис. № 10). После выполнения этого задания к поезду прикрепляется четвертый вагончик.
Распределите данные деепричастия и причастия в два столбика. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Прикле...вши, завис...вший, (не) увид...вши, (не) постро...в, (не)навид..вший, (не)навид...вши, посе...вши, разве...вший, почу...в, (не) раста...в, (не) отта...вшие.
Объясните НЕ с деепричастиями и причастиями.
7. Закрепление материала. Под стук колес (рис. № 11). После выполнения этого задания к поезду прикрепляется пятый вагончик.
Спишите, раскрывая скобки, преобразуя глаголы в деепричастия и расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните все члены предложения.
1.(Не) (разбить) ореха (не) с...ешь ядра.
2.Делай великое (не) (обещать) великого. (Пифагор.)
3. (Не) (воспитывать) волю вы ослабляете её.
4. (Не) (поработать) (не) отдохнёшь.
8. Обобщение материала. Станция прибытия (рис. № 12).
Рассказ учащихся об образовании деепричастий с помощью опорного конспекта.
9. Самостоятельная работа. В кругу родных (рис. № 13).
Впишите в клетки лесенки деепричастия. Обозначьте суффиксы глаголов и деепричастий.
10. Подведение итогов. Награждение (рис. № 14).
11. Домашнее задание. § 144, № 256.
Использованная литература:
1. В.В. Бабайцева, Л.Д. Беднарская. Русский язык. Сборник заданий. 6–7-е классы. М. “Дрофа”. 1999 г.
2. В.В. Бабайцева, М.И. Сергиенко. Русский язык. Рабочая тетрадь. 7-й класс. М. “Дрофа”. 2007 г.