Цели урока:
- Обобщить, углубить, закрепить значение табличных случаев сложения с переходом через десяток и состава чисел второго десятка.
- Помочь учащимся продолжать формировать умение составлять и решать задачи.
- Создать условия для совершенствования вычислительных навыков, для развития логического мышления, внимания.
- Познакомить учащихся с природными богатствами и достопримечательностями Белгородской области.
- Создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребёнка.
Оборудование: фотография заповедника “Бекарюковский бор”, аудиозапись “Голоса птиц”, словарные слова, опорные схемы для устного счёта, рисунки цветов, рисунки к задачам.
Структура урока:
- Организационный момент – 1 мин.
- Сообщение темы и целей урока – 1 мин.
- Устный счёт –3 мин.
- Мобилизующий этап – 2 мин.
- Психологический настрой – 2 мин.
- Введение в краеведение – 2 мин.
- Решение задачи – 3 мин.
- Физкультминутка – 1 мин.
- Обобщение и закрепление знаний о сложении и вычитании чисел в пределах 20 – 5 мин.
- Закрепление знаний о решении задач – 6 мин.
- Физкультминутка – 1 мин.
- Работа с учебником – 4 мин.
- Итог урока – 2 мин.
- Рефлексия – 2 мин.
Продолжительность урока – 35 мин.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадки?
Соберись и улыбкой поделись!
2. Сообщение темы и целей урока.
- Скоро заканчивается учебный год. За это время вы узнали много нового, впереди лето, каникулы. А самый лучший отдых – путешествие, поход с рюкзаком за спиной по родной стороне.
Этот урок поможет вам не только вспомнить и закрепить знания о сложении и вычитании чисел в пределах 20, но и узнать кое-что новое о своём родном крае.
Итак, собираем рюкзаки. А собрать вы их сможете, если будете внимательно слушать и считать.
3. Устный счёт.
- Перед вами предметы, необходимые в походе, на обратной стороне которых записаны числа (ответы).
- Я читаю пример, а вы выбираете предмет с соответствующим результатом.
4. Мобилизующий этап.
- Молодцы! Справились! Теперь можно отправляться в путь. Путешествовать можно по-разному: на автобусе, на самолёте, пароходе, но мы, как истинные туристы, пойдём пешком.
- Умницы! А вы хотите узнать, куда мы пойдём? (Да!)
- Часто бывает, что люди совсем не знают, что их окружает. Мы с вами сегодня отправимся не просто в лес, а в заповедник. (Табличка со словом “заповедник” расположена на доске в разделе “Словарь”, проводится словарная работа.) Обратимся к словарю русского языка С. И. Ожегова, и узнаем лексическое значение этого слова.
5. Психологический настрой (звучит аудиозапись “Голоса птиц”).
- А сейчас, ребята, закройте глазки, послушайте пение птиц и представьте, что мы уже в лесу. Представили? Молодцы!
- А где в лесу нужно ходить? (По тропинке)
- Почему? (Чтобы не вытаптывать траву, цветы, грибы)
Показать учащимся знак “Туристическая тропа”
6. Введение в краеведение.
- Итак, наш заповедник называется “Бекарюковский бор”. (Табличка с названием заповедника и фотография тоже расположены на доске в разделе “Словарь”).
- Это удивительное место Белогорья. (Показ фотографии). Мел – тот же камень, на нём, кажется, ничего не растёт. А здесь – в Бекарюковском бору, недалеко от Белгорода, на чистейшем мелу высятся роскошные сосны. Многим из них уже по 200 лет. Есть такие боры и в соседней, Воронежской области, а больше нигде на земле такого дива не увидишь.
7. Решение задачи.
- Ребята, посмотрите, сколько в этом бору прекрасных сосен (показ рисунка с соснами на двух полянах).
- Составьте, пожалуйста, задачу по этому рисунку. Давайте послушаем, какая же задача получилась.
Задача: На одной поляне росло 12 сосен, а на другой – 7. На сколько сосен больше на первой поляне, чем на второй?
- О чём говорится в задаче? (О соснах)
- Что о них известно?
- Повторите условие задачи.
- Что надо узнать в задаче? Повторите вопрос.
- Каким действием решается задача? Почему?
- Запишите решение и ответ.
12 - 7 = 5
Ответ: 5 сосен.
8. Физкультминутка.
- Немного отдохнём и продолжим путешествие.
Ёлки лучше получаются,
Если пальчики сжимаются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты распрями.
9. Обобщение и закрепление знаний о сложении и вычитании чисел в пределах 20.
- И вот мы с вами оказались на цветочной поляне. Шведский учёный Карл Линней придумал для вас интересную игру-загадку.
Наблюдая за растениями, он заметил, что цветы раскрываются по определённому расписанию, и по ним, как по часам, можно определять время. Надо только помнить, что цветы раскрываются в солнечные дни, а в пасмурные – наполовину или совсем не раскрываются.
На рисунках вы видите цветы, которые растут в Белгородских лесах. Под рисунком зашифровано время раскрытия цветов. Решив данные примеры, вы узнаете “расписание” этих растений.
Мать-и-мачеха: 13-7=6
Ромашка: 3+6=9
Ландыш: 11-4=7
Мак: 4+6=10
Колокольчик: 14-9=5
- Итак, какое растение просыпается раньше всех? (Колокольчик). А позже всех? (Мак).
10. Закрепление знаний о решении задач.
- Ребята, посмотрите, кто это возле сосны движется? Узнали? (Муравьи).
- Да, это муравьи. Если побродить тихонько по бору, то можно увидеть несколько муравейников. Они ничем не ограждены, поэтому и неприметны. Муравьи самые трудолюбивые лесные жители.
- А муравьи человеку друзья или враги? (Друзья)
- Правильно. Человеку муравьи – друзья: они спасают лес от гусениц и других вредителей. Вот почему, там, где высятся муравьиные крепости, лес всегда здоровый и чистый.
- Давайте решим задачу про наших новых друзей.
Задача: Возле сосны встретились 8 чёрных муравьёв и 3 красных. Сколько всего муравьёв было возле дерева?
- О ком говорится в задаче? (О муравьях)
- Что о них говорится?
- Что надо узнать?
- Повторите условие и вопрос задачи.
- Можем мы сразу ответить на вопрос задачи? (Да)
- Каким действием будем решать задачу? (Сложением)
- Запишите решение и ответ.
8+3=11
- Сравните свою запись с моей. Проверьте решение и ответ.
11. Физкультминутка “ Деревце”.
Стоя, поставьте ноги вместе, руки опущены, спина прямая.
Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх.
Держите их ладонями дуг к другу, пальцы вместе.
Потянитесь всем телом.
Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное деревце.
12. Работа по учебнику.
- Что-то все мы немного устали, а уставшим путникам необходим отдых. Давайте устроим привал и полакомимся яблоками из задачи №1 на странице 86.
- Прочитайте задачу про себя, а теперь вслух.
- О чём говорится в задаче? (О яблоках)
- Что о них говорится?
- Что надо узнать?
- Повторите условие и вопрос задачи.
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
- Каким действием будем решать задачу? Почему?
- Запишите решение и ответ.
13. Итог урока.
- Вот и закончился наш поход. В каком лесу мы с вами побывали? Как он называется?
- Да, мы были в заповеднике, в Бекарюковском бору, а сколько ещё интересных мест в нашем городе и за его пределами! Мы обязательно туда отправимся в следующий раз.
- Что вам больше всего понравилось на уроке?
- Давайте вспомним, что же помогло нам так удачно сходить в поход? (Мы решали различные примеры и задачи на сложение и вычитание)
- А сейчас я хочу поблагодарить вас за хорошую работу на уроке. Спасибо!
14. Рефлексия урока через настроение.
- Мы начинали урок с улыбки, и закончить хочу “улыбкой”.
- Кому бы вы подарили свою улыбку за хорошую работу? (Дети раскрашивают “улыбки” из бумаги и дарят друг другу)