Урок географии в 8-м классе по теме "Безлесные просторы России"

Разделы: География


ЦЕЛЬ: Учить учащихся устанавливать соответствие между природными зонами и объектами природы, расположенными в ней, ее расположением, климатом и занятиями населения.

ЗАДАЧИ: 1. Формировать знания учащихся об особенностях природы степей и тундр, их животном и растительном мире. Расширить представление учащихся об использовании природных богатств этих природных зон, о занятиях населения. Формировать умение определять природные зоны по основным признакам.

2. Развивать речь, логическое мышление учащихся, умение сравнивать и делать выводы.

3. Воспитывать бережное отношение к природе, эстетический вкус, уважение к труду людей.

ТИП УРОКА: Урок формирования новых знаний и умений.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА: Наглядное: гербарии растений степной и тундровой зон; диск с презентацией “Степь”, “Тундра”, тест для проверки знаний; картинки с изображением животных, птиц, растений степи и тундры, Красная книга Ставропольского края; словарные слова: урёма, ксерофиты; таблица “Виды экологических проблем”; План самостоятельной работы учащихся; индивидуальные карточки каждому ученику для работы по вопросам теста.

Техническое: компьютер, мультимедийный проектор

Методическое: физическая карта России, атласы по географии, тетрадь, учебник “География”, авт. Алексеев А.Н.

I. Организационный момент.

Приветствие, настрой класса на успешную работу.

II. Актуализация пройденного материала.

– Как называется раздел, который мы изучаем?

п/о “Живая природа”

– А какую тему мы изучили на прошлом уроке?

п/о “Лесные просторы России”

– Что нового узнали на уроке?

III. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы.

– Если есть лесные пространства на территории страны значит есть и какие?

п/о Безлесные просторы России

– Приведите примеры безлесных территорий.

п/о Луга, болота, тундра, степь

– Какие из этих природных сообществ могут встретится во многих природных зонах?

п/о Луга, болота

– Какие территории являются природными зонами и занимают обширные территории в России?

п/о Тундра и степь

– Запишите тему урока.

2. Постановка цели

– Что мы должны узнать по этой теме на уроке?

п/о Внешний облик природных зон, растительный и животный мир, занятия населения и воздействие на природу

– Что общего между этими природными зонами?

п/о

3. Работа по изучению нового материала.

1.Тундра.

1. Определение географического положения тундры, растений, животных и их способов приспособления к данным климатическим условиям.

– Определите географическое положение зоны тундр.

А. Работа по карте атласа “Природные зоны”

– Для создания яркого образа внешнего вида зоны тундр предлагаю вашему вниманию посмотреть презентацию “Картины природы тундры” и послушать стихотворение

Б. Просмотр презентации “Картины природы тундры” Приложение 1.

– Какие вы знаете растения тундр?

п/о

– Посмотрите гербарий некоторых из них.

В. Просмотр гербария “Растения тундры”

– Назовите типы растительности тундры

п/о Мхи, лишайники, кустарники, карликовые деревья

– Давайте выясним причины, почему в тундре не растут деревья?

Г. Беседа о климате, почве

– Животные тундры представлены на этих картинках. Они имеют свои приспособления для выживания в этих климатических условиях. Приведите примеры.

Он в тундре живет с незапамятных пор.
И Север представить нельзя без оленя.
Олень – это тундры пятнистый ковер,
Ее вдохновенье, ее откровенье…

Д. Опережающее задание: сообщение ученика о северном олене

Степь.

2. Определение географического положения степи, растений, животных и их способов приспособления к данным климатическим условиям.

А. – Отгадайте загадку:

Какая ширь здесь и приволье!
Куда ни глянь – полей раздолье.
Южнее полосы лесов
Лежит ковер из трав, цветов.
Грызунам, волкам, лисицам.
Здесь суховеи любят петь,
А зовется это ... (степь).

– Объясните, как вы догадались?

– Как в этой загадке говорится о географическом положении степной природной зоны?

– Сравните географическое положение природных зон по карте “Природные зоны”

Б. Работа по карте “Природные зоны”, рисунку 113 в учебнике

Р/к Почему эта природная зона нам близка и знакома?

Как выглядит степная природная зона?

Да, первозданная степь сейчас в природе встречается очень редко, только в заповедных местах и описание естественной степи можно встретить в произведениях русских писателей и поэтов.

Чтение стихотворения Никитина

– Для создания образа внешнего вида зоны степей предлагаю вашему вниманию посмотреть презентацию “Картины природы степей” и послушать описание степи из произведений русских писателей

В. Просмотр презентации “Картины природы степей” Приложение 2

– Назовите растения степей.

– Посмотрите гербарий некоторых из них.

Г. Просмотр гербария “Растения степей”

Пион по своей красоте не уступает садовым пионам. Но встретить этот яркий цветок в степи – большая редкость. И виной всему человек. Сейчас пион взят под охрану.

Ковыль образует плотную кочковатую дернину. Его отмершие листья плотным ковром прикрывают землю. Это препятствует испарению воды, но мешает прорастать другим травам. Корни ковыля густо пронизывают всю землю и забирают из неё практически всю воду. Когда ковыль цветет, степь похожа на серебристо-седое море. Многие ковыли – ценное кормовое растение, некоторые – сырьё для бумажной промышленности.

Тюльпаны появляются в степи весной. Для того чтобы выжить в условиях летней жары, растение имеет особое хранилище питательных веществ – луковицу.

Полынь. С помощью полыни русские крестьяне издавна боролись с тараканами и клопами. Орлы натаскивают к себе стебли полыни, чтобы вывести блох и клещей, а сорокопуты даже вьют себе гнезда целиком из её стеблей.

– Почему в степной зоне не растут деревья?

Д. Беседа о климате, почве

– Где в степях растут деревья?

Словарная работа. Урёма – лес, который растёт в степной зоне в поймах рек.

– Животные степи представлены на этих картинках.

– Как они приспособились к этим условиям?

Степи бывают разных видов. Посмотрите на схему и перенесите её в тетрадь.

Е. Просмотр слайда на проекторе “Виды степей”

Ж. Самостоятельная работа по группам

А сейчас работа по группам. Откройте учебник

1 ряд – северные степи
2 ряд – настоящие степи
3 ряд – южные степи

Ваша задача:

  1. Ознакомиться
  2. Извлечь всю информацию
  3. Выделить главное
  4. Обсудить в парах

– Что нового узнали?

З. Проверка самостоятельной работы

По 1 ученику от каждой группы озвучивают изученное.

Словарная работа. Ксерофиты – засухоустойчивые растения.

3. Виды хозяйственной деятельности человека.

– Какими видами хозяйственной деятельности занимаются люди в тундре, степи?

– Как вы думаете, почему деятельность человека в тундре наносит больше вреда, чем в других природных зонах?

– Что угрожает животному и растительному миру степей? Какие экологические проблемы степи? Выбери правильно экологические проблемы в зоне степей:

Экологические проблемы:

Вырубка лесов.
Незаконный отстрел животных. Охота на них.
Не осталось целинных земель. Всё занято сельскохозяйственными угодьями.
Скот выщипывает траву и вытаптывает её.
Пожары.
Загрязнение почв отходами.
Устраивание незаконных свалок.
Загрязнение рек сточными водами.

IV. Закрепление изученного материала.

1. Работа по тестам.

Тест по изученному материалу на уроке.

2. Взаимопроверка.

3. Выставление оценок.

V. Итог урока, выставление оценок.

– Что мы сегодня изучали? Что понравилось на уроке?

Ваши оценки за урок:

VI. Итог урока, выставление оценок.

п. 25, ответить на вопросы после параграфа.

Желающие могут подготовить сообщение: растения, обитатели болот.