Тип урока: обобщение и систематизация знаний по информатике за курс 7-го класса.
Форма проведения: игра “Морской бой”.
Оборудование: ПК не ниже IBM486, экран, мультимедийный проектор, секундомер, карточки с заданиями, листы в клетку, экран “ведения боя”, атрибуты команд.
Цели:
Развивающие:
– развитие творческих способностей учащихся;
– развитие логического мышления.
Образовательные:
– развитие интереса к “Информатике”;
– активизация познавательной деятельности учащихся;
– обобщение знаний по курсу информатики 7 класса;
– развитие навыков работы с тестовыми заданиями.
Воспитательные:
– привлечение учащихся к участию в конкурсной деятельности;
– развитие коммуникативности;
– умение работать в группе;
– самоутверждение.
Вступление
Трудно найти человека, который не знал бы игры “Морской бой”. Взяв ее за основу и немного изменив правила, можно получить новую познавательную игру, полезную по содержанию, азартную по форме.
Этапы игры
(приложение 1 )
I. Разрабатываются условия игры и критерии оценки.
Условия игры:
Эскадра, которую атакуют оба экипажа, размещена на “карте боя”, находящейся у главнокомандующего морским сражением в “генеральном штабе”. Клетки игрового поля окрашены в разные цвета, указывающие на определенный раздел информатики:
красный – “Введение в информатику”;
- желтый – “Персональный компьютер”;
- зеленый – “Исполнители и алгоритмы”;
- синий – “Общие знания”.
Продумываются и распределяются должностные обязанности.
- “главнокомандующий” – проводит игру;
- “генеральный штаб” – следит за правилами игры и считает баллы;
- “помощник” – отмечает на игровом поле результаты выстрелов.
В игре представлены следующие задания:
- БЛИЦ-вопросы (на обдумывание 10 сек);
- Тестовые задания (на обдумывание 1 мин) – 1 балл;
- Задачи (на обдумывание 3 мин) – 3 балла;
- Конкурс капитанов;
- Конкурс команд.
Проводится жеребьевка, определяющая право первого выстрела.
“Выстрелы” должен производить каждый член экипажа. При метком попадании команда получает 1 балл и в случае правильного ответа на “БЛИЦ” право выстрела сохраняется за этим же экипажем но производится следующим. Если “выстрел” оказался неудачным (результат будет виден на экране), то участник игры либо отвечает на вопрос, зарабатывая при этом баллы для экипажа, и передает право “выстрела” другому экипажу; либо передает право выстрела другому экипажу. В том случае, если стрелок не смог справиться с заданием, то право ответа переходит к другому экипажу.
Победит тот экипаж, который наберет большее количество очков.
Критерии оценки.
Учитель составляет карту ЗУН, в которой фиксируются баллы, заработанные учеником в процессе игры. Например
Фамилия, имя | Блиц | Задания на 10 баллов | Задания на 30 баллов | Групповые задания | Примечание |
Иванов Вова | + + + | – – – | – - | + – – – | 3 |
Сидоров Саша | +++ | +++ | – – | + – – - | 4 |
Петров Петя | + + + | + + + | + + | + + + + | 5 |
После каждого “выстрела” в таблице за выполнение задания ставится знак “+” или количество баллов. Оценка за работу на уроке оценивается по следующим критериям:
– ученик имеет “+” только за блиц, а за задания на 10 б и 30 б “-” – оценка “3”;
– ученик имеет “+” за блиц и 10б, за остальные “-” – оценка “4”;
– ученик имеет все “+” – оценка “5”
Примечание: если по каким-либо причинам ученик “не раскрылся” во время игры оценку “2” лучше не ставить, а пригласить ребенка на дополнительное собеседование по данным темам.
II. Подготовительный.
1. Формируются два экипажа по 5–6 человек;
2. Распределяются роли:
– главнокомандующий (ведущий);
– члены “генерального штаба” (жюри);
– технический персонал (помощник).
3. Составляются вопросы и карточки.
4. Готовятся атрибуты:
– элементы морской экипировки членов экипажей;
– бумага двух цветов, листы в клетку, ручки.
5. Задание учащимся:
– повторить гл.1, 2, записи в тетради;
– разбить класс на команды, придумать название, эмблему;
– приготовить экипировку экипажей.
III. Урок – игра. (приложение 1)
1.Слово учителя. (3 мин)
Главнокомандующий (учитель) проводит построение и смотр личного состава экипажей. Генеральный штаб и помощник занимают свои места. Командиры экипажей рапортуют о готовности к сражению. Команды садятся по своим местам. Главнокомандующий знакомит экипажи с условиями игры.
2. Ход игры. (34 мин)
последовательность стрельбы по секторам: зеленый, желтый, красный, синий. Члены экипажей поочередно делают залпы и отвечают на вопросы с учетом времени обдумывания. При проведении конкурса капитанов команда продолжает играть. На обдумывание “БЛИЦ” – 15 сек, 1б – 1мин, 3б – 3 мин, командные конкурсы – 3 мин, конкурс капитанов – мин.
Задание |
Кол-во заданий |
Время |
Итого |
Выстрел+БЛИЦ |
10 |
30 сек |
5 |
1б |
5 |
1 мин |
5 |
3б |
4 |
3 мин |
12 |
Командн. |
4 |
3 мин |
12 |
Конкурс кап-в |
1 |
3 мин |
Примечание. Игра может продолжаться при обдумывании участником заданий на 1 и 3 балла, конкурса капитанов.
3. Завершение игры и подведение итогов.(2 мин)
4. Выставление оценок за урок. (2 мин)