Игрушки народов Севера — олень"

Разделы: Технология


Тип занятия: комбинированное занятие.

Цели занятия: Изготовление игрушки народов Севера – олень.

Задачи:

  • Изготовить игрушку народов Севера – олень.
  • Расширить у детей знания и представления об особенностях жизни малых народов Севера.
  • Вызвать интерес детей к своей малой Родине.
  • Закрепить использование в творческой деятельности приёма – тестопластики.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Совершенствовать умения детей работать с солёным тестом.

 Материалы необходимые для занятия:

  • цветное солёное тесто (соль, мука, гуашь)
  • краска гуашь
  • стеки
  • кисточка и стакан с водой
  • пластинка для лепки

Технические средства:

  • Мультимедиа проектор
  • Экран
  • Музыкальный центр
  • Компьютер

План мероприятия

Шкала времени

1. Организационный момент

2 мин

2. Сообщения темы и целей занятия

3мин

3. Объяснение материала:

Из истории игрушек народов Севера.

7мин

4. Выполнение работы:

1. Вытягивание тела оленя.

2.Формируем ноги

3. Формируем голову

4. Физкультминутка

5. Формируем рога, уши.

6. Окраска элементов фигуры.

7. Оформление изделия.

8.Выступление учащегося.

25 мин

5. Итог урока. Рефлексия.

8 мин

 

Итого

45 мин

 

 

Ход занятия

Работа учащихся

1. Здравствуйте ребята! Садитесь. Сегодня на уроке у нас много гостей. Мы покажем, как умеем работать с солёным тестом.

(Кто меня видит, хлопните в ладоши 1 раз, кто меня слышит, хлопните в ладоши 2 раза и т.д)

Внимательно слушают.

(Если дети отвлечены, привлекаем внимание )

2. Ребята, как называется округ, в котором мы живём?

Какие малые народы Севера проживают в нашем округе?

На прошлом уроке мы уже знакомились с игрушками народов Севера. Это кукла …?

Сегодня мы изготовим ещё одну игрушку малых народов – олень.

Отвечают на вопросы:

- ХМАО.

- ханты-манси

- Акань (добавляют)

3. Олень – это любимая игрушка хантыйских и мансийских мальчиков. Оленя вырезали из дерева, лепили из теста и даже из мякиша хлеба.

Когда отец дарил своему сыну игрушку - оленя, говорил: “Новому хозяину новый олень”. Играя, одушевляя, он готовился быть хозяином, продолжателем рода, мастером по изготовлению игрушек-оленей.

Ребята, а как выглядит олень, кто - нибудь видел его на картинках или посещая зоопарк?

Приступим к работе.

Внимательно слушают.

- густой мех

- копыта

- рога

- ест лишайники - “олений мох”

4. Что нам понадобиться для изготовления оленя?
  1. Первый этап: Заготавливаем цилиндрик шириной с ладонь.
  2. Второй этап: Изгибаем заготовку под прямым углом, вытягивая, цилиндр для головы и шеи.
  3. Третий этап: более длинную часть изгибаем, формируя туловище.
  4. Ребята, давайте встанем и немного отдохнем. Сейчас вы услышите песню “Юнт-якие” в исполнении автора – хантыйской поэтессы Марии Вагатовой, эти слова надо пропеть два – три раза, выполняя движения.

    Физкультминутка: (Включаем песню народов ханты и на проекторе выводим текст песни)

    Физкультминутка:
    Ладошками хлопай, ладошками хлопай!
    По коленочкам стучи ручками,
    По коленочкам стучи ручками!
    Ножками топай, ножками топай!
    В эту сторону, в ту сторону поворачивайся!
    В эту сторону, в ту сторону поворачивайся!

  5. Четвёртый этап (возьмите стеки) стеком делаем надрезы с обеих сторон дуги, формируя ноги.
  6. Пятый этап: формируем рога и уши оленя.
  7. Заключительный этап:

Вот уже готовы красавцы олени. Мощные рога, крепкие ноги.

Давайте подкрасим кончики ушей и ног, рога, чтобы наши олени ожили, для этого возьмите кисточки и краски.

Давайте посмотрим на эту поляну, на ней в ожидании своих братьев стоит олень, а рядом с ним хозяйка кукла Акань и дом ханты-манси – юрта.

(Устанавливаем оленей на панно)

А сейчас мы послушаем стихотворение из жизни ученицы малых народов Севера:

***

Я на оленя сажусь верхом,
Прощаясь надолго с верным щенком
Но только его не загонишь домой
Наверное, в школу хочет со мной
Прижалась ко мне меховая щека
Сушёною рыбой кормлю я щенка
И на прощанье ему говорю
Ты без меня не скучай, не горюй
Здесь оставайся меня заменяй
Папе оленей пасти помогай
Школа моя далеко – далеко,
По тундре добраться туда нелегко.

Да, школы располагались далеко от размещения хижин ханты-манси и для перемещения народы использовали –оленей.

Олень – это средство перемещения у народов ханты и манси.

Итог урока:

Ребята! Какие вы молодцы! Сегодня вас можно назвать мастерами.

А вам понравилось сегодняшнее занятие?

Узнали ли вы что-то новое из жизни малых народов Севера?

Мы сегодня отлично поработали и, я думаю, что наши игрушки - олени понравилась нашим гостям!

До свидания!

Отвечают на вопросы:

- солёное тесто

- стеки

- кисточка и краска

Выполняют этапы работы.

Встают и выполняют движения под песню.

Садятся за парты и продолжают работу

Подкрашивают элементы фигуры.

Устанавливают своих оленей на поляне.

Рассказывает стихотворение

Отвечают на вопросы:

Да!

Узнали много нового!