Цели:
- расширить представление детей об антонимах, научить самостоятельно подбирать антонимы к данным словам и по картинкам, выделять антонимы в тексте;
- активизация словаря учащихся, развитие внимания,
- памяти, коррекция недостатков произношения, совершенствование навыков чтения и письма;
- воспитывать интерес к учебному процессу, чувство ответственности при выполнении заданий.
Оборудование: картинки к стихотворению Г.Сапгира "Яблоко" или презентация ppt, карточки со словами-антонимами, картинки яблок, мяч, картинки с изображением героев мультфильмов.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
- Организационный момент.
- Артикуляционная гимнастика.
- Сообщение темы, повторение пройденного.
- Разложить парами карточки с антонимами.
- Записать пословицы, вставляя пропущенные слова с противоположным значением.
- Найти антонимы в тексте.
- Физминутка.
- Работа по подбору антонимов к многозначным словам.
- Охарактеризовать с помощью антонимов героев мультфильмов.
- Разгадать кроссворд.
- Подведение итогов.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.
– Здравствуйте, ребята. Сядьте ровненько. Проверяю порядок на партах, а вы приготовьтесь внимательно слушать, правильно отвечать и активно работать.
2.
– Я вижу, вы готовы к занятию. А готовы ли ваши язычки? Проверим, как вы умеете выполнять упражнения:
1) губы "трубочкой"
2) "улыбка"
3) язычок высунуть наружу, спрятать внутрь
4) поднять язык кверху, опустить
5) кончиком языка двигать влево, вправо
3.
– Молодцы! Когда вы делали гимнастику, я называла слова с противоположным значением. Какие? (наружу-внутрь, поднять-опустить)
– А как называются эти слова?
– Правильно! Слова, противоположные по смыслу называются антонимы.
– Откройте тетради, запишите число и тему нашего занятия: "Антонимы".
– А теперь послушайте стихотворение Г. Сапгира “Яблоко”.
А нам помогут вот эти животные (на доске картинки яблока, коня, мышонка, воробья, улитки, телёнка, цыплёнка, котёнка, червячка) (Рисунок №1). Или предлагается просмотреть презентацию (Приложение №1)
– Отлично! Теперь назовите пары слов противоположных по смыслу, которые встретились в стихотворении.
(низко-высоко, близко-далеко, мало-велико, кислое-сладкое)
-Скажите, а где мы увидели яблоко, о котором спорили животные? (В саду)
– Верно, мы с вами попали в волшебный сад слов-антонимов.
Мы будем собирать яблоки.
4.
– Давайте сорвем с веточки яблоко. Тут написана загадка, попробуйте её отгадать:
Бывает он в холод,
Бывает он в зной,
Бывает он добрый,
Бывает он злой.
В открытые окна
Нежданно влетит
То что-то прошепчет,
То вдруг загудит.
Притихнет, умчится.
Примчится опять,
То вздумает по морю
Волны гонять...
Н. Найдёнова.
– Правильно! Это волшебный ветер, он залетел в наш сад и сорвал, разбросал листья-антонимы из своей загадки. Вспомните загадку и соберите листья парами. (Рисунок №2) Запишите получившиеся антонимы в тетрадь.
– Посмотрите на пары и скажите, какими частями речи могут быть антонимы? (прилагательными, существительными, глаголами)
6.
– Следующее яблоко. Здесь пословицы. Проказник-ветер сдул последние слова. Придется нам закончить каждую пословицу.
"Знай больше, а говори ..."
"Маленькое дело лучше большого ... безделья"
" Лучшая вещь новая – лучший друг ..."
" Корень учения горек, а плод его ..."
Вместо точек вставьте подходящие по смыслу слова. Объясните, как вы понимаете смысл пословиц. Запишите понравившуюся пословицу в тетрадь.
7.
Третье яблоко. Здесь много загадок и стихотворений. Каждый возьмет листочек с текстом и самостоятельно найдет слова – антонимы, а затем выпишет их в тетрадь.
Морж спросил у кенгуру:
– Как выносишь ты жару?
– Я от холода дрожу!-
Кенгуру сказал моржу.
Б. Заходер.
Далеко мой стук
Слышится вокруг,
Червякам я враг,
А деревьям – друг.Как столкнутся– стук да стук!
Тишину вспугнут вокруг,
Толстый тонкого побъёт,
Тонкий что-нибудь прибъёт
Кто приходит,
Кто уходит,-
Все её за ручку водят.На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются.
От дома начинается,
У дома и кончается.
По небу лебедь чёрный
Рассыпал чудо-зёрна.
Чёрный белого позвал,
Белый зёрна поклевал.
– Молдцы! Кладём яблоко в корзину.
8.
- Что это за гостья? Это ворона Анютка залетела в наш волшебный сад. (Детям демонстрируется картинка вороны, которая постоянно сопровождает физминутки)
Прилетела к нам Анютка,
Начинаем физминутку:
-Вы мне возвращаете мяч со словом-антонимом:
"Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь : ... . (низко)
Скажу я слово ДАЛЕКО,
А ты ответишь : ... .(близко)
Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь : ... .(пол)
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,
И скажешь ты : ... .(нашел)
Скажу тебе я слово ТРУС,
Ответишь ты : ... .(храбрец)
Теперь НАЧАЛО я скажу,
Ну, отвечай : ... .(конец)
9.
– Мы отдохнули, и я беру четвертое яблоко. Вот, что нам нужно сделать. Есть такие слова, к которым можно подобрать не одно, а несколько слов, противоположных по смыслу. Попробуем это сделать и попытаемся ответить на вопрос, почему так получается.
Свободное место – ... место
Свободная обувь – ... обувьМелкий дождь – ... дождь
Мелкая река – ... рекаСвежий хлеб – ... хлеб
Свежий огурец – ... огурец
Запишите в тетрадь.
(Пока дети пишут, на доску вывешиваются картинки с изображением героев мультфильмов) (Рисунок №4).
10.
Сорвем следующее яблочко.
– Охарактеризуйте героев мультфильмов. Отвечайте полными предложениями:
"Медведь тяжёлый, а мышка лёгкая"
11.
– Последнее яблочко. К словам из первого столбика нужно придумать антонимы:
холод – жАра
мало – мНого
новый – сТарый
здоровый – бОльной
стужа – зНой
громко – тИхо
плакать – сМеяться
низкий – вЫсокий
– Прочитайте слово, которое получилось по вертикали.
12. Итог занятия.
Вот и собрали мы все яблоки. Скажите, что же это за слова – антонимы? (Антонимы – это слова с противоположными значениями).
– Приведите примеры пар антонимов.
(Дети приводят примеры)
– А какое задание вам больше всего понравилось?