Повесть Н.С. Лескова "Очарованный странник"

Разделы: Литература


Цель: Показать художественное воплощение того сложного замысла, о котором Н. С.Лесков писал: “Найти хотя бы то небольшое число трех праведных, без которых “несть граду стояния”.

Оформление:

1. Изображение странника со словами “Так просто добряк, или помешался, или взаправду предсказатель”, т.е. кто он, очарованный странник?

2. Запись на доске: “Русский Телемак”

“Черноземный Телемак”
“Телемак – сын Одиссея, который отправляется на поиски отца”. 
“Очарованный странник, его жизнь, опыт и приключения”.

3. Эпиграф на доске:

…Всеми зависящими от нас средствами увеличивать сумму добра в себе и кругом себя.

Н.Лесков

…Мне за народ очень помереть хочется.

Н.Лесков

Ход урока

Вступительное слово учителя.

В 1876 году прозвучали звуки знаменитой “Богатырской симфонии” А.П.Бородина. Несколькими годами позже художник В.Васнецов начинает работу над картиной, которая стала воплощением этой музыки. Это широко известные ныне “Богатыри”. Могучее дыхание этой темы звучит в музыке М.Мусоргского, в полотнах И.Репина, Н.Крамского. Размышляя о будущем страны, о ее надеждах и чаяниях, русское искусство находило своеобразную точку опоры в богатырской силе народного характера, силе дремлющей, опутанной невежеством и предрассудками, но могучей и неистребимой.

В этом контексте русской культуры 70–80 годов XIX века интересна запись в одном из дневников жены Л.Н.Толстого Софьи Андреевны от 14 февраля 1870 года:

“Сказки и былины приводили его (Л.Н.Толстого) в восторг. Сказки и типы, как например, Илья Муромец, Алеша Попович и другие, наводили на мысль написать роман и взять характеры русских богатырей для этого романа. Особенно ему нравился Илья Муромец”. Несколько месяцев спустя Софья Андреевна записывает: “Была мысль написать о путешествующем по России человеке”.

Л.Н.Толстой этот замысел не осуществил, а повесть о странствующем мужике, напоминающем Илью Муромца, написал в 1873 году Н.С.Лесков.

“Очарованный странник” – это повесть, вошедшая в цикл рассказов Н.Лескова о русских праведниках. В предисловии к этому циклу он писал, объясняя свой замысел: “Если без трех праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одной дрянью…и пошел я искать праведных…, но куда я ни обращался, кого не спрашивал – все отвечали, …что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные, а так, кое-каких хороших людей знавали. Я и стал это записывать”.

В центре повести главный герой – Иван Северьянович Флягин.

Беседа учителя с учащимися по вопросам:

– Когда и где мы впервые встречаемся с Иваном Флягиным?

– Кто такой странник?

– Какую роль в литературе играет жанр путешествия?

– Какую роль играет мотив пути? (Мотив путиэто и жизненный путь и путь внутреннего духовного роста героя).

Учитель:

Чтобы понять “загадочную” русскую душу, Лесков выбирает жанр авантюрно-приключенческого романа и отправляет своего героя странствовать по Руси.

Первоначальное название повести было “Русский Телемак” или “Черноземный Телемак”, а подзаголовок “Очарованный странник, его жизнь, опыты и приключения”.

Беседа с учащимися по тексту повести:

– Каков портрет И.С. Флягина. (Двойственность).

– Как соотносится внешность героя с его первыми рассказами:

а) Состязание с Рареем. (В данном эпизоде мы видим перекличку с Левшой-любимым героем Лескова. Флягин как богатырь усмиряет коня и посрамляет знаменитого на весь мир англичанина – укротителя).

б) – Какова функция сюжета о попике – запивашке? ((Флягин – это добрый человек, не проклинающий слабых и грешных людей, а убежденный в том, что их нужно защищать. Но главный смысл в том, что даже “малому” сему под силу творить чудеса и обрести святость. Этот сюжет концентрирует в себе всю повесть.)

Вывод: Первые рассказы Флягина – это как бы часть разговора, который обычно ведут в дороге, когда незнакомые люди оказываются вместе. Из всех пассажиров он – самая интересная личность.

Учитель:

– В чем призвание Флягина? (В житиях святых “моленый сын” – это будущий святой, такие люди уже в юности становились монахами. Это связь с древнерусской традицией.).

Рассказ ведется от имени выходца из народной среды. Это исповедь, т.е. то, что о человеке никто не знает. Такой характер повествования называется сказом. Исповедь героя напоминает нитку бус, когда каждый эпизод следует друг за другом. Возникает ощущение, что перед нами панорама жизни всей страны.

Учитель:

– Давайте поразмышляем над географией путешествия И. Флягина.

(Учащимся предлагается к каждому эпизоду из путешествия И.Флягина подобрать эпиграф из текста. Эти эпиграфы написаны на доске, но закрыты, и по ходу работы над текстом учитель их открывает).

  1. Крепостной форейтор. Побег. (“Это домучило меня до того…решился с жизнью покончить”).
  2. В няньках. (“Русский человек со всем справится”).
  3. Поединок. (“Русский человек со всем справится”).
  4. Плен. (“Очень домой в Россию хотелось”).
  5. Конэсер. (“Совершенно свободным человеком”).
  6. Любовь. (“Грушина душа теперь погибшая…за неё отстрадать”).
  7. Без имени. (“Мне за народ очень помереть хочется”).
  8. Монастырь. (“И всё я о России плакал”).

(Призвание) (“Клобучок сниму и амуничку надену”).

Анализ текста:

1. “Крепостной форейтор. Побег”.

(В этом эпизоде раскрываются противоречия в характере И.Флягина. Убивает монаха и жертвует собой ради семьи графа. Жалеет голубков – запорол кошку. Смысл имени И.Флягина– сосуд, вместилище хорошего и плохого).

(Вывод: Это нравственная непробужденность, он не различает, где добро, а где зло, поступки его стихийны. Он поступает по сиеминутному настроению).

2. “В няньках”.

(Смысл эпизода в том, что у матери душа “пополам” рвется. И Ив. Северьянович Флягин делает правильный выбор, он “со-страдает” матери).

3. Пензенская ярмарка. (Это переходный эпизод к “Плену”. Открываются новые черты характера И.Флягина. При описании кобылиц И. Флягин говорит как поэт, он очарован красотой этих животных, красотой природы..

4. “Плен”. (Флягин пробыл в плену 12 лет. На чужбине возникает тоска по Родине, появляются видения, связанные с монастырем).

5. “Конэсер”. (В этом эпизоде автор показывает, как в герое возникает чувство одиночества. Душа по-прежнему тоскует по Родине. Это переходный сюжет. В тексте есть строчки “А брало это меня и не заметишь отчего; например, когда, бывало отпущаем коней, кажется, и не братья они тебе, а соскучаешь по них и запьешь”.

6. “Любовь”. (Это ответ автора на вопрос: “Что же спасло Флягина от запоя?” Гипнотизер? Нет. Любовь к Груше. Красота и талант цыганки. От осознания красоты лошадей, красоты природы Флягин приходит к пониманию красоты душевной, он полюбил. И не было убийства Груши, а было самоубийство).

7. “Без имени”. (В этом эпизоде Флягин приходит к пониманию любви к Родине, к отечеству. Главный герой – это образ русского праведника.)

8. “Монастырь. Призвание”. (В этом эпизоде мы видим, что Флягин за народ, за Русь готов отдать жизнь.Он говорит: “Мне за народ очень помереть хочется”. Так путешественник, похожий на “дедушку Илью Муромца”, становится одним из тех праведных, “без которых несть граду стояния”.).

Вывод:

В душе каждого человека есть возможность прийти к обретению высших нравственных ценностей – это и есть путь к Храму. И даже если человек грешен(а все таковы), то этот путь зависит от личности каждого. Это путь нравственного роста, т.е. смысла жизни. “… Взмело песок тучею, и нет ничего, только где-то тонко колокол тихо звонит, и весь как алою зарёю облитый большой белый монастырь по вершине показывается, а по стенам крылатые ангелы с золотыми копьями ходят, а вокруг море…”.

Монастырь – это идеальный остров посреди испорченного мира, где живут праведники.