Урок "Мое здоровье" по теме "Хорошее и плохое самочувствие. Как чувства действуют на мой организм" (1-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Тема урока: Хорошее и плохое самочувствие. Как чувства действуют на мой организм.

Цель урока: формирование у детей ресурсов противостояния «опасностям», исходящим из личного пространства, внешней среды.

Задачи урока:

  • формирование понятий «самочувствие»,  «хорошее самочувствие», «плохое самочувствие»;
  • развитие умения отличать хорошее самочувствие от плохого и понимание того, как плохое самочувствие связано со здоровьем человека;
  • воспитание доброжелательного отношения друг к другу, умения слушать и управлять своими эмоциями;
  • развитие речи, эмоций, логического мышления.

Оборудование: кроссворд, таблички с понятиями «настроение», «самочувствие», иллюстрации, ситуативные карточки.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

II. Подготовка к восприятию

– Сегодня мы начнем урок с разгадывания кроссворда.

1. Встану рано поутру,
Шторы распахну.
Громко музыку включу
И…день начну. (Зарядка)

2. Что в руках не удержать,
В решете не унести? (Вода)

3. Лихо забиваем гол!
Любим мы играть в … (Футбол)

4. В танце есть, в зарядке есть,
В песни и в стихе.
В поговорке, в разговоре.
Всюду и везде. (Ритм)

5. Без него плачемся,
А как появится – от него прячемся. (Солнце)

6. Есть невидимка
В дом не просится,
А прежде людей бежит, торопится. (Воздух)

7. Кто на льду меня догонит?
Мы бежим вперегонки.
А несут меня не кони,
А блестящие… (Коньки)

8. Человеческий продлит век
Быстрый вид спорта – … (Бег)

– Прочитайте ключевое слово, которое спрятано в кроссворде.
– Что такое здоровье? (Хорошее самочувствие; когда ничего не болит; хорошее настроение.)
– Здоровье – правильная нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие.

III. Изложение нового материала

– Посмотрите в окно, какая сегодня погода?
– Как вы думаете, а внутри человека может быть погода?
– Погода внутри вас – это и есть ваше настроение.
– А что такое настроение?

НАСТРОЕНИЕ

Настроение – внутреннее душевное состояние: веселое, бодрое, грустное.

‘Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова’

– Но ведь погода бывает разной: с дождиком и ливнем, с маленькой тучкой и солнышком. Так и ваше настроение бывает разным. Если у вас внутри светит солнышко, то какое у вас настроение?

– Изобразите веселое радостное настроение.

– Как в классе стало тепло от ваших радостных улыбок! У вас хорошее самочувствие.

– Что такое самочувствие?

САМОЧУВСТВИЕ

Самочувствие – состояние физических и  душевных сил человека.

– Когда вы себя хорошо чувствуете?

Обсуждение ситуаций, в которых выявляются положительные эмоции и чувства, физическое благополучие.

  – А сейчас у вас хорошее самочувствие? (Схема с солнышком)

– А если вдруг солнышко закрыла тучка, и пошел дождь, как изменится ваше настроение? Изобразите.
– А сейчас как вы себя чувствуете?
– У вас плохое самочувствие.  (Схема солнышка с тучкой)
– Когда вы так себя чувствуете?

Обсуждение ситуаций с отрицательными эмоциями, неудовольствием, неприятными переживаниями.

– У вас на душе грустно и дождливо, солнышко закрыто тучками. Но вот подул легкий, ласковый ветерок (дети изображают дуновение ветерка вместе с учителем), тучки рассеялись, и появилось солнышко. Нам хорошо и радостно.

– Зная погоду за окном, мы избежим больших неприятностей: от дождя мы возьмем зонт, при морозе оденемся теплее, при знойном солнце спрячемся в тень.
– Зная “погоду” внутри себя, мы тоже сможем избежать многих неприятностей. Как это сделать? Да очень просто.

IV. Закрепление знаний

– Представьте себе такую ситуацию (Ситуативная карточка – «Ссора»)

– Как вы думаете, что здесь произошло? (Ссора, спор)

– А из-за чего можно поссориться?

– Как ссора может повлиять на настроение?

– Вы плохо себя чувствуете. У вас дождливое настроение.
– А как такое настроение может повлиять на ваше здоровье?
– А можно ли избежать этой печальной ситуации? (Не ссориться)
– Как вы предлагаете разрешить спор или ссору? (Схема)

– Как можно назвать человека у которого всегда хорошее настроение и отличное здоровье? (Здоровячок)

V. Итог урока

– Какие вы молодцы! Вы все разные, у вас у каждого свое мнение и, конечно же, споров не избежать, но их можно решить, избежав ссоры, остаться с хорошим настроением, самочувствием и отличным здоровьем! Ведь это так просто – уметь слушать и слышать друг друга, управлять своими эмоциями, доброжелательно, с уважением относиться друг к другу.