Цели:
- изучить причины появления силы упругости;
- изучить закон Гука;
- экспериментально установить зависимость жесткости тела от площади и длины;
- научиться самостоятельно изучать новый материал, делать выводы о взаимосвязи физических величин и осуществлять самоконтроль.
ХОД УРОКА
I. Изучение нового материала
1. Изучите материал п. 10 «Сила упругости» на стр. 70 учебника физики А.Е.Гуревич.
Запишите в рабочих тетрадях:
- определение силы упругости;
- определение деформации и перечислите виды деформаций;
- причины возникновения сил упругости и ее природу;
2. В тетрадях для лабораторных работ проведите исследование зависимости силы упругости от удлинения тела:
– запишите название экспериментального задания «Исследование силы упругости»;
– по мере выполнения работы по описанию экспериментального задания на стр.72 заполняйте таблицу
Значение силы упругости, Н | ||||
Значение удлинения резинки, м |
– используя полученные данные, постройте график зависимости силы упругости (ось ординат) от удлинения (ось абсцисс) в выбранном вами масштабе;
– запишите в лабораторных тетрадях вывод о полученной зависимости между силой упругости и удлинения резинки.
3. Изучите закон Гука, записав в рабочих тетрадях его формулировку и формулу, запишите формулу для жесткости тела. От чего зависит данная величина?
4. Продолжите выполнять экспериментальное задание «Исследование силы упругости». Результаты измерений занесите в новую таблицу:
Значение удлинения, м | Значение жесткости, Н/м | Значение площади | Значение жесткости, Н/м |
5. После выполнения экспериментального задания запишите вывод.
6. Лабораторные тетради сдайте на проверку.
II. Подведение итогов урока
Учащие самостоятельно делают вывод о результатах своей работы на уроке, используя цели урока.
III. Домашнее задание:
А) выучить записи, сделанные в рабочих тетрадях;
Б) решить задачи №159-161 из задачника А.П. Рымкевич.
Литература:
- А.Е. Гуревич «Физика 9», учебник для общеобразовательных учебных заведений, М. Дрофа, 2002
- А.В. Перышкин, Е.М. Гутник «Физика 9», учебник для общеобразовательных учебных заведений, М. Дрофа, 2002
- А.П. Рымкевич «Задачник». 9 – 11 кл. Пособие для общеобразовательных учебных заведений. М. Дрофа, 2002