Иностранный язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества.
Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки, т.е способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Поэтому одна из основных проблем – достижение успешности в обучении.
Успех учебного процесса существенно зависит от познавательной активности учащихся, от того, насколько они будут заинтересованы в своей деятельности. Ясное знание конкретных целей при условии их посильности, возможность выполнить требования учителя активизирует познавательные способности школьников, причем на разных уровнях. Если цели известны и посильны ученику, а их достижение поощряется, то для подростка нет ничего естественнее, как стремиться к их выполнению.
В старших классах у учащихся наступает период становления личности, когда учебу они рассматривают, как способ проявить себя, выделиться, обратить на себя внимание, у них формируется личностная позиция. Главное для подростка в школе – это стремление к абсолютному взаимопониманию. В теории и практике педагогического оценивания, в вариативных развивающих программах возникли следующие противоречия: между развивающим характером содержания вариативного образования и традиционной системой оценивания; между активной позицией школьника и традиционно сложившимися отношениями между учителем и учащимся в деятельности оценивания. В чём состоит сущность, и какими должны быть способы и формы педагогического оценивания? Любая деятельность должна быть оценена – т.е. соотнесена с определенной шкалой.
Школьная оценка – это соотношение знаний, умений и навыков учащегося полученных в процессе обучения с требованиями учебных программ и стандартов. Но оценка знаний школьника, тем более, школьная отметка, остается одной из самых болезненных проблем образования. Существующая в общеобразовательной школе пятибалльная система оценки знаний имеет ряд существенных недостатков. Она в значительной мере нивелирует знания учащихся, лишая их духа здорового соревнования и интереса к «неоценочным» формам урочной и внеурочной познавательной деятельности. Кроме того, оценка не дает полной информации об успехах ученика, так как практически исключает возможность сравнения его уровня знаний с уровнем знаний других учеников. В-третьих, пятибалльная система угнетает, а иногда и травмирует психику детей, так как «двойки», «тройки» или «пятерки» жестко ассоциируются в сознании учащихся с наказанием и поощрением. Рейтинговая система контроля знаний учащихся во многом свободна от указанных недостатков, способна обеспечить системность контроля знаний и сделать его корректирующим, т.е. помогающим ученикам выявлять и исправлять пробелы в знаниях. Поэтому в нашей школе по некоторым предметам в старших классах оценивание учебной деятельности осуществляется с помощью рейтинговой системы оценки знаний.
Рейтинг – количественное определение (ранжирование) значимости каких-либо объектов, выраженности качеств, свойств в соответствии с произвольно выбранной шкалой.
Для педагогов результатом рейтинга является индивидуальный числовой показатель достижений учащегося или «удельный вес» того или иного задания в контрольной работе, на зачете, при работе во время урока, а итоговая отметка возникает как сумма баллов (долей баллов), «заработанных» за правильное выполнение того или иного действия, операции, задания. Главное назначение системы рейтингового контроля знаний– это ранжирование по успешности усвоения изученного материала. Рейтинговая система – система накопительного типа, в которой индивидуальный коэффициент обучаемого (рейтинг) определяется по результатам всех видов занятий и вариантов контроля.
Эта система особенно хорошо работает в средних и старших классах, когда у ребят наступает период становления личности, когда учебу они рассматривают, как способ проявить себя, выделиться, обратить на себя внимание. С помощью рейтинга всегда виден «статус кво» данного ученика на фоне всего класса, и легко определить, как «близко» или «далеко» в данный момент времени до оценки в четверти или в году, на которую ученик рассчитывает.
При подготовке к проведению работы (зачет, тест) выстраивается система заданий, и вычленяются отдельные операции и действия, необходимые для их выполнения. Отдельному заданию в целом, либо его частям присваивается определенный балльный вес.
Каждый учащийся набирает определенное количество баллов, которые переводятся в определенную оценочную шкалу (отметку) чаще всего путем «наложения» полученных баллов на заранее выбранную интервальную шкалу (выраженную в баллах, процентах или коэффициенте усвоения), где каждому интервалу соответствует та или иная отметка.
Такой подход позволяет очень точно и объективно определить допущенные ошибки, неправильно выполненные операции, и учитель может получить исчерпывающую информацию о том, какими знаниями и умениями обладает ученик, в каком соответствии с требованиями стандарта они находятся. Удобен этот способ и для ученика, поскольку позволяет достаточно наглядно показать процесс «нарастания» отметки, подтверждая тем самым ее объективность.
Предлагаемая система оценки знаний учащихся не
отменяет традиционной 5-бальной системы.
Принципиальное отличие рейтинговой системы
оценки знаний от традиционной заключается в том,
что оценка за полугодие выводится не как средняя
от всех полученных в ходе уроков, а исходя из
суммы всех заработанных в течение полугодия
баллов.
Основным нормативом, соотносящим рейтинговую
систему с традиционной является:
С5 – сумма баллов, которую должен заработать за полугодие учащихся, претендующий на оценку «5». С5 определяется преподавателем самостоятельно. Для определения С5 следует исходить из специфики предмета, привычной для учителя интенсивности опроса, количества учебных часов отводимых программой. С5 сообщается учащимся в начале полугодия и не подлежит изменению до его завершения.
; .
Если при определении С3 и С4
получаются дробные числа, она округляется до
целого числа в направлении уменьшения.
Балы зарабатываются учащимися тремя основными
способами:
а) текущая работа на уроках
– полный ответ оценивается (за ответ идеальный, емко и полно раскрывающий поставленный вопрос); | 6б |
– за очень хороший ответ, отличающийся от идеального лишь несущественными погрешностями; | 5б |
– за хороший ответ, страдающий рядом несущественных погрешностей или одной- двумя существенными; | 4б |
– за посредственный ответ с целым рядом замечаний, с серьезными нарушениями логики; | 3б |
– за заведомо неудачный ответ при наличии представления о теме вопроса; | 2б |
– за плохой ответ при наличии явного стремления разобраться в существе рассматриваемого вопроса; | 1б |
– оценивается также работа учащихся с места, в зависимости от сложности вопроса; | 1-2б |
– отказ от ответа | 0б |
б) сдача зачетов или написание контрольных работ, по темам изученным в течение полугодия.
Таким способом учащиеся должны иметь возможность заработать.
в) отработка задолженности
На зачетной неделе в конце полугодия учащиеся могут отработать свою задолженность (т.е. исправить отказы от ответов, пропуск занятий), зафиксированную преподавателем в журнале.
(В отдельных случаях учитель может принять отработку задолженности в течение полугодия, исходя из своего свободного времени).
Задолжность сдается исходя их суммы оценки не более . Если у учащегося в течение всего полугодия не было ни одного отказа или пропуска, он может получить автоматически, без сдачи какого-либо материала. Если у учащегося долг всего по одному уроку, он сдает задолженность, по этому уроку исходя из . Если у учащегося по десяти урокам, он сдает материал всех этих уроков, но из тех же .
Текущая успеваемость учащихся фиксируется не только в журнале, но и в зачетных книжках, которые заменяют собой дневник и находятся на руках у учащихся. В случае разночтений между журналом и зачетной книжкой последней принадлежит решающая роль. Но задолженность учащегося фиксируется только в журнале.
Отметки, выставленные в зачетные книжки, дублируются в журнале. Его отличие от обычного школьного журнала только в том, что вместо оценок ставятся заработанные за урок баллы. Отказ от ответа или заведомо и полностью неправильный ответ отмечается в журнале «0» и отрабатывается в конце полугодия. Пропуск «н». Все «0» и «н» отрабатываются вместе. По завершении полугодия преподаватель вписывает в журнал суммы заработанных каждым учащимся баллом, после чего на основании этих сумм каждому выставляется оценка за полугодие. Сама рейтинговая система подразумевает изменение всего процесса обучения. Все темы учебной программы изучаются, отрабатываются и контролируются по следующей схеме: практическое занятие – зачет.
Для получения новых знаний у учащихся постоянно идет востребованность предыдущих. При этом происходит в сознании учащегося наращивание теоретических знаний. На практических занятиях необходимо останавливать внимание учащихся на основных моментах темы, показать их взаимосвязь, актуализировать знания, полученные на других уроках, используя различные средства обучения и воспитания.
На последующих рабочих уроках происходит отработка навыков и умений, т.е. делается конкретная иллюстрация полученным знаниям.
Практические занятия призваны закрепить знания учащихся. На них учащимся ставятся проблемные вопросы и создаются проблемные ситуации, для решения которых необходимо востребовать весь свой полученный запас знаний.
Уроки-зачеты проводятся с целью оценки знаний и умений, полученных каждым учащимся при изучении конкретной учебной темы. Важно, чтобы ученикам были заранее известны форматы заданий, включаемых в тест. Это психологически подготавливает школьников, повышает их ответственность за результаты работы, приучает планировать свою работу. Кроме того, есть ряд учащихся, испытывающих при вызове к доске или устном ответе, психологический дискомфорт по ряду причин – отношения с ребятами в классе, определенные физические недостатки.
Суть рейтинговой системы состоит в том, что, начиная с 1 сентября, и до окончания учебного года полученные учеником баллы за все виды учебной деятельности суммируются. По количеству набранных баллов учитель выставляет четвертные и годовые «пятибалльные» оценки.
Основа рейтинговой системы – деятельностный подход к организации учебной работы учащихся, поэтому дисциплина «Английский язык» разложена на внутри предметные модули (главы), определены и вынесены на контроль конкретные цели обучения, ключевые умения и навыки каждого модуля. Разработаны системы текущего контроля по различным видам учебной деятельности (чтение, аудирование, говорение, письмо, лексико-грамматические тесты). Определены максимальное и минимальное количество баллов рейтинга по каждому виду учебной деятельности, количество и формы рубежного контроля по окончании изучения тем. Установлено максимальное количество баллов за каждый контроль. Подсчитана максимальная сумма баллов, которую может набрать учащийся после прохождения всех видов контроля. Разработана система «льготных» и «штрафных» баллов. Оговорена шкала перевода рейтинговой системы баллов в традиционную систему оценок. Разработана форма заполнения классного журнала, зачетной книжки, памятки для учащихся.
На первом уроке учитель рассказывает о методике работы, о рейтинговой системе, оговаривает каждый пункт «договора» (так условно названа памятка) и такой «договор» вывешивается на стенд в кабинете, чтобы учащиеся в любое время еще раз могли с ним ознакомиться. На первом же родительском собрании учитель знакомит родителей учащихся с методикой работы, рассказывает о системе оценивания знаний, чтобы впоследствии, увидев в тетради сына или дочери вместо ожидаемой двойки, например, 0 баллов – они не удивлялись, а помогали ликвидировать имеющиеся пробелы в знаниях.
Рейтинговая система контроля знаний, позволяет
полнее раскрыться ребятам, вызывает дух
соревнования, повышает интерес к предмету, не
вызывая зависти, поскольку все находятся в
равных условиях с начала и до конца изучения
предмета. Оценка знаний в баллах не вызывает
стресса, не оскорбляет. Учащийся,
«оценивающийся» по рейтингу, похож на
поднимающегося или опускающегося по лестнице. У
ученика появляется желание подняться на
«вершину» знаний.
Настоящая система позволяет получить:
- возможность определить уровень подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса;
- возможность получить объективную динамику образования ученика не только в течение учебного года, но и за все время обучения в школе;
- возможность корректировать свою работу, исходя из анализа этой динамики не только учителю, но и ученику, тем самым, ставя его в позицию субъекта учебного процесса;
- планировать и прогнозировать диапазон уровня знаний, соотнося возможности каждого ученика с образовательным стандартом образования;
- дифференцировать значимости оценок, полученных учеником за выполнение различных видов работы
- отражать текущей и итоговой оценкой количество вложенного учеником труда;
- повысить объективность оценки знаний;
- возможность и перспективы развития системы ценностных отношений, нравственно-волевых качеств личности: чувства ответственности, мотивации, эмоций, стремления и достижения;
- влияние качества образования на социальное поведение школьников;
- мотивационное и эмоциональное регулирование отношения школьников к учению.
Данная система оценки знаний обладает целым рядом явных преимуществ перед традиционной:
- ориентирует учащихся на активную работу на уроках;
- стимулирует из стремление приобретать, возможно более обширные знания по предмету;
- нацеливает на систематическую работу по предмету;
- позволяет включить в учебный процесс целую систему позитивных стимулов при серьезном ужесточении контроля (и самоконтроля);
- позволяет полностью отказаться от неудовлетворительных оценок текущей работы.
В результате применения рейтинга:
- произошло снижение психологического стресса, связанного с получением неудовлетворительной отметки;
- отсутствие негативной реакции у ученика к оценке;
- повысился шанс иметь отличную оценку для любого ученика;
- существенно возросла активность на уроке;
- домашние задания выполнялись в полном объеме;
- повысилось качество выполнения домашнего задания;
- повысилась заинтересованность учащихся в приобретении более полных и обширных знаний по предмету;
- повысилась заинтересованность учащихся, включая и слабых, в систематической работе на уроке и дома, а не от случая к случаю;
- повысилось стремление быть первым элемент соревнования
- сократилось до минимума количество пропущенных уроков