Возможности кружка детского оздоровительного лагеря в психологическом развитии детей

Разделы: Школьная психологическая служба


В ДОЛ «Лесная поляна». создано пространство  для включения детей в творчески развивающую среду. Кружок «Волшебная бумага» входит в образовательный блок воспитательной работы и охватывает детей 7-12 лет.

Работа с бумагой создает условия для творческого роста и поддерживает стремление ребенка узнать мир во всех его красках и проявлениях.

Кроме обучающих и воспитательных задач в кружке реализовывались и задачи психологического развития детей. В начале каждого занятия проводилась гимнастика для пальчиков рук под лозунгом «Сделаем руки умелыми». Практически доказано, что на основе двигательного анализатора формируется речедвигательный анализатор. Даже несущественная дисфункция двигательной сферы в коре головного мозга, особенно в области мелкой, тонкой моторики, приводит к вторичному недоразвитию действий, необходимых для рисования, письма, конструирования, что ведет к нарушениям речевой сферы коры головного мозга. «Рука является вышедшим наружу головным мозгом», – это высказывание Иммануила Канта. Наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Исходя из этого, в занятия включались упражнения «Руки тянем в потолок», «Руки требуют заботы», «Солнечные зайчики», «Поднял гром тарарам» и другие.

Иногда, дети приходили в кружок в «плену эмоций», и тогда приходилось применять различные психогимнастические упражнения:

  •  упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжения);
  •  дыхательную гимнастику (действует успокаивающе на нервную систему);
  •  мимическую гимнастику (направлена на снятие общего напряжения).

Это помогало создавать в кружке положительный эмоциональный фон.   Особого внимания требовали к себе неуверенные дети, с низкой самооценкой. Это проявлялось в отказе от деятельности, постоянному обращению к руководителю за подтверждением правильности своих действий. В этом случае использовались приемы позитивного мышления, слова самоподдержки:

– Я справлюсь.
– У меня получится.
– Я научусь.
– Всё будет хорошо.
– Я не буду бояться.

Эти слова были написаны на плакате «Такие мысли всегда помогут мне», и к ним можно было обратиться, когда что-то не получалось. В начале каждого занятия такие дети (4 чел.) получали карточки с незаконченными предложениями, которые надо было заполнить

– Я хочу…
– Я умею…
– Я смогу…

Это способствовало повышению у детей уверенности в себе и собственных силах, обеспечивало психологически комфортное пребывание их в кружке.

Обращает на себя внимание большое количество детей с несформированными коммуникативными навыками – умение адресовать сообщение и привлечь к себе внимание собеседника, доброжелательность общения, умение заинтересовать собеседника своим мнением и принять его точку зрения, умение критично относится к собственному мнению, действиям, умению слушать, сопереживать и другие умения.

Некоторые из них отрабатывались во время занятий. В кружке были «Правила безопасной работы», «Правила поведения в кружке». На доске висел еще плакат «Наши правила», который мы заполняли вместе с детьми в течение нескольких занятий по мере возникновения и решения проблем. Вот что у нас получилось. (II смена)

  • Делись с товарищами материалами. Не старайся взять себе самое лучшее.
  •  Принимай спокойно замечания от других ребят и взрослых. Они хотят тебе хорошего.
  • Обращайся за помощью, и тебе помогут. Будь готов принять ее.
  • Называй другого человека по имени. Для человека его имя, как мед.
  • Если умеешь что-то делать – научи других.
  • Радуйся не только своим успехам, но и успехам товарищей.
  • Если обиделся или разозлился на кого-то – скажи, и тебя поймут.

На занятиях отрабатывались «Я – высказывания», что помогало детям общаться бесконфликтно.

«Я-высказывание» состоит из 4 частей:

1-я – содержит объективное описание нежелательного поведения, которое имеет место здесь и сейчас.
2-я – называет чувства ребенка в этот момент.
3-я – описывает эффект от такого поведения.
4-я – содержит просьбу.

Дети называли это – «правильно говорить». Во время занятий можно было выучить песенку на французском языке про кораблик, который делали, послушать притчу или сказку из серии «Лесная школа».

На заключительном занятии от детей была получена следующая обратная связь:

1. Оправдались ли твои ожидания от кружка?

– да – 100%;

2. С каким чувством ты ходил на кружок?

– с радостью – 96%;
– не знаю – 4%.

3. Чему ты научился в кружке?

– делать различные поделки – 100%;
– доводить до конца начатое дело – 25%;
– говорить слова самоподдержки – 34%;
– верить в свои силы – 25%;
– радоваться – 14%.

4. Хотел бы ты заниматься работой с бумагой в кружках города (ДДТ, СЮТ)

– да – 96%;
– нет – 4% (Не знаю, где находится).

На итогоовм педсовете работа кружка была признана эффективной. Я получила много положительных эмоций и приобрела новый опыт.