Цель: развитие творческих способностей учащихся, знакомство с народными традициями, воспитание любви к родной стране, её обычаям.
Оборудование: класс украшен предметами народного творчества, в стороне накрыт стол, самовар.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Девочка: Пожалуйте, гости дорогие! Пожалуйте!
Мальчик: Веселья вам да радости!
Девочка: У нас для каждого найдётся местечко и словечко!
Мальчик: Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому шутку, кому песенку, кому сказку, кому правду.
Учитель: Наша Родина, наше Отечество – матушка Россия. Здесь испокон жили наши деды и отцы. Здесь мы родились, здесь нам всё родное.
– Родина любимая – что мать родимая!
– Человек без Родины – что соловей без песни!
– Жить – Родине служить!
– На чужой сторонушке и весна не красна!
Учитель: Народ наш талантлив! Каких только песен, сказок и легенд не создал он. Радости и печали, надежда и ожидания, мечты о счастье – всё отразилось в творчестве наших предков. С детства мы знакомимся с живыми истоками народной мудрости. Красота её открывается в колыбельных песнях.
– Киса, кисонька, коток,
Киса – серенький хвосток.
Приди киса ночевать
Приди Васеньку качать!
Баю, баюшки, баю!
Пошёл папа за рыбою!
А он рыбки наловил
И Ванюшку накормил!
Люли, люли, люленьки
Прилетели гуленьки!
Прилетели ночевать
И Анюту покачать.
Учитель: Подрастали дети, наступал черёд тешить ребёнка потешками.
Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая.
Ножками: топ, топ!
Глазками: хлоп, хлоп!
Кто кашки не ест, кто молока не пьёт
Того забодает, забодает!
Сорока, сорока, сорока – белобока
Кашку варила, на порог скакала,
Гостей созывала!
Этому дала на блюдечке, этому на тарелочке,
А этому поскрёбушки!
Скок-скок, поскок, молодой дроздок,
По водичке пошёл, молодичку нашёл,
Молодиченька, невеличенька
Сама с вершок, голова с горшок.
Учитель: Подрастали дети, привыкали делить заботы взрослых. Они заучивали заклички и приговорки.
Солнышко, вёдрышко, выгляни в окошко,
Солнышко, покатись, красное нарядись!
Жаворонки, жаворонки, летите в поле,
Несите здоровье;
Первое – коровье, второе – овечье, третье – человечье.
Весна, весна красная,
Приди весна с радостью,
С великой милостью
Со льном высоким, с корнём глубоким,
С хлебами обильными.
(Девушки водят хоровод)
Учитель: А по вечерам парни и девушки собирались за околицей, водили хороводы, пели песни, танцевали и частушки припевали.
Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги
Оглянулася назад – сапоги мои лежат.Если б не было воды, не было и кружки,
Если б не было девчат – кто бы пел частушки.На горе стоит телега,
Слёзы капают с дуги,
Под горой сидит корова –
Надевает сапоги.Сидит ёжик на берёзе –
Белая рубашка,
На головке – сапожок,
На ноге – фуражка.
Игра-хоровод:
Покажи, Воробышек, (2р.)
Как бабушка ходит?
Как девушка ходит?
Как заинька скачет?
Как Ванюша плачет?
Учитель: А какие же вечера и гулянья без прибауток и небылиц.
– Федул, что губы надул?
– Кафтан прижег!
– Можно зашить?
– Да иглы нет!
– А велика ли дыра?
– Один ворот остался!– Что сегодня делал?
– Рукавицы искал!
– Нашёл?
– Да!
– А где ж они были?
– Да за поясом!
– Народное искусство похоже на чудотворную сказочную воду. Эта вода оживляет человека, учит ценить жизнь и бороться с неправдой и ложью.
(Народная игра «Кольцо»)
Перстенёк, перстенёк
Ты не близок, не далёк!
У кого есть перстенёк
Выходи скорей в кружок!
– Сегодня на нашем празднике
Звучали шутки – баламутки по полминутке!
Пословицы и поговорки
Катались как с горки,
Старинные потешки
Мы щёлкали, как орешки!
Были рады вспомнить обычаи русские.
– Потому что старое
Нового не портит, а вкус придаёт,
Да работу уму даёт!
Хоть шуткой, хоть смехом,
Да было бы дело с успехом.
– А что у нас вышло
Не нам судить рядить,
А вам приговор выносить!
– А сейчас, дорогие гости
Приглашаем вас к столу,
Тары-бары, растабары,
Выпьем чай из самовара!
С сушками, с ватрушками
С кренделями вкусными
С пирогами русскими.
Конец.