Урок развития речи "Описание природы. Музыкальный пейзаж" (6-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цель урока: воспитание чувства любви к окружающей природе.

Задачи урока:

  • повторить понятие "пейзаж";
  • совершенствовать речевые умения;
  • закрепить представление об описании;
  • подготовиться к описанию музыкального пейзажа;
  • учиться излагать свои наблюдения как в устной, так и в письменной речи;
  • расширить лексический запас слов.

Оборудование: аудиозапись "Времена года. Зима" А. Вивальди; рисунки учащихся; отрывки из текстов; плакаты с понятиями "пейзаж", "сравнение", "эпитет", "метафора" и т.д.; памятка " Работа в малой группе".

Ход урока

Оргмомент. Приветствие.

Добрый день, мои юные друзья!

Слово учителя. В это зимнее морозное утро мы совершим экскурсию в тайны природы, соприкоснемся с миром прекрасного.

На фоне музыки Чайковского ученица читает наизусть стихотворение Н. Рыленкова "Все в тающей дымке".

Беседа с классом: ребята, как вы думаете, почему поэт говорит, что русскую природу "мало увидеть,/Здесь нужно всмотреться", "Здесь мало услышать,/Здесь вслушаться нужно"?

(Русская природа сама по себе неброская, неяркая, не поражает взгляд чем-то неожиданным, необычным)

Учитель: все краски и звуки как бы приглушены, но в них таится скрытая могучая сила, которую может почувствовать только чуткое сердце:

Сообщение темы и задачи урока.

Сегодня на уроке мы будем учиться всматриваться и вслушиваться в природу. Нам предстоит подготовиться к описанию пейзажа, но не просто пейзажа, а музыкального.

Тема сегодняшнего урока так и называется " Описание природы. Музыкальный пейзаж". (Запись темы на доске.)

Актуализация знаний учащихся.

- Ребята, обратите внимание на выставку рисунков, выполненных вами. Они наивны, но искренни. На них природа такая, какой вы ее видите.

А здесь (на доске) картины известного художника-пейзажиста Валентина Александровича Серова.

- Ребята, а кто такой пейзажист? Найдите лексическое значение в толковом словаре (словари в каждой группе).

Запись в тетрадь: пейзажист- это художник, рисующий пейзажи.

- А что же такое пейзаж?

Пейзаж-это рисунок, изображающий виды природы, а также описание природы в литературном произведении.

- Обратите внимание на правописание это слова. (Объяснение)

- Какие виды пейзажей вам знакомы? Посмотрите на репродукции картин, подберите эпитеты и запишите их в тетрадь.

Работа в группах. (Запись: зимний, сельский, городской и т.д.)

Новая тема

- Ребята, сейчас мы пройдемся по залам музея с юным искусствоведом (Ф.И) и послушаем о творчестве художника-пейзажиста В.А .Серова (Индивидуальное домашнее задание)

Пейзажный жанр в отечественном искусстве удерживает популярность длительное время. Одним из наиболее ярких проявлений в русском изобразительном искусстве стало творчество художника В. А. Серова.

В.А. Серов родился 7 января 1865 года в Петербурге в семье известного композитора А.Н. Серова. Интерес к рисованию у него проявился очень рано. Еще ребенком он любил изображать животных, а особенно лошадей. В пейзаже "Зима" (1898г.) мотив внезапно появляющейся из-за сарая лошади с санями и седоком выражает естественность непосредственно схваченного момента.

В этюде " Зима в Абрамцево" (1886 г.) он использует чистые светлые краски, синие тени на белом снегу, на фоне которых отчетливо видны коричневые силуэты деревьев и церковка на втором плане.

Работа в группах: каждой группе предложен отрывок из стихотворений А.С. Пушкина:

1 группа-"Зимний вечер"

2 группа - "Бесы"

3 группа - "Зимнее утро"

Задание для групп:

  • найдите в отрывках изобразительно-выразительные средства, с помощью которых автор описывает природу.
  • запишите в тетрадь опорные слова, которые помогут вам в описании музыкального пейзажа

Проверка выполнения задания (каждая группа дает ответ).

- Что объединяет эти отрывки? (Время года)

- каким настроением проникнут каждый отрывок? (Природа, которую наблюдает поэт, разнообразн ,необычна : это и темная вьюжная ночь, это и красочный зимний лес, и пустынная печальная дорога.)

Учитель: все эти картины природы наполняют душу ощущением покоя , радости, а может и тревоги, тоски. И неудивительно , что ощущения просятся быть отображёнными в слове, красках, и, конечно же, в мелодии.

Подготовка к слушанию музыки.

Сообщение о композиторе. (Индивидуальное домашнее задание).

Великий итальянский композитор А. Вивальди страстно любил природу и выразил эту любовь в музыке. Им создано замечательное музыкальное произведение " Времена года".

Казалось бы, Италия так далеко от нас , и климат там другой , и природа несколько иная , но если внимательно вслушаться в музыку, созданную композитором , то мы без труда узнаём в ней нашу северную природу.

- А сейчас мы прослушаем один из фрагментов великого композитора и попытаемся словесно нарисовать картину, возникшую в вашем воображении.

Прослушивание записи.

Беседа о музыкальных впечатления ,

- Что вы представили себе, слушая музыку? (Обсуждение в группах).

Ответы:

1 группа - сказочный лес, ветерок , появилась позёмка и т.д.

2 группа _ незнакомый лес, снег, снежинки и т.д.

3 группа - тропинка в лесу, хрупкие снежинки и т.д.

- А какие образы возникли в вашем воображении? (Вьюга, метель, пурга, позёмка).

Задание: запишите эти слова в порядке их последовательности.

Запись на доске : вьюга - снежная буря.

Метель - сильный ветер со снегом.

Позёмка - метель без снегопада, поднимающая снег с поверхности земли.

Пурга - сильная вьюга, снежная буря.

- Подберите метафоры к данным образам.

Запись в тетрадях: поднялась метель, закрутилась позёмка и т.д.

- Каким чувством наполнен музыкальный пейзаж?

(Ответы: тревогой, ожиданием, силой, торжеством разбушевавшейся стихии и т.д.).

Отбор языкового материала. Работа в группах.

Звуки: тревожные, неясные и т.д.

Музыка: притягивает, завораживает, нарастает, взрывается и т.д.

Настроение : светлая радость, печаль, восторг и т.д.

Оркестр: громко, во всю мощь и т.д.

Скрипки: трепетно, нежно, запели и т.д.

Написание сочинения-миниатюры.

Обсуждение в группах возможного начала текста.

Чтение сочинений.

1 группа - звучат первые звуки музыки, и я мысленно переношусь в сказочный лес:

2 группа - когда я слышу музыку:

3 группа - зазвучала музыка, и её чарующие звуки перенесли меня в незнакомый лес:

Обобщающее слово учителя.

Ребята, каждый из вас услышал в музыке А.Вивальди что-то своё: одни - несчастную снежинку, другие - мощь разбушевавшейся стихии, третьи - что-то своё. И каждый из вас прав. Ведь живопись, поэзия, музыка - это искусство, которое обращается к самым потаённым уголкам человеческой души. Они восхищаются красотой и величием русской природы.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: написать сочинение - миниатюру.

И в заключение урока давайте ещё раз окунёмся в этот волшебный мир звуков - музыку Антонио Вивальди.

Звучит музыка.