Цель урока: воспитание чувства любви к окружающей природе.
Задачи урока:
- повторить понятие "пейзаж";
- совершенствовать речевые умения;
- закрепить представление об описании;
- подготовиться к описанию музыкального пейзажа;
- учиться излагать свои наблюдения как в устной, так и в письменной речи;
- расширить лексический запас слов.
Оборудование: аудиозапись "Времена года. Зима" А. Вивальди; рисунки учащихся; отрывки из текстов; плакаты с понятиями "пейзаж", "сравнение", "эпитет", "метафора" и т.д.; памятка " Работа в малой группе".
Ход урока
Оргмомент. Приветствие.
Добрый день, мои юные друзья!
Слово учителя. В это зимнее морозное утро мы совершим экскурсию в тайны природы, соприкоснемся с миром прекрасного.
На фоне музыки Чайковского ученица читает наизусть стихотворение Н. Рыленкова "Все в тающей дымке".
Беседа с классом: ребята, как вы думаете, почему поэт говорит, что русскую природу "мало увидеть,/Здесь нужно всмотреться", "Здесь мало услышать,/Здесь вслушаться нужно"?
(Русская природа сама по себе неброская, неяркая, не поражает взгляд чем-то неожиданным, необычным)
Учитель: все краски и звуки как бы приглушены, но в них таится скрытая могучая сила, которую может почувствовать только чуткое сердце:
Сообщение темы и задачи урока.
Сегодня на уроке мы будем учиться всматриваться и вслушиваться в природу. Нам предстоит подготовиться к описанию пейзажа, но не просто пейзажа, а музыкального.
Тема сегодняшнего урока так и называется " Описание природы. Музыкальный пейзаж". (Запись темы на доске.)
Актуализация знаний учащихся.
- Ребята, обратите внимание на выставку рисунков, выполненных вами. Они наивны, но искренни. На них природа такая, какой вы ее видите.
А здесь (на доске) картины известного художника-пейзажиста Валентина Александровича Серова.
- Ребята, а кто такой пейзажист? Найдите лексическое значение в толковом словаре (словари в каждой группе).
Запись в тетрадь: пейзажист- это художник, рисующий пейзажи.
- А что же такое пейзаж?
Пейзаж-это рисунок, изображающий виды природы, а также описание природы в литературном произведении.
- Обратите внимание на правописание это слова. (Объяснение)
- Какие виды пейзажей вам знакомы? Посмотрите на репродукции картин, подберите эпитеты и запишите их в тетрадь.
Работа в группах. (Запись: зимний, сельский, городской и т.д.)
Новая тема
- Ребята, сейчас мы пройдемся по залам музея с юным искусствоведом (Ф.И) и послушаем о творчестве художника-пейзажиста В.А .Серова (Индивидуальное домашнее задание)
Пейзажный жанр в отечественном искусстве удерживает популярность длительное время. Одним из наиболее ярких проявлений в русском изобразительном искусстве стало творчество художника В. А. Серова.
В.А. Серов родился 7 января 1865 года в Петербурге в семье известного композитора А.Н. Серова. Интерес к рисованию у него проявился очень рано. Еще ребенком он любил изображать животных, а особенно лошадей. В пейзаже "Зима" (1898г.) мотив внезапно появляющейся из-за сарая лошади с санями и седоком выражает естественность непосредственно схваченного момента.
В этюде " Зима в Абрамцево" (1886 г.) он использует чистые светлые краски, синие тени на белом снегу, на фоне которых отчетливо видны коричневые силуэты деревьев и церковка на втором плане.
Работа в группах: каждой группе предложен отрывок из стихотворений А.С. Пушкина:
1 группа-"Зимний вечер"
2 группа - "Бесы"
3 группа - "Зимнее утро"
Задание для групп:
- найдите в отрывках изобразительно-выразительные средства, с помощью которых автор описывает природу.
- запишите в тетрадь опорные слова, которые помогут вам в описании музыкального пейзажа
Проверка выполнения задания (каждая группа дает ответ).
- Что объединяет эти отрывки? (Время года)
- каким настроением проникнут каждый отрывок? (Природа, которую наблюдает поэт, разнообразн ,необычна : это и темная вьюжная ночь, это и красочный зимний лес, и пустынная печальная дорога.)
Учитель: все эти картины природы наполняют душу ощущением покоя , радости, а может и тревоги, тоски. И неудивительно , что ощущения просятся быть отображёнными в слове, красках, и, конечно же, в мелодии.
Подготовка к слушанию музыки.
Сообщение о композиторе. (Индивидуальное домашнее задание).
Великий итальянский композитор А. Вивальди страстно любил природу и выразил эту любовь в музыке. Им создано замечательное музыкальное произведение " Времена года".
Казалось бы, Италия так далеко от нас , и климат там другой , и природа несколько иная , но если внимательно вслушаться в музыку, созданную композитором , то мы без труда узнаём в ней нашу северную природу.
- А сейчас мы прослушаем один из фрагментов великого композитора и попытаемся словесно нарисовать картину, возникшую в вашем воображении.
Прослушивание записи.
Беседа о музыкальных впечатления ,
- Что вы представили себе, слушая музыку? (Обсуждение в группах).
Ответы:
1 группа - сказочный лес, ветерок , появилась позёмка и т.д.
2 группа _ незнакомый лес, снег, снежинки и т.д.
3 группа - тропинка в лесу, хрупкие снежинки и т.д.
- А какие образы возникли в вашем воображении? (Вьюга, метель, пурга, позёмка).
Задание: запишите эти слова в порядке их последовательности.
Запись на доске : вьюга - снежная буря.
Метель - сильный ветер со снегом.
Позёмка - метель без снегопада, поднимающая снег с поверхности земли.
Пурга - сильная вьюга, снежная буря.
- Подберите метафоры к данным образам.
Запись в тетрадях: поднялась метель, закрутилась позёмка и т.д.
- Каким чувством наполнен музыкальный пейзаж?
(Ответы: тревогой, ожиданием, силой, торжеством разбушевавшейся стихии и т.д.).
Отбор языкового материала. Работа в группах.
Звуки: тревожные, неясные и т.д.
Музыка: притягивает, завораживает, нарастает, взрывается и т.д.
Настроение : светлая радость, печаль, восторг и т.д.
Оркестр: громко, во всю мощь и т.д.
Скрипки: трепетно, нежно, запели и т.д.
Написание сочинения-миниатюры.
Обсуждение в группах возможного начала текста.
Чтение сочинений.
1 группа - звучат первые звуки музыки, и я мысленно переношусь в сказочный лес:
2 группа - когда я слышу музыку:
3 группа - зазвучала музыка, и её чарующие звуки перенесли меня в незнакомый лес:
Обобщающее слово учителя.
Ребята, каждый из вас услышал в музыке А.Вивальди что-то своё: одни - несчастную снежинку, другие - мощь разбушевавшейся стихии, третьи - что-то своё. И каждый из вас прав. Ведь живопись, поэзия, музыка - это искусство, которое обращается к самым потаённым уголкам человеческой души. Они восхищаются красотой и величием русской природы.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание: написать сочинение - миниатюру.
И в заключение урока давайте ещё раз окунёмся в этот волшебный мир звуков - музыку Антонио Вивальди.
Звучит музыка.