Цели: закрепить материал по теме: "В зоне степей", оценить уровень его усвоения; повторить тему: "Природный мир тундры"; сформировать знания по новой теме: "Пустыни", ознакомить с географическим положением зоны пустынь, её особенностями, растительным и животным миром, деятельностью людей; развивать умение работать с географической картой, гербарием дополнительной литературой; включить РК (природные зоны в республике Татарстан, уточнить место расположения нашей республики на карте "Природные зоны России"), продолжить формирование экологических знаний, связать с местными экологическими проблемами; воспитывать любовь к своему краю, развивать интерес к предмету и бережное отношение к природе; развивать речь учащихся, умение выражать свое мнение, доказывать, наблюдать, анализировать, обобщать.
Оборудование: карта: "Природные зоны России", рисунки, фотографии с изображением животных и растений пустыни, гербарий; видеосюжет: "Пустыня" (3 минуты), ребус с ключевым словом: "Пустыни", карточки с названиями заповедников, карточки с индивидуальными заданиями и карточки-значки с основными экологическими проблемами по природным зонам (для проверки домашнего задания), схемы приспособленности растений и животных к жизни в пустыне; схема-вывод "Экологические проблемы пустынь"; "Рабочая тетрадь по природоведению" (стр. 28, №58-60), контур-модель карты РТ из цветной прозрачной плёнки. Плакат-схема: "Эвтрофикация и биологическая очистка реки Степной Зай", карточки с выводами о биологической очистки реки ; учебник (автор: А.А. Плешаков, "Мир вокруг нас",4 класс, стр. 83-89).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Работа по карточкам: "Заполни таблицу, устанавливая стрелками соответствие
(Индивидуальная работа, карточки лежат на столах)
|
Животные тундры Животные леса Хищники Растительноядные животные |
Приспособленность животных тундры | 1):. 2):. 3):. |
Расставь знаки, обозначающие проблемы по природным зонам, обоснуй.
Арктика.
В морях Арктики люди занимаются рыболовством. Огромный ущерб нанесен живой природе Баренцева моря. Там почти полностью уничтожены промысловые виды рыб
С многочисленных судов, проходящих по Северному морскому пути, в воду попадают различные вредные вещества, мусор. Это плохо сказывается на жизни обитающих здесь животных
Тундра.
От вездеходов и тракторов поверхность почвы нарушается, растения погибают.
Поэтому движение по тундре во многих местах запрещено.
На многих оленьих пастбищах ягель исчезает, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют с одного пастбища на другое. Олень скусывает за один раз то, что росло 10 лет.
Ценнейшие пастбища погибают
Лесная зона. Нужно бережно использовать леса, а вырубленные обязательно восстанавливать.
Надо беречь лес от огня.
Зона степей. (Рисунки № 7, 8). Степи почти повсюду распаханы. Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Большие стада животных пасутся в одном месте
Разрушается почва, исчезают многие растения, страдают дикие животные.
Расставь названия заповедников по природным зонам и назвать животных, которые там обитают. (Карточки - названия крепятся на карте на месте расположения данных заповедников)
а) Заповедник "Остров Врангеля"
- белые медведи
- белые гуси
- моржи
- овцебык
б) Таймырский заповедник
- дикие северные олени
- овцебык
- краснозобая казарка
- сокол-сапсан
в) Баргузинский заповедник
- кедровые леса
- горячие источники
- бурые медведи
- кабарга (мелкий олень)
- росомахи, белки-летяги
- рябчик, нерпа :
г) Бадхызский заповедник. Самый южный заповедник нашей страны
- куланы
- дикобраз, архар, джейран
- леопард, варан
4) Расположи названия растений в два столбика. Обоснуй.
- морошка
- карликовая береза
- ковыль
- перекати поле
- брусника
- полынь
- Чем похожи и чем отличаются растения по своим способностям приспосабливаться к жизни в определенной природной зоне?
(Общее: мелкие листья- для уменьшения испарения.
Различие: разные корни - из-за отличия почв.)
III. Формулирование новой темы.
Учитель. Сегодня нам откроет свои тайны другая природная зона России. Разгадайте ребус и прочитайте, куда мы отправляемся:
Учитель. Запишите тему урока - "Пустыни".
IV. Видеосюжет о жизни в пустынях (3 минуты). Комментарии учителя.
Физкультминутка для глаз.
V. Работа с учебником (стр. 83 -86)
1) Географическое положение.
2) Климатические условия
(Очень жаркое сухое лето, морозная непродолжительная зима, очень незначительное количество осадков за год).
3) Растительный мир пустыни
(скудная, произрастает пучками, не покрывая землю полностью; требует мало влаги: саксаул, верблюжья колючка, полынь и др.)
-Работа по таблице (сообщения учащихся о растениях пустыни)
- Гербарий (хлопок).
Учитель. Как приспособились растения к жизни в пустыне? Учащиеся отвечают и заполняют схему- вывод:
На мне люди ездят
И возят поклажу.
В пустыне безводной
Могу идти даже.
Сколько важности в походке!
По пустыне-сковородке.
По колючкам босиком
Кто идет с горбом - мешком?
(верблюд)
4) Животный мир пустыни (Работа с учебником, сообщения учащихся).
(Не отличается разнообразием; в основном - птицы, ящерицы, насекомые; небольшое количество зверей: верблюды, антилопы и др.)
Учитель. Как приспособились к жизни в пустыне животные? Учащиеся отвечают и заполняют схему - вывод:
Пустыни и человек (Чтение статьи, сообщения учащихся).
Основные занятия населения пустыни (земледелие на орошаемых территориях, скотоводство)
- Ферганская долина (экологические проблемы)
Учитель. Назовите экологические проблемы пустынь и заполните схему- вывод:
VI. Закрепление нового материала: "Рабочая тетрадь по природоведению" (стр. 28, № 58-60). Физкультминутка.
VII. Татарстан - родной край, часть большой страны.
Учитель: Вы маленькие граждане большого государства, имя которому Россия. Но в состав нашей большой страны входят разные республики, края, автономные округа и области.
Определите место расположения нашей республики на карте "Природные зоны России".
(Учащиеся закрепляют карту-модель РТ на карту "Природные зоны России") Обоснуйте.
Учитель: Какие заповедники находятся в Татарстане? (Волжско-Камский заповедник, Национальный парк "Нижняя Кама", в Заинском районе - Багряжский заказник).
Сообщение об экологической проблеме реки Степной Зай.
"Эвтрофикация и биологическая очистка реки Степной Зай".
Признаки:
- вода в водоеме всегда мутная;
- разросшаяся ряска;
- неприятный запах, исходящий от воды;
- "цветение" воды;
- замор рыбы
- разрастание прибрежной растительности.
Способ очистки:- разведение сеголеток белого амура, белого и пестрого толстолобиков.
VIII. Итог урока.
- Как должен относиться человек к окружающей природе?
- Почему в пустыне очень жарко?
- Что нового вы узнали на уроке?
IХ. Домашнее задание.
- стр. 83-89 (учебник); стр.27 № 57,61, 62 ("Рабочая тетрадь")