Пустыни. Родной край – часть большой страны

Разделы: Начальная школа


Цели: закрепить материал по теме: "В зоне степей", оценить уровень его усвоения; повторить тему: "Природный мир тундры"; сформировать знания по новой теме: "Пустыни", ознакомить с географическим положением зоны пустынь, её особенностями, растительным и животным миром, деятельностью людей; развивать умение работать с географической картой, гербарием дополнительной литературой; включить РК (природные зоны в республике Татарстан, уточнить место расположения нашей республики на карте "Природные зоны России"), продолжить формирование экологических знаний, связать с местными экологическими проблемами; воспитывать любовь к своему краю, развивать интерес к предмету и бережное отношение к природе; развивать речь учащихся, умение выражать свое мнение, доказывать, наблюдать, анализировать, обобщать.

Оборудование: карта: "Природные зоны России", рисунки, фотографии с изображением животных и растений пустыни, гербарий; видеосюжет: "Пустыня" (3 минуты), ребус с ключевым словом: "Пустыни", карточки с названиями заповедников, карточки с индивидуальными заданиями и карточки-значки с основными экологическими проблемами по природным зонам (для проверки домашнего задания), схемы приспособленности растений и животных к жизни в пустыне; схема-вывод "Экологические проблемы пустынь"; "Рабочая тетрадь по природоведению" (стр. 28, №58-60), контур-модель карты РТ из цветной прозрачной плёнки. Плакат-схема: "Эвтрофикация и биологическая очистка реки Степной Зай", карточки с выводами о биологической очистки реки ; учебник (автор: А.А. Плешаков, "Мир вокруг нас",4 класс, стр. 83-89).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Работа по карточкам: "Заполни таблицу, устанавливая стрелками соответствие

(Индивидуальная работа, карточки лежат на столах)

  1. Олень, глухарь, медведь.
  2. Песец, белая куропатка.
  3. Заяц, :, :
  4. Волк, :, :
Животные тундры

Животные леса

Хищники

Растительноядные животные

Приспособленность животных тундры 1):.

2):.

3):.

Расставь знаки, обозначающие проблемы по природным зонам, обоснуй.

Арктика.

В морях Арктики люди занимаются рыболовством. Огромный ущерб нанесен живой природе Баренцева моря. Там почти полностью уничтожены промысловые виды рыб

С многочисленных судов, проходящих по Северному морскому пути, в воду попадают различные вредные вещества, мусор. Это плохо сказывается на жизни обитающих здесь животных

Тундра.

От вездеходов и тракторов поверхность почвы нарушается, растения погибают.

Поэтому движение по тундре во многих местах запрещено.

На многих оленьих пастбищах ягель исчезает, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют с одного пастбища на другое. Олень скусывает за один раз то, что росло 10 лет.

Ценнейшие пастбища погибают

Лесная зона. Нужно бережно использовать леса, а вырубленные обязательно восстанавливать.

Надо беречь лес от огня.

Зона степей. (Рисунки № 7, 8). Степи почти повсюду распаханы. Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Большие стада животных пасутся в одном месте

Разрушается почва, исчезают многие растения, страдают дикие животные.

Расставь названия заповедников по природным зонам и назвать животных, которые там обитают. (Карточки - названия крепятся на карте на месте расположения данных заповедников)

а) Заповедник "Остров Врангеля"

  • белые медведи
  • белые гуси
  • моржи
  • овцебык

б) Таймырский заповедник

  • дикие северные олени
  • овцебык
  • краснозобая казарка
  • сокол-сапсан

в) Баргузинский заповедник

  • кедровые леса
  • горячие источники
  • бурые медведи
  • кабарга (мелкий олень)
  • росомахи, белки-летяги
  • рябчик, нерпа :

г) Бадхызский заповедник. Самый южный заповедник нашей страны

  • куланы
  • дикобраз, архар, джейран
  • леопард, варан

4) Расположи названия растений в два столбика. Обоснуй.

  • морошка
  • карликовая береза
  • ковыль
  • перекати поле
  • брусника
  • полынь

- Чем похожи и чем отличаются растения по своим способностям приспосабливаться к жизни в определенной природной зоне?

(Общее: мелкие листья- для уменьшения испарения.

Различие: разные корни - из-за отличия почв.)

III. Формулирование новой темы.

Учитель. Сегодня нам откроет свои тайны другая природная зона России. Разгадайте ребус и прочитайте, куда мы отправляемся:

Учитель. Запишите тему урока - "Пустыни".

IV. Видеосюжет о жизни в пустынях (3 минуты). Комментарии учителя.

Физкультминутка для глаз.

V. Работа с учебником (стр. 83 -86)

1) Географическое положение.

2) Климатические условия

(Очень жаркое сухое лето, морозная непродолжительная зима, очень незначительное количество осадков за год).

3) Растительный мир пустыни

(скудная, произрастает пучками, не покрывая землю полностью; требует мало влаги: саксаул, верблюжья колючка, полынь и др.)

-Работа по таблице (сообщения учащихся о растениях пустыни)

- Гербарий (хлопок).

Учитель. Как приспособились растения к жизни в пустыне? Учащиеся отвечают и заполняют схему- вывод:

На мне люди ездят
И возят поклажу.
В пустыне безводной
Могу идти даже.
Сколько важности в походке!
По пустыне-сковородке.
По колючкам босиком
Кто идет с горбом - мешком?
(верблюд)

4) Животный мир пустыни (Работа с учебником, сообщения учащихся).

(Не отличается разнообразием; в основном - птицы, ящерицы, насекомые; небольшое количество зверей: верблюды, антилопы и др.)

Учитель. Как приспособились к жизни в пустыне животные? Учащиеся отвечают и заполняют схему - вывод:

Пустыни и человек (Чтение статьи, сообщения учащихся).

Основные занятия населения пустыни (земледелие на орошаемых территориях, скотоводство)

- Ферганская долина (экологические проблемы)

Учитель. Назовите экологические проблемы пустынь и заполните схему- вывод:

VI. Закрепление нового материала: "Рабочая тетрадь по природоведению" (стр. 28, № 58-60). Физкультминутка.

VII. Татарстан - родной край, часть большой страны.

Учитель: Вы маленькие граждане большого государства, имя которому Россия. Но в состав нашей большой страны входят разные республики, края, автономные округа и области.

Определите место расположения нашей республики на карте "Природные зоны России".

(Учащиеся закрепляют карту-модель РТ на карту "Природные зоны России") Обоснуйте.

Учитель: Какие заповедники находятся в Татарстане? (Волжско-Камский заповедник, Национальный парк "Нижняя Кама", в Заинском районе - Багряжский заказник).

Сообщение об экологической проблеме реки Степной Зай.

"Эвтрофикация и биологическая очистка реки Степной Зай".

Признаки:

  • вода в водоеме всегда мутная;
  • разросшаяся ряска;
  • неприятный запах, исходящий от воды;
  • "цветение" воды;
  • замор рыбы
  • разрастание прибрежной растительности.

Способ очистки:- разведение сеголеток белого амура, белого и пестрого толстолобиков.

VIII. Итог урока.

  1. Как должен относиться человек к окружающей природе?
  2. Почему в пустыне очень жарко?
  3. Что нового вы узнали на уроке?

IХ. Домашнее задание.

  1. стр. 83-89 (учебник); стр.27 № 57,61, 62 ("Рабочая тетрадь")