Интеллектуальная игра как форма организации познавательной деятельности
Интеллектуальная игра является игровой формой обучения, в которой одновременно действуют 3 начала: учебное, познавательное, игровое и занимательное, и является ценным средством воспитания умственной активности детей.
В процессе игры и в отличие от учебных занятий в интеллектуально-познавательной игре учебные, познавательные задачи ставятся не прямо, когда педагог учит, а косвенно обучающиеся овладевают знаниями, играя
В игре активизируются психические процессы, она вызывает живой интерес к процессу познания.
Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение, соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива.
Успех в решении дидактической задачи достигается путём разнообразных игровых действий и, и как правило одним из них является соревнование. Желание детей достигнуть игровой цели, выиграть, заставляет лучше воспринимать окружающее, наблюдать, обследовать предметы, сравнивать их.
Обязательное выполнение правил требует от детей совместных и последовательных действий, сосредоточенности, самостоятельности.
В методику проведения игры входят:
- объявление названия игры;
- сообщение о расположении участников и порядке использования игрового материала;
- объяснение хода игры;
- рефлексия.
Очень важно создать в игре условия для умственной активности всех детей. Хорошо если сочетается умственная активность с двигательной.
До начала игры задаются правила и носят обучающий и организующий характер.
Вначале объясняется обучающимся игровое задание, а потом способ его выполнения.
Чтобы повысить активность детей в игре и сохранить к ней положительный интерес, при её повторности дидактические и игровые задачи усложняются.
Руководя любой игрой, учитель должен помнить о добровольности участия в ней детей. В этом отношении игра открывает большие, по сравнению с учебной деятельностью, возможности для проявления инициативы, творческого поиска, возникновения со стороны детей вопросов, предложений по содержанию игры.
По мере усвоения игры роль ведущего может поручаться хорошо подготовленным детям, а учитель выполняет контролирующую функцию.
Дидактические игры ограничены во времени.
По характеру умственного развития познавательные игры можно отнести к следующим группам:
1.Игры, требующие от детей исполнительной деятельности.
2.Игры, требующие воспроизведения действий.
3.Игры, в которые включены элементы поиска и творчества.
Станислав Теофилович Шацкий, советский педагог, 130-летие со дня рождения которого было отмечено в 2008 году, писал:
“Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства”.
Положение интеллект-шоу “Эрудит-ассорти
1.Цели и задачи мероприятия
- привлечь к активному участию обучающихся 3-5 классов;
- способствовать развитию у обучающихся умения строить логические умозаключения, искать закономерности, анализировать условия заданий;
- создать условия для развития навыков работы в команде.
2. Условия и содержание игры
“Эрудит-ассорти” - интеллектуальная игра с элементами театрализации для учащихся 3-5 классов, проводимая в творческой игровой форме (конкурс).
Вниманию обучающихся будут предложены 2 типа вопросов: общие (категория вопросов на проверку общих знаний), творческие (вопросы, отвечая на которые участники должны проявить свои творческие способности и таланты).
3.Участники
В игре могут принимать участие обучающиеся 3-5 классов по 6 человек в команде.
4.Порядок проведения
Игра проходит в один тур, предполагает прохождение станций. Перед началом проводится представление участников в творческой форме, которые готовятся заранее. Представление включает в себя название и визитную карточку команды.
5.Порядок оценки результатов
За правильные ответы на каждой станции команды получат баллы - по 1 баллу за правильный ответ. По итогам всего мероприятия определяются победители, набравшие наибольшее количество баллов.
На станциях представлены задания разного уровня сложности, для решения которых участникам необходимо будет проявить догадку и сообразительность.
Объём заданий на каждой станции примерно одинаков и подобран таким образом, чтобы участники могли справиться с работой за отведённое время.
Время работы на станции – 5 минут. На последней станции – 10 минут.
6. Организация игры
Организаторы игры- учителя начальных классов. Для решения вопросов на время проведения игры формируется оргкомитет из числа учителей начальных классов. Полномочия оргкомитета:
- осуществлять решение вопросов
подготовки и проведения игры;
- разрабатывает систему баллов для оценки знаний
участников;
- следить за ходом проведения игры,
координировать работу руководителей станций,
- осуществлять подведение итогов игры и
организовывать церемонию награждения
участников.
На каждой станции находится руководитель.
Задачи руководителя:
- следить за ходом игры;
- распределять участников по заданиям;
- отслеживать и сообщать результаты команд;
- после окончания работы команды подготовить
задания для следующей команды.
7. Каждый участник игры получает сертификат о прохождении интеллектуальных испытаний.
Правила интеллектуальной игры “Эрудит-ассорти”
1.Игра проводится в один тур.
2.На информационном стенде представлены название, фото-визитка команд-участниц. У каждого члена команды – эмблема.
3. Форма игры, интеллектуальное шоу, была апробирована во всех звеньях школы, с приглашением обучающихся других школ города.
Командам предлагается путешествие с остановками на 6 станциях ( пребывание на четырёх станциях длится по 5 минут, на последней – 10 минут).
Маршрут следования по 5 станциям для каждой команды разный. В конце пути команды встречаются на станции с названием “Лего”.
Станция “Сочиняй-ка”
Задачи:
- познакомить участников с разными способами придумывания нового;
- развивать внимание, воображение и творческие способности;
- учить участников команд высказывать и доказывать свою точку зрения.
Используемый материал:
Даны две строчки стихотворения, его необходимо продолжить, сочинёнными своими строками.
Критерии оценивания:оригинальность, рифма,объём, эмоциональность.
Станция “Буквоешка”
Задачи:учить высказывать свою точку зрения.
Задание:Поставить знак ударения в словах, подобрать антонимы к словам, объяснить значение выражений.
Станция “Твоя моя не понимай”
Задачи
- развивать умение работать с двуязычным словарём;
- развивать умение работать в группе, правильно распределять обязанности между членами команды.
Задание:
За пять минут перевести слова с русского на немецкий, английский, французский и наоборот, с использованием соответствующих словарей.
Используемый материал: словари русско-немецкий, русско-английский, немецко-русский, англо-русский, бланки ответов.
Станция “Лего”
Задачи
- развивать внимание, воображение и творческие способности;
- формировать умение работать в группе.
Используемый материал: различные коробки из-под сока, скотч, цветная бумага.
Задание: В течение 10 минут выполнить работу, используя коробки.
Станция “Вот моя деревня”
Задачи:
- учить высказывать свою точку зрения;
- формировать умение работать с картой;
- развивать память участников.
Используемый материал: карта Курганской области, бланк ответов.
Задание:
1. В течение одной минуты записать как
можно больше названий улиц города Кургана.
2. Дать ответы с использованием карты на 8
вопросов.
Станция “Раз-словечко, два-словечко”
Задачи:
- развивать внимание участников;
- вырабатывать умение работать в группе.
Используемый материал: бланк ответов.
Задание: Составить как можно больше слов из слова “гастроном”.
На каждой станции есть смотритель, который оценивает работу команд по предложенным критериям.
Инструктаж участникам игры:
Капитанам получить путевые листы. В них указан маршрут, по которому будет передвигаться ваша команда. У всех команд разный маршрут.
На пути следования будет 6 станций. Названия станций указаны на дверях кабинетов. На первых четырёх станциях длительность остановок по 5 минут. Станция “Лего” будет для всех последней.
Пребывание на ней длится 10 минут.
Желаем вам успехов в работе!