Интеллект–шоу "Эрудит–ассорти" (3–5-й класс)

Разделы: Начальная школа


Интеллектуальная игра как форма организации познавательной деятельности

Интеллектуальная игра является игровой формой обучения, в которой одновременно действуют 3 начала: учебное, познавательное, игровое и занимательное, и является ценным средством воспитания умственной активности детей.

В процессе игры и в отличие от учебных занятий в интеллектуально-познавательной игре учебные, познавательные задачи ставятся не прямо, когда педагог учит, а косвенно обучающиеся овладевают знаниями, играя

В игре активизируются психические процессы, она вызывает живой интерес к процессу познания.

Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение, соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива.

Успех в решении дидактической задачи достигается путём разнообразных игровых действий и, и как правило одним из них является соревнование. Желание детей достигнуть игровой цели, выиграть, заставляет лучше воспринимать окружающее, наблюдать, обследовать предметы, сравнивать их.

Обязательное выполнение правил требует от детей совместных и последовательных действий, сосредоточенности, самостоятельности.

В методику проведения игры входят:

- объявление названия игры;

- сообщение о расположении участников и порядке использования игрового материала;

- объяснение хода игры;

- рефлексия.

Очень важно создать в игре условия для умственной активности всех детей. Хорошо если сочетается умственная активность с двигательной.

До начала игры задаются правила и носят обучающий и организующий характер.

Вначале объясняется обучающимся игровое задание, а потом способ его выполнения.

Чтобы повысить активность детей в игре и сохранить к ней положительный интерес, при её повторности дидактические и игровые задачи усложняются.

Руководя любой игрой, учитель должен помнить о добровольности участия в ней детей. В этом отношении игра открывает большие, по сравнению с учебной деятельностью, возможности для проявления инициативы, творческого поиска, возникновения со стороны детей вопросов, предложений по содержанию игры.

По мере усвоения игры роль ведущего может поручаться хорошо подготовленным детям, а учитель выполняет контролирующую функцию.

Дидактические игры ограничены во времени.

По характеру умственного развития познавательные игры можно отнести к следующим группам:

1.Игры, требующие от детей исполнительной деятельности.

2.Игры, требующие воспроизведения действий.

3.Игры, в которые включены элементы поиска и творчества.

Станислав Теофилович Шацкий, советский педагог, 130-летие со дня рождения которого было отмечено в 2008 году, писал:

“Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства”.

Положение интеллект-шоу “Эрудит-ассорти

1.Цели и задачи мероприятия

  • привлечь к активному участию обучающихся 3-5 классов;
  • способствовать развитию у обучающихся умения строить логические умозаключения, искать закономерности, анализировать условия заданий;
  • создать условия для развития навыков работы в команде.

2. Условия и содержание игры

“Эрудит-ассорти” - интеллектуальная игра с элементами театрализации для учащихся 3-5 классов, проводимая в творческой игровой форме (конкурс).

Вниманию обучающихся будут предложены 2 типа вопросов: общие (категория вопросов на проверку общих знаний), творческие (вопросы, отвечая на которые участники должны проявить свои творческие способности и таланты).

3.Участники

В игре могут принимать участие обучающиеся 3-5 классов по 6 человек в команде.

4.Порядок проведения

Игра проходит в один тур, предполагает прохождение станций. Перед началом проводится представление участников в творческой форме, которые готовятся заранее. Представление включает в себя название и визитную карточку команды.

5.Порядок оценки результатов

За правильные ответы на каждой станции команды получат баллы - по 1 баллу за правильный ответ. По итогам всего мероприятия определяются победители, набравшие наибольшее количество баллов.

На станциях представлены задания разного уровня сложности, для решения которых участникам необходимо будет проявить догадку и сообразительность.

Объём заданий на каждой станции примерно одинаков и подобран таким образом, чтобы участники могли справиться с работой за отведённое время.

Время работы на станции – 5 минут. На последней станции – 10 минут.

6. Организация игры

Организаторы игры- учителя начальных классов. Для решения вопросов на время проведения игры формируется оргкомитет из числа учителей начальных классов. Полномочия оргкомитета:

- осуществлять решение вопросов подготовки и проведения игры;
- разрабатывает систему баллов для оценки знаний участников;
- следить за ходом проведения игры, координировать работу руководителей станций,
- осуществлять подведение итогов игры и организовывать церемонию награждения участников.

На каждой станции находится руководитель.

Задачи руководителя:

- следить за ходом игры;
- распределять участников по заданиям;
- отслеживать и сообщать результаты команд;
- после окончания работы команды подготовить задания для следующей команды.

7. Каждый участник игры получает сертификат о прохождении интеллектуальных испытаний.

Правила интеллектуальной игры “Эрудит-ассорти”

1.Игра проводится в один тур.

2.На информационном стенде представлены название, фото-визитка команд-участниц. У каждого члена команды – эмблема.

3. Форма игры, интеллектуальное шоу, была апробирована во всех звеньях школы, с приглашением обучающихся других школ города.

Командам предлагается путешествие с остановками на 6 станциях ( пребывание на четырёх станциях длится по 5 минут, на последней – 10 минут).

Маршрут следования по 5 станциям для каждой команды разный. В конце пути команды встречаются на станции с названием “Лего”.

Станция “Сочиняй-ка”

Задачи:

- познакомить участников с разными способами придумывания нового;

- развивать внимание, воображение и творческие способности;

- учить участников команд высказывать и доказывать свою точку зрения.

Используемый материал:

Даны две строчки стихотворения, его необходимо продолжить, сочинёнными своими строками.

Критерии оценивания:оригинальность, рифма,объём, эмоциональность.

Станция “Буквоешка”

Задачи:учить высказывать свою точку зрения.

Задание:Поставить знак ударения в словах, подобрать антонимы к словам, объяснить значение выражений.

Станция “Твоя моя не понимай”

Задачи

- развивать умение работать с двуязычным словарём;

- развивать умение работать в группе, правильно распределять обязанности между членами команды.

Задание:

За пять минут перевести слова с русского на немецкий, английский, французский и наоборот, с использованием соответствующих словарей.

Используемый материал: словари русско-немецкий, русско-английский, немецко-русский, англо-русский, бланки ответов.

Станция “Лего”

Задачи

- развивать внимание, воображение и творческие способности;

- формировать умение работать в группе.

Используемый материал: различные коробки из-под сока, скотч, цветная бумага.

Задание: В течение 10 минут выполнить работу, используя коробки.

Станция “Вот моя деревня”

Задачи:

- учить высказывать свою точку зрения;

- формировать умение работать с картой;

- развивать память участников.

Используемый материал: карта Курганской области, бланк ответов.

Задание:

1. В течение одной минуты записать как можно больше названий улиц города Кургана.
2. Дать ответы с использованием карты на 8 вопросов.

Станция “Раз-словечко, два-словечко”

Задачи:

- развивать внимание участников;

- вырабатывать умение работать в группе.

Используемый материал: бланк ответов.

Задание: Составить как можно больше слов из слова “гастроном”.

На каждой станции есть смотритель, который оценивает работу команд по предложенным критериям.

Инструктаж участникам игры:

Капитанам получить путевые листы. В них указан маршрут, по которому будет передвигаться ваша команда. У всех команд разный маршрут.

На пути следования будет 6 станций. Названия станций указаны на дверях кабинетов. На первых четырёх станциях длительность остановок по 5 минут. Станция “Лего” будет для всех последней.

Пребывание на ней длится 10 минут.

Желаем вам успехов в работе!

Приложение