Цели:
Тип урока: урок-исследование.
Приёмы и методы работы:
- исследования;
- творческая деятельность.
Оборудование:
- презентация;
- этимологические словари;
- астрологические данные;
- буквы;
- облака со словами.
ЭТАПЫ УРОКА
I. Постановка цели. Стадия вызова.
Слово учителя:
(слайды 1, 2, 3, 4)
- Всему на свете человек дал имя. И наш сегодняшний урок посвящён одному из разделов лингвистики - ономастике. На первый взгляд слово кажется незнакомым. Что скрывается за ним?
Эпиграфом к уроку мы взяли слова А. С. Пушкина:
О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг.
- Именно научный поиск и творчество помогут нам.
II. Стадия осмысления. Научный поиск.
(слайд 5)
- Из этимологического словаря известно, что слова ономастика и другие онимы (топонимы, астронимы, теонимы, космонимы) пришли из греческого языка.
Особое внимание сегодня хотелось бы уделить АНТРОПОНИМАМ.
- Существует такая наука АНТРОПОНИМИКА - ВАЖНАЯ СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ЛЮБОГО ЯЗЫКА КАК ЗНАКОВОЙ СИСТЕМЫ, КОТОРАЯ ХРАНИТСЯ В СОЗНАНИИ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА.
- Запишите в тетрадь слова ОНОМАСТИКА и АНТРОПОНИМЫ и их значение.
- У русских и многих других народов существует формула: имя + отчество + фамилия = ?
(слайд 6)
- Что же стоит за этими тремя слагаемыми? Чтобы дать ответ на этот вопрос, вы станете исследователями, открывателями.
(слайд 7)
Итак, первое слагаемое в формуле - имя. (Запись в тетрадь)
Имена - это часть истории, в них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественное творчество народов.
(слайд 8)
- До принятия христианства имена отражали в себе качества людей, особенности характера, поведения, речи, очерёдность появления в семье.
- Ребята, что означают эти имена, как вы думаете?
(слайд 9)
- Со времён принятия христианства древнерусские имена были вытеснены церковными: греческими, древнеримскими, древнееврейскими, египетскими, хотя наряду с ними у русских ещё существовали мирские, неканонические имена.
(слайд 10)
- Однако к 18- 19 векам древнерусские имена были полностью забыты и вышли из употребления. В соответствии с правилами ребёнку давалось имя того святого, чей день чествования приходился на день крестин. Особенно строга была церковь по отношению к мальчикам. При выборе имён для девочек правила были менее строгими. Можно было давать имена тех святых, которые празднуются в 8 день после рождения.
III. Стадия исследования.
- В настоящее время имена детям дают родители, друзья или родственники.
(слайд 11), (музыка)
Чтение стихотворения Р. Гамзатова (Лисовая Ира).
Пред тем, как имя тебе дать,
Ещё лежащей в колыбели,
Вдвоём - твои отец и мать -
На небо звёздное глядели.
Всю ночь им было не до сна.
Они часов не наблюдали
И звёзд мерцавших имена,
Не торопясь, перебирали.
И, предрекая мой удел,
В горах, где небу нету края,
В раздумье на огонь глядел
Отец, мне имя избирая.
Я имя волею отца
Обрёл у звёздного предела,
Посланца, вестника, гонца
Оно значение имело.
Индивидуальная работа.
- Ребята, а почему вы носите эти имена? И откуда пришло ваше имя? (Дети объясняют происхождение своего имени.)
- У некоторых людей два имени. Почему? Может быть, есть такие и среди вас? (Ответы)
- Что праздновали и как на Руси в день наречения имени? (Предполагаемые ответы: день Ангела.)
(слайд 12)
Если мы обратимся к литературным источникам, то увидим, что даже писатели и поэты не обошли этот день в своём творчестве. Сейчас же предпочтение отдаётся празднованию Дня рождения.
(слайд 13)
- Многие имена подвергались изменениям. Дома, в кругу друзей людей называют сокращёнными формами имён. Это имена тёплые, домашние, ласкательные. Эти формы имеют свои суффиксы. Кроме того, существует уничижительная форма имён. Это имена грубые, неласковые.
Задание: а как вас называют домашние, друзья? Образуйте уменьшительно-ласкательную форму от своих имён.
(слайд 14)
- А было время, когда родители давали детям несуразные имена. Особенно взрыв произошёл в 20-е годы 20 века. Эти имена взяты из материалов загсов. Как вы думаете, что чувствовал человек, носящий такое имя? И уж своим детям они точно дадут простые, понятные имена. Поэтому не только родителям, но и учёным, общественности надо быть очень осторожными с именами.
Работа в группах.
- Сейчас существует наука астрология, которая утверждает, что судьба человека целиком зависит от его имени. Верите ли вы в это?
(слайд 15), (приложение 1).
Задание: попробуйте исследовать свои имена. Каждая буква имени несёт с собой определённую черту характера. Согласитесь ли вы с этим после проведённого исследования?
(слайд 16)
Слово учителя:
- Следующее слагаемое формулы - ОТЧЕСТВО.
- Запишите своё отчество и отчества своих родных и выделите формообразующий суффикс.
(слайд 17)
Кем был твой прадед на Руси-
Свою фамилию спроси.
Звучат, как музыка, как стих,
Фамилии простые.
Вглядись - и ты увидишь в них
Историю России.
- Запишите в тетрадь слово ФАМИЛИЯ
- Давайте, ребята, представим себе на минуту фантастическую ситуацию: московский князь Иван Калита из 13 века попал в 21. Что бы он ответил на вопрос: " Ваша фамилия?" Скорее удивился, так как у него её просто не было. До конца 18- середины 19 в. большинство населения России фамилий не имело. КАЛИТА - это прозвище - " денежный мешок", "сума".
(слайд 18)
- Раскроем пожелтевшие страницы старинных документов, актовых записей и окажется, что наряду с фамилией у человека было прозвище. (Запись в тетрадь).
- Что потом образовалось от этих прозвищ? (Фамилии).
- Посмотрите внимательно на слайд. Какие фамилии, образованные от данных прозвищ вам известны?
Исследовательская работа.
- В нашем селе тоже очень интересна история происхождения некоторых фамилий и прозвищ. Со своей исследовательской работой выступят Ира и Лена.
(слайды 19, 20, 21)
- Ребята, очень интересно узнать, как образовались имена и фамилии у других народов, живущих на Кавказе. (Рахила, Руслан).
IV. Творческое задание.
(слайд 22)
Индивидуальные творческие задания: сочинить сказку или юмористический рассказ о происхождении своей фамилии.
V. Итог урока. Вывод.
(слайд 23)
Работа в группах (4 группы):
- Ребята, наша работа подходит к концу. На столах у вас лежат буквы. Попробуйте сложить из них слова и объяснить значение, прикрепив на стенд. (Дети складывают слова "ономастика", "атропонимы", "фамилия", "имя", "отчество")
- Итак, что же мы получаем, сложив фамилию, имя, отчество? Кто стоит за этими словами? (Человек.)
- Какой мы можем сделать сегодня вывод? Что: фамилия, отчество, имя - вершат судьбу человека? Или сам человек выбирает, каким ему быть? (Отвечают дети.)
Слово учителя:
Ослов фамилию сменил,
Алмазовым назвался,
Но в основном ослом он был,
Ослом он и остался!
А Грибоедов, Пирогов
Прославились навеки!
И вывод, стало быть, таков:
Всё дело не в фамилии,
А в человеке!
VI. Рефлексия.
- Что извлекли вы для себя сегодня? Уходя с урока, что пожелаете своим друзьям, одноклассникам? Какими хотите видеть их и какими хотите быть сами? Назовите самые лучшие качества человека, на ваш взгляд. ( На столах лежат облака с написанными качествами: доброта, честность, уважение к родителям и т. д. Группа выбирает пять самых важных и приклеивает на стенд.)
VII. Домашнее задание:
- знать происхождение, правописание и значение новых слов;
- подготовить сообщения о происхождении своей фамилии;
- составить кроссворды, ребусы по теме "Ономастика".
- Спасибо за урок! Самые активные получают "5". Но самую важную оценку вам и вашим поступкам даст жизнь.