1 блок
I. Оргмомент
- приветствие
- выбор форм общения (ты, вы, и.о)
Основные правила поведения участников семинара-практикума (правила поведения в тренинге):
Упражнение "Презентация". Участники разбиваются на пары, в течение 10 минут беседуют друг с другом, затем каждый рассказывает кругу о своём собеседнике.
2 блок
Информационная справка "Что такое агрессивность"
Агрессивное поведение - одно из самых распространённых нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.
Агрессия - это действие человека, противоречащее нормам и правилам поведения и наносящее вред объекту нападения одушевлённому или нет, приносящее физический или моральный ущерб либо вызывающий психологический дискомфорт. (Может быть направлена на человека, а может на животное, предметы и т.д.)
Агрессивность - агрессивность - это свойство личности, выражается в готовности к совершению агрессивных действий.
Э.Фромм считает, что существуют два вида агрессии - "доброкачественная" и "злокачественная". Первая появляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. "Злокачественная" агрессия представляет собой жёсткость и деструктивность, бывает спонтанной и связанной со свойствами личности человека.
А.Баас и А.Дарки выделяют 5 видов агрессии, которые можно наблюдать у людей всех возрастов, иногда они проявляются с раннего детства.
Причины появления агрессии у детей и методы её коррекции
Причина | Метод коррекции |
Недостаток двигательной активности, физической нагрузки | Подвижные игры, спортивные эстафеты, "минутки радости" между занятиями. |
Гипоопека, неприятие родителями | Совместная деятельность, Налаживание эмоционального контакта с ребёнком |
Повышенная тревожность, страх нападения со стороны родителей | Прекратить любые физические наказания,
оскорбления, унижения Наладить с ребёнком эмоциональный контакт Обращение администрации ДОУ, соседей в органы защиты прав детей |
Усвоения манеры агрессивного поведения родителей, как эталона | В первую очередь изменить собственное поведение, научиться контролировать и выражать свои эмоции позитивно |
Косвенно стимулируемая агрессивность (СМИ, игрушки) | Препятствовать появлению дома, в группе
таких игрушек или направлять их агрессивный
потенциал в положительное русло Проигрывать и оговаривать сюжеты положительных мультфильмов и сказок Ненавязчивые разъяснения поступков действующих лиц Давать варианты и образцы миролюбивых способов общения Перевод драк в конструктивное русло: игры в пиратов, похитителей сокровищ |
Низкий уровень развития игровых и коммуникативных навыков | Подвижные, сюжетно - ролевые игры на
понимание эмоционального состояния Психогимнастика, игры на мимическое и пантомимическое самовыражение Обучение приёмам саморасслабления |
Внутренняя неудовлетворённость ребёнком своего положения в группе сверстников, отсутствие внимания, особенно если ему присуще стремление к лидерству | Включение ребёнка в коллективные игры
на эмоциональное общение и сближение Вовлечение в совместную деятельность где могут раскрыться его достоинства |
Социально-культурный статус семьи | Изменение семейной среды и воспитания "Очеловечить" эмоциональные отношения Не использовать как "одобряемые" вербальные и физические способы агрессивного поведения Определить для всех членов семьи границы дозволенного Выявить и при необходимости изменить типичные реакции на те или иные проступки и действия |
Нестабильная социально-экономическая ситуация |
Так же причинами агрессивности могут быть индивидуальные особенности человека (сниженный контроль над своим поведением). Так же агрессивные реакции могут быть физически и психически обусловлены (возрастные кризисы, у младенца это реакция на физический дискомфорт, дети раннего возраста ещё не умеют себя контролировать и не знают нравственные правила и нормы)
В целом же можно с огромной долей уверенности предполагать, что решающее значение в становлении агрессивного поведения ребёнка играет семейная среда и воспитание. Если ребёнка строго наказывать за любое проявление агрессивности, то он научится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавление агрессии в любой другой ситуации. Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребёнка так же приводит к формированию у него агрессивных черт личности. Дети часто используют агрессию и непослушание, чтобы привлечь к себе внимание взрослых. Неуверенность и колебания родителей при принятии каких-либо решений провоцируют ребёнка на капризы, вспышки гнева, с помощью которых он может влиять на дальнейший ход событий и при этом добиваться своего.
3 блок
Упражнение "Портрет агрессивного ребёнка"
Группа делится на 2-3 подгруппы. Каждой выдаётся карточка №1(Приложение 1) участники совместно выбирают черты, свойственные агрессивному ребёнку, затем проводится обсуждение
Заполнение родителями анкеты "Признаки агрессивности" (Приложение 2)
Если у вас получилось 15-20 положительных ответов, то ваш ребёнок с высокой степенью агрессивности; если 7-14 - со средней степенью, если 1-6 - с низкой степенью агрессивности.
"Критерии выявления агрессивного ребёнка" (Приложение 3)
Если 4 из 8 критериев часто проявляются у ребёнка в течение не менее 6 месяцев, то можно предположить, что ребёнок является агрессивным.
4 блок
Информационная справка "Как помочь агрессивному ребёнку"
Коррекционная работа должна вестись параллельно с работой родителей и педагогов над собой, в частности:
- изменение негативной установки по отношению к ребёнку на позитивную
- изменение стиля взаимодействия с ребёнком
- расширение своего поведенческого репертуара через развитие собственных коммуникативных навыков
Независимо от причин агрессивного поведения ребёнка существует общая стратегия действия окружающих людей по отношению к нему:
- Если это возможно, сдерживать агрессивные порывы ребёнка непосредственно перед их проявлением (остановит занесённую для удара руку, окрикнуть ребёнка)
- Показать ребёнку неприемлемость агрессивного поведения, физической или вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более к людям. Осуждение и демонстрация его невыгодности ребёнку в отдельных случаях действует довольно эффективно
- Установить чёткий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нём
- Обучение детей способам выражения гнева в
приемлемой форме
Существует 4 основных способа выражения гнева:
Прямо (вербально или невербально) выразить свои чувства, при этом давая выход отрицательным эмоциям.
Выразить гнев в косвенной форме выместив его на человеке или предмете который представляется разгневанному неопасным, кто "подвернётся под руку", кто слабее. - Сдерживать свой гнев "загоняя" его внутрь. В
этом случае накапливающиеся отрицательные
чувства и эмоции будут способствовать
возникновению стресса.
Задерживать негативную эмоцию до момента её наступления, не давая ей возможности развиться, при этом пытаться выяснить причину гнева и устранить её в кратчайший срок.
Приемлемыми формами выражения гнева являются - прямое заявление о своих чувствах и выражение гнева в косвенной форме с помощью игры. - Обучение детей приёмам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях
Часто агрессивным детям свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Для таких детей очень полезны релаксационные упражнения. Например, в карман можно положить знак "стоп". Как только ребёнка начнут одолевать незваные мысли и желания он достанет этот знак и мысленно или в слух произнесёт !стоп". чтобы этот приём начал действовать нужна многодневная тренировка.
Очень полезны постановки сценок, спектаклей, где агрессивный ребёнок, или стремящийся к лидерству получают роли положительных сильных героев (рыцари, богатыри ит.д.) однако должен быть у них и опыт проигрывания отрицательных ролей
6. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.
Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не умеют выразить свои чувства словами или другим способом. Задача взрослого - научит выходить из конфликтных ситуаций приемлемым способом, например с помощью ролевой игры
Формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям и т.д.
Эмпатия - способность сопереживать другим людям. Считается, что развить эмпатию и формировать другие качества личности можно в процессе совместного чтения с ребёнком. Обсуждая прочитанное, взрослый поощряет выражение ребёнком своих чувств. Очень полезно сочинять с ребёнком сказки, истории, где герои разными способами решают конфликтные ситуации.
У взрослых имеется ряд способов контроля детских чувств:
Позитивные способы - просьбы, мягкое физическое манипулирование, подкрепление хорошего поведения.
Просьбы и дружеское обращение к ребёнку не всегда бывает эффективно. Например, нет смысла уговаривать ребёнка не трогать утюг в тот момент, когда его рука уже почти коснулась горячей поверхности. В этой ситуации лучше родителю увести ребёнка и объяснить, почему родитель это сделал. Это и будет пример мягкого физического манипулирования. Наиболее эффективно при общении с маленькими детьми.
Часто взрослые обращают внимание только на плохое поведение и воспринимают хорошее поведение как должное. Для детей важно создавать "ситуацию успеха", что развивает позитивную самооценку и уверенность в своих силах.
Негативные способы - наказания, приказы.
Они могут вызвать либо гнев ребёнка, либо постоянное подавление этого гнева. Поэтому наказывать следует только в исключительных случаях, объясняя за что конкретно. Если гнев ребёнка будет постоянно подавляться, ведь не всегда можно возразить сильному взрослому, то он может перерасти в пассивно-агрессивные формы поведения. Ребёнок может начать действовать изподтишка, специально делать что-то назло, например, подчёркнуто медленно выполнять указания родителей, даже если вся семья в это время опаздывает в гости и т.д.
Взрослым, окружающим агрессивного ребёнка нужно помнить, что их страх перед его выходками, способствует повышению агрессивности, а проявление гнева, криков или частого применения силы это в глазах ребёнка и есть проявление слабости взрослыми. Этому же способствует навешивание ярлыков (Раз я такой плохой, то я вам покажу!)
Нейтральные способы - модификация поведения.
Техника очень проста: за хорошее поведение ребёнок получает поощрение, за плохое - наказание или лишение привилегий. Однако этот метод не стоит использовать слишком часто, иначе родители получат вполне законный вопрос - а что мне за это будет?. Поощрения должны быть небольшими, не на перёд (будешь себя вести хорошо, к лету купим велосипед), а в тот же момент, который поощряем, и нечастыми.
А лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения детей является умение родителей владеть собой. Многие взрослые сами не умеют этого делать, а значит, не могут требовать подобного от своих детей.
После этого родителям раздаётся памятка с общими рекомендациями как избавляться от собственного гнева (Приложение 4)
5 блок
Игры проводятся с родителями, говорится цель и возраст на который рассчитана игра
Игровое упражнение "Пальцы добрые, пальцы злые"
Цель: Игра хорошо развивает мелкую моторику, даёт возможность выявить особенности общения ребёнка, помогает ощутить возможности своего тела, новые способы налаживания контакта, преодолеть боязнь физического контакта, развивает эмоциональную сферу, коммуникативные навыки. Возраст 3-4 года
Представьте, что ваши пальчики - добрые кошечки, злые мышки, добрые волчата, злые зайчата и т.д. на правой руке пальчики превратились в добрых волчат, а на левой в злых мышат. Им надо поговорить друг с другом, познакомиться, поиграть, поссориться и т.д. если хорошо получается можно познакомиться с ручками других детей, мамы или папы.
Игровое упражнение "Если "да"-похлопай, если "нет"-потопай"
Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимание. Возраст 3-4 года
Взрослый называет предложения, дети должны их оценить и показать своё отношение, похлопав или потопав..
Например: Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на неё
Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя с ним поссорился
Миша подарил Даше конфеты и она очень обрадовалась
Игровое упражнение "Говори!"
Цель: развитие внимания, произвольности, так как детям сложно управлять своими чувствами и поведением. Возраст 5-6 лет
Взрослый бросает мяч и задаёт вопрос. Ребёнок должен поймать мяч, а ответить только после разрешения "Говори!"
- Какие времена года ты знаешь?...Говори!
- Какой сегодня день недели?...Говори
- Сколько дней в недели? :Говори!
- Какого цвета платье у Маши? :Говори!
- Какого цвета твой стул?...Говори!
Игровое упражнение "Обзывалки"
Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие отрицательных эмоций, возраст 4-5 лет
Перед игрой можно провести беседу, что люди обижаются на обидные слова и начинают тоже обзываться.
Детям предлагается передавая по кругу мячик обзывать друг друга необидными словами, например названиями овощей и фруктов, при этом обязательно называть имя того к кому обращаешься и даёшь мячик : "А ты Лёшка-картошка", "А ты - Иришка-редиска".
Обязательно предупреждаем, что на обзывали нельзя обижаться. Завершаем игру обязательно хорошими словами: "А ты, Маринка - картинка", "А ты, Антошка - солнышко"
Мячик передавать быстро, долго не задумываться.
Пантомима
Цель: развитие выразительности движений, произвольности. Возраст 5-6 лет
Каждому (или паре) предлагается изобразить задание, написанное на карточке (крокодил высматривает добычу, кот греется на солнце и т.д.). При необходимости попросить помощь другого человека. Все должны угадать, что или кого изображает игрок.
Помимо этих игр можно использовать другие игры:
- "Ладонь в ладонь" - пройти препятствия взявшись за обе руки друг друга,
- "Сиамские близнецы" - связаны по 1 руке и этими руками нарисовать 1 рисунок,
- "Третий лишний"-снятие физических зажимов, формирование произвольности,
- "Час "тишины" и час "можно" - оговаривается время, когда нужно вести себя очень тихо, а когда можно шуметь, кричать и т.д.,
- "Падающая башня" - из подушек, мягких игрушек сооружается, а потом разрушается башня,
- "Динозаврики" - дети изображают разных динозавров, диких животных. Хорошо помогает выплеснуть лишнюю энергию и плохие эмоции.
- "Сотвори чудо" - один волшебник выполняет желания другого, потом меняются местами. Хорошо развивает эмпатию, коммуникативные навыки.
Упражнение "Работа с гневом" (Приложение 5)
Группа делится на 2-3 подгруппы. Каждой выдаётся список выражения гнева. Обсуждают 5 минут, затем в кругу выбирают наиболее приемлемые способы общения с детьми. Список можно уточнить и дополнить.
6 блок
Обратная связь
- Каждый участник по кругу, передавая мяч, отвечает на вопросы: Чем была полезна для вас эта встреча.
- Какие конкретные приёмы вы будете использовать.
Список литературы
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми- СПб., 2001
- Крейри Э. Я злюсь. Серия Учимся владеть чувствами - СПб., 1995
- Фромм Э Анатомия человеческой деструктивности- М., 1994
- Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога. - Ростов-на-Дону, 2005
Оборудование
- Бланки для работы (приложение 1)
- Карточка №2 и №3 из приложений 2, приложений 3 выдаются каждому участнику
- Памятка рецептов избавления от гнева - каждому участнику (Приложение 4)
- Задание - пантомима каждому участнику
- Карточка №5 (Приложение 5) по 1 на каждую подгруппу
- Ручки, мяч
- Бейджи.
- Листы для записи.