Урок окружающего мира по теме "Животные" (1-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • Обобщить знания учащихся по теме "Животные", указать отличительные признаки (особенности) каждой группы животных, их разнообразие в природе.
  • Развивать интерес к изучению природы родного края, наблюдательность, расширить кругозор учащихся.
  • Прививать любовь к окружающему миру.

Оборудование:

  • заголовок "Животные" (буквы на отдельных карточках);
  • рисунки Совы и Муравьишки; кусачки, шприц, губка;
  • энциклопедии;
  • таблицы (насекомые, рыбы, птицы, звери);
  • чучело птицы орлан; кроссворд с маркером;
  • аудиозапись "Голоса птиц", Красная книга Красноярского края;
  • схема

Ход урока

I. Орг. момент

(Дети повторяют за учителем)

Здравствуй, день!

Благодарим тебя, солнышко, что даешь нам свет и тепло!

Благодарим тебя, природа, за твою красоту, за чистый воздух, которым я дышу.

Учитель: Улыбнулись друг другу и начинаем урок "Окружающий мир".

II. Введение в тему.

Встреча с природой всегда доставляет нам радость, появляется желание больше узнать.

О чём сегодня мы будем беседовать на уроке нам предстоит узнать, но для этого нам нужно ответить на ряд вопросов. На каждый правильный ответ будем открывать буквы (слово ЖИВОТНЫЕ)

Ж Что видно только ночью? ( звёзды, луна)
И Летом греет, зимой холодит? (солнце)
В Без рук, без ног, а бежит? (вода)
О Дышит, растёт, а ходить не может? (растение)
Т В лесу на одной ножке выросла лепёшка? (гриб)
Н Под мостиком в воде виляет хвостиком? (рыба)
Ы Ползун ползёт, иглы везёт? (ёж)
Е С бородой, а не старик, с рогами, а не бык, доят, а не корова?
(открывается слово ЖИВОТНЫЕ)

III. Работа по теме урока

1. Сегодня мы в гостях у мудрой Совы и Муравьишки. Сова задаёт ему вопросы, а он не всегда знает на них ответы. Будем ему помогать?

Послушайте сказку и вспомните, как называют этих животных.

Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар
И купила самовар:
"Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!"
Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали,
А букашки -
По три чашки
С молоком
И крендельком:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!
Приходила к Мухе
Бабушка-пчела,
Мухе-Цокотухе
Меду принесла...
"Бабочка-красавица.
Кушайте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощенье?"

Помогаем Муравьишке:

  • Кто был в гостях у мухи?

Почему Муха не пригласила в гости зайца, лису, медведя?

(В схему вывешивается карточка НАСЕКОМЫЕ)

  • Почему этих животных назвали насекомые?
  • Какие отличительные особенности имеют насекомые7
  • А знаете ли вы, спрашивает Сова, почему кузнечик зелёный, а шмель пёстрый.

Учитель: Я вам принесла одни предметы, чтобы вы могли лучше представить, как устроены ротовые органы у некоторых насекомых (кусачки, шприц, губка)

Челюсти кузнечика, которыми он откусывает кусочки травы, действует, как кусачки.

Самка комара хоботком, словно шприцем, протыкает кожу и высасывает кровь.

Ротовые органы мухи впитывают жидкость, как губка собирает воду.

  • А знаете ли вы, что когда на Земле жили динозавры, стрекоза МЕГАНЕВРА была величиной с большую птицу.
  • А знаете ли вы, что в африканских джунглях крупные животные боятся бродячего муравья. Бродячие муравьи объединяются в огромные группы и больно кусаются. Известны случаи, когда они съедали коз, коров и даже нападали на слонов.
  • А обыкновенной пчеле, чтобы собрать 1 кг мёда надо посетить 210 млн. цветков и принести в улей 120-150 тыс. нош нектара, капельками которого они заполняют свой медовый зобик, который находится перед брюшком пчелы. Мёд служит едой для всеё пчелиной семьи.

И много другого, интересного можно узнать о группе животных - насекомых.

2. Физ. минутка.

3. Давайте послушаем разговор Совы и Муравьишки.

- Привет Сова ! Куда ты так торопишься?

- Я спешу к реке. У меня там встреча.

- А с кем ты там встречаешься?

- Отгадай загадку - узнаешь.

В воде они живут. Нет клюва, а клюют. Для них вода - дом родной.

- Я не знаю? Кто это? Ребята помогите мне.

(вывешивается карточка РЫБЫ)

Ребята, а что вы знаете о рыбах, расскажите Муравьишке.

(Проводится игра "Волшебный стул" - называя правильный ответ, ребята со своего места перебегают на "волшебный стул". Следующий ученик занимает место предыдущего, а он садится на его место и т. д.)

  • Кто такие рыбы?
  • Какие бывают рыбы?
  • Что помогает им плавать? Дышать?
  • Узнайте героя загадки.

Мастер шубу себе сшил,
Иглы вынуть позабыл. (ёрш)

  • В каком водоёме живёт щука? ( в реке)
  • В каком водоёме живёт камбала? (в море)
  • Из чего у рыб появляется потомство? (из яиц, из икры, из кокона)
  • А знаете ли вы, что есть летающая рыба. Она стремительно плывёт и может пролететь над водой несколько сотен метров.
  • На дальнем востоке ещё более необычная рыба, лазающий окунь. Они вылезают на берег и проталкиваясь хвостом гуляет.

4. Звучат голоса птиц.

Ребята, что это за голоса? (В процессе беседы выясняется, что это голоса птиц. Вывешивается карточка в схему ПТИЦЫ)

А кто такие птицы? (рассказ подготовленного ученика)

Определите по внешнему виду какая это птица, чем питается (чучело Орлана)

5. Физ. минутка.

6. Ребята, Мудрая Сова и Муравьишка просит вас угадать последнюю группу животных, для этого нам надо разгадать кроссворд.

  1. Надели коняшки морские тельняшки
  2. На овчарку он похож,
    Что ни зуб, то острый нож.
    Он бежит, оскалив пасть,
    На овцу готов напасть.
  3. Словно царскую корону
    Носит он свои рога.
    Ест лишайник, мох зелёный
    Любит снежные луга.
  4. Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам.
  5. Он высокий и пятнистый
    С длинной - длинношеей
    И питается он листьями
    Листьями деревьев.
  • Какой особенностью обладают животные этой группы? (вывешивается карточка в схему ЗВЕРИ)

7. Охрана природы. Знакомство с Красной книгой.

Дети читают текст с доски.

"Если будет вода, а в ней ни одной рыбки - я не поверю воде. И пусть в воздухе кислород, но не летает ласточка - я не поверю воздуху, и лес без зверей с одними людьми - не лес." (М.М.Пришвин)

  • Чего он опасается?
  • О чём мы должны помнить? ( Мы должны вести себя в природе так, чтобы не навредить животным. Они дикие, но они наши друзья. Но у них свои законы)

IV. Итог урока.

  • Что вам понравилось и запомнилось сегодня на уроке.
  • Задумались ли вы о своём отношении к окружающей нас природе. Появилось ли желание стать ей другом?

Поблагодарим мудрую Сову и Муравьишку за интересные рассказы из жизни природы.