Цели:
- Обобщить знания учащихся по теме "Животные", указать отличительные признаки (особенности) каждой группы животных, их разнообразие в природе.
- Развивать интерес к изучению природы родного края, наблюдательность, расширить кругозор учащихся.
- Прививать любовь к окружающему миру.
Оборудование:
- заголовок "Животные" (буквы на отдельных карточках);
- рисунки Совы и Муравьишки; кусачки, шприц, губка;
- энциклопедии;
- таблицы (насекомые, рыбы, птицы, звери);
- чучело птицы орлан; кроссворд с маркером;
- аудиозапись "Голоса птиц", Красная книга Красноярского края;
- схема
Ход урока
I. Орг. момент
(Дети повторяют за учителем)
Здравствуй, день!
Благодарим тебя, солнышко, что даешь нам свет и тепло!
Благодарим тебя, природа, за твою красоту, за чистый воздух, которым я дышу.
Учитель: Улыбнулись друг другу и начинаем урок "Окружающий мир".
II. Введение в тему.
Встреча с природой всегда доставляет нам радость, появляется желание больше узнать.
О чём сегодня мы будем беседовать на уроке нам предстоит узнать, но для этого нам нужно ответить на ряд вопросов. На каждый правильный ответ будем открывать буквы (слово ЖИВОТНЫЕ)
Ж Что видно только ночью? ( звёзды, луна) И Летом греет, зимой холодит? (солнце) В Без рук, без ног, а бежит? (вода) О Дышит, растёт, а ходить не может? (растение) Т В лесу на одной ножке выросла лепёшка? (гриб) Н Под мостиком в воде виляет хвостиком? (рыба) Ы Ползун ползёт, иглы везёт? (ёж) Е С бородой, а не старик, с рогами, а не бык, доят, а не корова? (открывается слово ЖИВОТНЫЕ)
III. Работа по теме урока
1. Сегодня мы в гостях у мудрой Совы и Муравьишки. Сова задаёт ему вопросы, а он не всегда знает на них ответы. Будем ему помогать?
Послушайте сказку и вспомните, как называют этих животных.
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.Пошла Муха на базар
И купила самовар:
"Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!"
Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали,
А букашки -
По три чашки
С молоком
И крендельком:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!
Приходила к Мухе
Бабушка-пчела,
Мухе-Цокотухе
Меду принесла...
"Бабочка-красавица.
Кушайте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощенье?"
Помогаем Муравьишке:
- Кто был в гостях у мухи?
Почему Муха не пригласила в гости зайца, лису, медведя?
(В схему вывешивается карточка НАСЕКОМЫЕ)
- Почему этих животных назвали насекомые?
- Какие отличительные особенности имеют насекомые7
- А знаете ли вы, спрашивает Сова, почему кузнечик зелёный, а шмель пёстрый.
Учитель: Я вам принесла одни предметы, чтобы вы могли лучше представить, как устроены ротовые органы у некоторых насекомых (кусачки, шприц, губка)
Челюсти кузнечика, которыми он откусывает кусочки травы, действует, как кусачки.
Самка комара хоботком, словно шприцем, протыкает кожу и высасывает кровь.
Ротовые органы мухи впитывают жидкость, как губка собирает воду.
- А знаете ли вы, что когда на Земле жили динозавры, стрекоза МЕГАНЕВРА была величиной с большую птицу.
- А знаете ли вы, что в африканских джунглях крупные животные боятся бродячего муравья. Бродячие муравьи объединяются в огромные группы и больно кусаются. Известны случаи, когда они съедали коз, коров и даже нападали на слонов.
- А обыкновенной пчеле, чтобы собрать 1 кг мёда надо посетить 210 млн. цветков и принести в улей 120-150 тыс. нош нектара, капельками которого они заполняют свой медовый зобик, который находится перед брюшком пчелы. Мёд служит едой для всеё пчелиной семьи.
И много другого, интересного можно узнать о группе животных - насекомых.
2. Физ. минутка.
3. Давайте послушаем разговор Совы и Муравьишки.
- Привет Сова ! Куда ты так торопишься?
- Я спешу к реке. У меня там встреча.
- А с кем ты там встречаешься?
- Отгадай загадку - узнаешь.
В воде они живут. Нет клюва, а клюют. Для них вода - дом родной.
- Я не знаю? Кто это? Ребята помогите мне.
(вывешивается карточка РЫБЫ)
Ребята, а что вы знаете о рыбах, расскажите Муравьишке.
(Проводится игра "Волшебный стул" - называя правильный ответ, ребята со своего места перебегают на "волшебный стул". Следующий ученик занимает место предыдущего, а он садится на его место и т. д.)
- Кто такие рыбы?
- Какие бывают рыбы?
- Что помогает им плавать? Дышать?
- Узнайте героя загадки.
Мастер шубу себе сшил,
Иглы вынуть позабыл. (ёрш)
- В каком водоёме живёт щука? ( в реке)
- В каком водоёме живёт камбала? (в море)
- Из чего у рыб появляется потомство? (из яиц, из икры, из кокона)
- А знаете ли вы, что есть летающая рыба. Она стремительно плывёт и может пролететь над водой несколько сотен метров.
- На дальнем востоке ещё более необычная рыба, лазающий окунь. Они вылезают на берег и проталкиваясь хвостом гуляет.
4. Звучат голоса птиц.
Ребята, что это за голоса? (В процессе беседы выясняется, что это голоса птиц. Вывешивается карточка в схему ПТИЦЫ)
А кто такие птицы? (рассказ подготовленного ученика)
Определите по внешнему виду какая это птица, чем питается (чучело Орлана)
5. Физ. минутка.
6. Ребята, Мудрая Сова и Муравьишка просит вас угадать последнюю группу животных, для этого нам надо разгадать кроссворд.
- Надели коняшки морские тельняшки
- На овчарку он похож,
Что ни зуб, то острый нож.
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. - Словно царскую корону
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный
Любит снежные луга. - Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам.
- Он высокий и пятнистый
С длинной - длинношеей
И питается он листьями
Листьями деревьев.
- Какой особенностью обладают животные этой группы? (вывешивается карточка в схему ЗВЕРИ)
7. Охрана природы. Знакомство с Красной книгой.
Дети читают текст с доски.
"Если будет вода, а в ней ни одной рыбки - я не поверю воде. И пусть в воздухе кислород, но не летает ласточка - я не поверю воздуху, и лес без зверей с одними людьми - не лес." (М.М.Пришвин)
- Чего он опасается?
- О чём мы должны помнить? ( Мы должны вести себя в природе так, чтобы не навредить животным. Они дикие, но они наши друзья. Но у них свои законы)
IV. Итог урока.
- Что вам понравилось и запомнилось сегодня на уроке.
- Задумались ли вы о своём отношении к окружающей нас природе. Появилось ли желание стать ей другом?
Поблагодарим мудрую Сову и Муравьишку за интересные рассказы из жизни природы.