Цели:
Форма проведения: викторина.
Материально-техническое оснащение: проектор, ножницы, бумажные салфетки, муляж мясных блюд (отбивная на косточке, ножка куриная), оценочное табло.
Ход мероприятия
Организационное начало.
Золотое правило нравственности: "Чего сам не любишь, того и другому не делай". (Слайд 1)
Преподаватель:
- Здравствуйте ребята и наши уважаемые гости! Сегодня мы с вами поговорим об этикете, о нормах и правилах поведения в различных ситуациях.
"Этикет - это совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений". (Слайд 2)
В современном обществе этикет очень сильно изменился - упростился, стал более естественным, приобрел смысл повседневного доброжелательного и уважительного отношения ко всем людям, независимо от их должности и общественного положения.
Знание этикета необходимо особенно работникам общественного питания, так, как люди приходят в бары и рестораны не только перекусить, но и провести деловую беседу, отметить юбилей или другое торжество. От этих знаний будет зависеть успех этих торжеств. Вот почему мы с вами на уроках "Деловой культуры" подробно рассмотрели сферы действия этикета.
Попытаемся вспомнить некоторые из них.
Перед началом викторины я зачитаю историческую справку.
Историческая справка. (Слайд3)
История этикета имеет давние корни.
Еще в Древней Греции философ Гесиод записал в своей книге "Труды и дни" правила поведения для мужчин и женщин. В основе изложенных им правил - труд, справедливость, бережливость, законность.
Известно мнение Сократа (436-338 гг. до н.э.): "Признак изящества - приличие, признак щегольства - излишество".
Первыми книжными руководствами по поведению были "Манеры за столом" и составленная Петрусом Альфонсом "Дисциплина клерикалис" (1204 г.).
Правила проведения викторины:
Викторина состоит из 6 этапов.
В группе формируются 2 команды по 6 человек (капитан, докладчик, менеджер, хронограф) + помощники (2 учащихся).
У каждого члена команды есть свои обязанности: капитан контролирует работу каждого члена команды, докладчик сообщает нам о результатах работы группы, менеджер обеспечивает группу всем необходимым для работы, а хронограф засекает время выполнения каждого задания.
Деление группы на две команды можно осуществить по временам года (весна, лето- осень, зима).
Выбор ролей может проводиться двумя способами: по желанию команды или по предложениям преподавателя, например по цвету волос, глаз и т. д.
Название команды (учащиеся выбирают название команды).
Вопросы задаются командам поочередно, если ответ прозвучал неверно, то право ответа переходит другой команде.
Знакомство с жюри.
Преподаватель:
- Уважаемые игроки, вас будет оценивать жюри в составе 5 человек.
Критерии оценок: полнота ответа, соблюдение регламента, сплоченность команды.
Жюри оценивает ответы по 5-альной системе.
Итак, мы с вами вспомним некоторые нормы и правила поведения. (5 мин.)
Основная часть.
Преподаватель:
-Традиционные законы гостеприимства у всех народов основаны на принципах вежливости, такта, доброжелательности и уважения друг к другу. Знание правил этикета и постоянное руководство ими в своем поведении - неотъемлемая часть культурного человека. К сожалению, иногда люди, собравшиеся для совместного общения, расходятся раздосадованными или обиженными. Это могло случиться, потому, что в компании был человек, не владеющий правилами этикета, допускающий одну оплошность за другой - пусть и не по злому умыслу, а потому, что в свое время не усвоил, что можно, а чего нельзя себе позволить в обществе.
А теперь пришло время представить наши команды. (2 мин.)
1 этап: "Звонок другу и не только:"
А) Какое самое удачное время для телефонных звонков?
в будние дни:
1. 7-00ч. -21-00ч.
2. 9-30ч. - 20-30ч.
3. 10-30ч. - 13-30ч.
4. в любое время
5. другие варианты ответа
(Ответ: 2)
В выходные дни не раньше:
1. 7-00ч.
2. 9-30ч.
3. 11-00ч.
4. другие варианты ответа
(Ответ: 3)
Б) Кто представляется первый - звонящий по телефону или тот, кому позвонили?
(Звонок домой)
1. кому позвонили
2. кто позвонил
3. кто успел первый
4. кто воспитан лучше
5. другие варианты ответа
(Ответ: 2)
(Звонок на предприятие)
1. кому позвонили
2. кто позвонил
3. кто успел первый
4. кто воспитан лучше
5. другие варианты ответа
(Ответ: 1)
В) Вам позвонили на работу. Какими будут ваши первые фразы?
1. Здравствуйте! Я вас слушаю.
2. Алло, кто звонит, это ресторан "Океан"?
3. Алло, это ресторан "Звездный"
4. Здравствуйте, ресторан "Стрела", метрдотель.
5. другие варианты.
(Ответ: 4)
Г) Ваши действия, если звонок прозвучал не вовремя?
1. Вы ответили, что заняты и положили трубку.
2. Попросили перезвонить попозже.
3. Не отреагировали никак на звонок.
4. Вы предложили встречный звонок, когда освободитесь.
5. Другие варианты ответа.
(Ответ: 2,4) (5 мин.)
Жюри подводит итоги и объявляет результаты 1-го этапа.
2 этап: "Стол - это божий престол"!
Преподаватель:
-Люди приглашают гостей и собираются в компании, чтобы испытать радость общения, настроение праздничного веселья, чтобы интересно и приятно провести время или отметись какой-либо праздник. Это означает, что хозяин должен потратить усилия, время и деньги, чтобы вечер прошел хорошо.
Историческая справка:
Древнегреческий философ Демокрит писал: "Жизнь без праздников есть длинный путь без остановки на отдых".
Преподаватель предлагает учащимся ответить на вопросы.
1. Какие принципы существуют при рассаживании гостей в зале ресторана?
(Примерный вариант ответа: Найти свободное место - это обязанность мужчины. Это может сделать при помощи метрдотеля, официанта. Если нет свободных столиков, то официант может предложить посидеть пока в баре и т. д.)
2. Как пользоваться полотняной салфеткой?
(Примерный ответ: Полотняную салфетку кладут на колени, она предохраняет одежду от случайных крошек. Ею рот не вытирают, а лишь прикладывают к губам. В конце еды кладут справа от тарелки).
3. Назовите основные приборы?
(Примерный ответ: Столовый, закусочный, десертный, рыбный и фруктовый).
4. Какие правила надо соблюдать при еде супов?
(Примерный ответ: Ложку подносят боковой стороной, делая зачерпывания от себя, но лучше оставить немножко супа в тарелке. Во время еды супа ложку оставляют в тарелке, а когда съедят весь суп, то ложку кладут на подставочную тарелку или блюдце за глубокую тарелку или бульонную чашку).
5. Когда нужна вазочка с теплой подкисленной водой?
(Примерный ответ: Вазочку с подкисленной водой подают после того, как поели птицу или дичь).
(8 мин.)
Жюри подводит итоги и объявляет результаты 2-го этапа.
3 этап: "Пальчики оближешь"!
Преподаватель:
- Пусть даже блюдо очень вкусное, но облизывать пальчики, все-таки не стоит.
А для того, чтобы не оказаться в неудобном положении за столом, мы с вами знаем как правильно нужно вести себя во время трапезы.
Итак, вопрос:
Для чего одевают на косточки отбивных, ножки окорока или дичи предмет, который вы нам сейчас сделаете, назовете и покажете?
(На отдельном столике лежит все необходимое для его изготовления - ножницы, разноцветные бумажные салфетки, муляжи блюд). (10 мин.)
(Ответ: Это- папильотка. Одевают ее для того, чтобы во время еды не запачкать руки и как элемент оформления блюда).
Жюри подводит итоги и объявляет результаты 3-го этапа.
4 этап: "Приходите, гости дорогие"!
Древнегреческий философ Демокрит писал: "Жизнь без праздников есть длинный путь без остановки на отдых". (Слайд 4)
Преподаватель предлагает учащимся ответить на вопросы.
У вас день рождения, к вам пришли гости. Как следует правильно встречать гостей? Назовите правила гостеприимства. (18 мин.)
Приведите пример пословицы, относящейся к гостевому этикету.
(Примерные варианты ответов).
Встречать гостей следует приветливо, с улыбкой.
Нужно помочь пришедшему снять и повесить на вешалку пальто. А затем провести в комнату.
Представить ранее пришедшим гостям.
К тем, кто пришел в гости в первый раз, нужно быть особенно внимательным.
За стол хозяин садиться первым, он предлагает отведать блюда всем гостям, а потом берет себе.
Есть нужно, не спеша, чтобы не торопить гостей.
Вежливый хозяин не встает из-за стола, пока его гости едят.
Провожая гостей, нужно помочь им одеться и отворить дверь.
Хозяин, получая подарок, должен его развернуть, посмотреть, поблагодарить и ни в коем случае не поддавать вида, если вещь не очень-то понравилась.
Если в качестве подарка преподнесли коробку конфет, пирожные или торт, то нужно угостить ими всех своих гостей.
Если кто-то из гостей вам не приятен, то надо стараться быть с ним вежливым.
Пословица: "Будь как дома, но не забывай, что ты в гостях"?
Жюри подводит итоги и объявляет результаты 4-го этапа.
5 этап: "Мы поедем, мы помчимся"!
Преподаватель:
- Часто в общественном транспорте мы оказываемся свидетелями неприглядных ситуаций. Для того чтобы быть взаимно вежливыми людьми, мы должны знать, как правильно нужно вести себя не только дома, на работе, в гостях, но и в автобусе или троллейбусе.
Итак, вам предлагается продолжить предложение с кратким комментарием.
1. Неприлично в общественном транспорте ::.
(Варианты ответа: делать макияж, громко смеяться, пристально разглядывать людей, есть мороженное, пить газированные напитки, а также заглядывать через плечо или сверху в книгу или газету соседа, пытаясь прочесть их и т.д.)
2. При входе в общественный транспорт сначала пропускают ::
(Варианты ответа: пожилых людей, инвалидов, женщин с детьми, девушек, женщин)
3. Выходить из автобуса или трамвая должен первый:..
(Вариант ответа: Мужчина, чтобы подать руку своей спутнице)
4. Молодые женщины и девушки могут помочь выйти из общественного транспорта:..
(Вариант ответа: старшим по возрасту женщинам). (5 мин.)
Жюри подводит итоги и объявляет результаты 5-го этапа.
6 этап: "А я иду, шагаю по Москве:"
Преподаватель:
- Ребята, вам предлагается составить маленький рассказ о правилах и нормах поведения, используя набор слов и словосочетаний, подложенных вам ниже. Можно использовать и другие слова и выражения. (Слайд 5)
Слова и словосочетания:
Женщина, правая сторона, рукопожатие, встречный поток, перчатка, провести, левая сторона, мужчина в военной форме, узкий тротуар, пожилой человек, знакомый, машины, расталкивать.
Назовите сферу действия этикета, о которой говориться в вашем рассказе. (5 мин.)
Заключительная часть.
Преподаватель:
- Перед тем, как жюри подведет итог нашего последнего этапа и всего конкурса и объявит команду победителей, я хотела бы вам зачитать следующие строчки: (Слайд 6)
Англичане говорят: "Подлинное воспитание не в том, чтобы самому не делать ошибок, а в том, чтобы не замечать, как их делают другие".
Старайтесь везде и всегда быть взаимно вежливыми, учтивыми и предупредительными. Только так общение и взаимодействие с другими людьми принесет вам удовлетворение.(2 мин.)
Жюри подводит итоги и объявляет результаты 6-го этапа.
Подведение итогов викторины, определение победителей, вручение призов.
(5 мин.)