Задачи игры: создать условия для осознания себя в окружающем мире, для раскрепощения, принятие себя, повышения самооценки, саморазвития.
Описание проблем или задач развития, на решение которых направлена данная игра.
Новый год - любимый праздник детей разных возрастов и взрослых. Его ждут, к нему готовятся. У младших школьников праздники проходят ярко, с одноклассниками и учителями, с праздничным концертом и Дедом Морозом. А у старшеклассников на Новый год в лучшем случае школьная дискотека. Это упущение можно использовать для проведения психологической игры "Маскарад" с двумя целями: поднятие новогоднего настроения и с развивающими целями.
В седьмом-восьмом классах важно уметь подросткам включаться во внутригрупповое общение со сверстниками, а для этого необходимо положительное восприятие себя как личности, удовлетворенность собой. Именно последнего подросткам, как правило, не хватает. Остро волнуют подростков и обострившиеся взаимоотношения с родителями и окружающими взрослыми.
Предполагаемый психологический результат.
Данная игра должна способствовать расширению представлений о себе, как личности, формированию адекватной самооценки, расширению представлений в сфере взаимоотношений подросток-взрослый и саморазвитию.
Описание сюжетной канвы, тип сюжета.
Данная игра представляет собой игровую оболочку, на фоне которой решаются развивающие и коррекционные психологические задачи.
Подросткам предлагается поучаствовать в предновогодней психологической игре Маскарад". На первом этапе игры используется прием визуализации для погружения в игровую реальность. Далее используется арт-терапевтический прием: создание маски на заданную тему. Интерес к игре и благоприятная развивающей атмосфера создается при помощи небольших игровых и рефлексивных приемов.
Выход из игры символизируется снятием масок и созданием выставки масок.
Время на игру и на обсуждение 1 час 30 минут
Участники:
Возраст участников: подростки 13-14-15 лет
Размер группы: 12-16 (не более класса) человек.
Взрослых ведущих: достаточно одного психолога
Предусмотрено ли участие педагогов, кого и в каком качестве? В игре - нет
Возможное продолжение игры в деятельности психолога и педагогов (классного руководителя).
Данную игру можно проводить с различными подростковыми группами с изменением темы "Масок" и небольшим изменением сюжетной канвы игры. Возможно применение игры в качестве личностного развития среди учителей с темами масок: "Персона", "Тень", и т.д.
Подробный сценарий игры с указанием задач каждого этапа.
1. Разогрев
Цель: создать условия для совместного и в тоже время индивидуального существования
Упражнение "Общий признак"
Цель: настрой на игру, разогрев группы, сплочение, создание хорошего настроения
Участники садятся в круг.
Психолог: "Сегодня в канун Нового года я приглашаю вас поучаствовать в интересной игре, которая называется "Маскарад". Я надеюсь, что игра принесет каждому из вас массу новых впечатлений. К концу нашей сегодняшней игры, помимо хорошего настроения, каждый из вас изготовит интересную маску, у которой будет "своя" особая история ".
Психолог просит выйти одного добровольца и дает ему роль "Снежного повелителя" (вручается маска). В кругу убирается один стул. "Снежный повелитель" придумывает какое-нибудь общий признак и дает команду поменяться местами всем у кого этот признак есть. Например: "Пересядьте те, у кого карие глаза" (те, кто утром чистил зубы, у кого по 2 глаза и т.д.). Все, у кого наблюдается данный признак обязательно должны поменяться местами. При этом "Снежный повелитель" тоже должен успеть занять освободившееся место. Тот участник, кто остался без стула становится новым "Снежным повелителем".
Упражнение "Дух Маскарада".
Цель: погружения в игровую реальность.
Участникам предлагается сесть удобно и закрыть глаза, чтобы почувствовать дух Маскарада. Психолог: "Закройте глаза и представьте себя на Маскараде. Что находится в этом месте, что вас окружает? Какие звуки вы слышите, какие запахи, какие краски кругом? Маскарад это - бал, на котором присутствующие одеты в различные исторические или фантастические костюмы, с масками на лице. Вы один или с вами кто-то есть. Почувствуйте свое настроение, что хочется делать? Не открывая глаз, еще раз осмотритесь. Зафиксируйте свои ощущения".
Открыв глаза, участники выбирают цветные геометрические фигурки (заранее заготовленными ведущим), которые ассоциируются с появившимися ощущениями. Психолог просит участников прикрепить выбранные фигурки на большой лист (кусок обоев на стене). Ведущий оговаривает, что лист будет отражать настроение участников во время игры.
2. Основной блок.
Упражнение "Маска" ("Маска для друзей", "Маска для взрослых")
Цель упражнения: развитие самоинтереса, осознание многогранности своего Я в системе отношений с ровесниками и со взрослыми, принятие различных сторон своего Я, развитие рефлексии, повышение самооценки.
Изготовление масок.
Психолог: "Ну вот мы с вами, готовы отправиться на Маскарад, но какой Маскарад без маски. Маски появились очень давно и они нужны были для определенных целей. В русских обрядах маски представляли собой магическую силу тех зверей, которых они изображают. Африканские маски символизируют какие-либо внутренние качества. В Греции маски использовались для театральных постановок. В Италии каждый театральный персонаж имел свою функцию.
Далее психолог предлагает каждому подростку самому сделать маску, главное, чтобы маска отражала его "внутренний мир", несла некоторое содержание о хозяине.
Психолог выражает пожелание сделать маску на тему: "Маска для друзей".
Каждый участник рисует овал по размерам лица. Подросток сам определяет место для глаз и рта, затем при помощи необходимых материалов маска наполняется содержанием. Психолог эмоционально поддерживает участников, предоставляя им полную свободу творчества. Маска вырезается или вырывается из общего фона листа и одевается на лицо.
Обсуждение в кругу.
Цель: обозначение своих слабых и сильных сторон.
Психолог предлагает участникам предновогоднего Маскарада оживить свои маски. Каждой маске предлагается рассказать о себе. При пассивности участников, возможны такие помогающие вопросы психолога:
- Что видят друзья, когда они смотрят на маску? Что маска им показывает? Что ей хотелось бы показать? Чего маска не хочет показывать? Чего маска боится? Какое самое заветное у маски желание?...
Психолог напоминает, что Маскарад это бал, а какой бал без развлечений.
Игра ручеек.
Цель: снятие напряжения, создание пар для дальнейшей работы.
Психолог предлагает под музыку повеселиться на Маскараде. Пока звучит музыка идет игра "Ручеек".
Обмен масками. Работа в парах.
Цель: оценка себя и оценка других, самопринятие, развитие умения видеть положительное в других.
По окончании музыки все участники разделены на пары. Ведущий сообщает, что на Маскарадах есть интересные традиции. Одна из них - обмен масками. Участникам предлагается поменяться масками в создавшихся парах. Надев на себя маску партнера, подростку предлагается выслушать более подробный рассказ хозяина маски о ней (привычки, особенности, что для маски является ценным, чем она отличается от других, в чем ее уникальность). "Хозяин" маски и его новый "носитель" фиксируют свои чувства и мысли и выражают их ассоциативно при помощи разноцветных геометрических фигур на листе. Затем те же действия совершаются с другой маской.
Конкурс масок.
Цель: психологическое поглаживание подростков, повышение самооценки.
Подросткам предлагается по кругу высказаться о положительных сторонах, качествах масок партнеров. Психолог: "Вы услышали откровения масок своих партнеров. Теперь ваша задача представить маску и рассказать о ее ценности. Необходимо указать не менее трех важных качеств".
Психолог предлагает продолжить волшебные превращения. Работа строится по той же схеме.
Изготавливаются маски на тему "Маска для взрослых".
Обсуждение в кругу. "Оживление маски".
Желательно обсудить:
Что видят взрослые (кто из взрослых, родители, учителя,:), когда они смотрят на маску? Что маска им показывает? Что ей хотелось бы показать? Чего маска не хочет показывать? Чего маска боится? Какое самое заветное у маски желание?...
Обмен масок в парах.
Работа в парах. Пары могут выбираться по желанию учащихся.
Конкурс масок.
3. Завершение игры.
Цель: выход из игровой ситуации, настройка на рефлексию.
Психолог сообщает, что Маскарад подходит к концу. Конец Маскарада венчается тем, что маски снимаются, люди возвращаются к привычному ритму жизни, но с тем опытом и теми новыми переживаниями, надеждами, которые были получены на Маскараде.
Психолог предлагает желающим ребятам оформить выставку: "Люди и маски". Приложение 1.
Также можно обменяться масками, если появится такое желание у участников игры.
Рефлексия.
Психолог просит участников вернуться в круг. Бросая по очереди мяч друг другу, участники игры рассказывают о своих ощущениях и мыслях, которые возникали при изготовлении масок, при обмене, когда другие озвучивали маску, когда приходилось одевать чужую маску.
Под музыку на листе (кусок уже украшенных обоев на стене) участники игры пишут, что дала эта игра каждому участнику, что было самым интересным и запоминающимся, что взволновало, что не понравилось. Ведущий также принимает в этом участие.
№ этапа | Время на проведение | Содержание каждого этапа | Задачи, решаемые на каждом этапе | Материалы, необходимые для проведения каждого этапа |
1. | 7-10 минут
5-7 минут |
Начало игры. Упражнение "Общий признак", Упражнение "Дух Маскарада" |
Создать условия для совместного и в
тоже время индивидуального существования. Настрой на игру, разогрев группы, сплочение, создание хорошего настроения Погружение в игровую реальность |
Просторное помещение, стулья по числу
участников. Кусок обоев на стене. Маркеры, набор цветных геометрических фигур, клей. Маска "Снежного повелителя". |
2. |
15 минут 10 минут 5 минут 10 минут
10 минут
10-15 минут 7-10 минут 7-10 минут
7-10 минут |
Основной блок:
Упражнение "Маска для друзей": Изготовление масок Обсуждение в кругу Игра "Ручеек" Обмен масками. Работа в парах Конкурс Масок Упражнение "Маска для взрослых" Изготовление масок Обсуждение в кругу Обмен масками. Работа в парах Конкурс масок |
Развитие самоинтереса, осознание
многогранности своего Я в системе отношений с
ровесниками, принятие различных сторон своего Я,
развитие рефлексии, повышение самооценки.
Осознание многогранности своего Я в системе отношений со взрослыми, принятие различных сторон своего Я, развитие рефлексии, повышение самооценки.
|
Листы плотной бумаги формата А3, акварель, кисти, цветные мелки, карандаши, клей, цветная бумага, цветные нитки, кисти, различные журналы с картинками, цветная фольга, ножницы. Спокойная музыка. Музыка
Цветные геометрические фигуры |
3 | 10 минут | Завершение игры Снятие масок. Оформление выставки: "Люди и маски" либо взаимообмен масками |
Выход из игровой ситуации, настройка на рефлексию. | |
15 минут | Рефлексия. | Формирование навыков рефлексии | Мячик, музыка |
Список литературы.
- Л.Мардер. Мир цветов и чувств // Школьный психолог, 2006, №20
- М.Б. Битянова. Система развивающей работы школьного психолога.- М., 2005
- М.В. Кисилева. Арт-терапия в работе с детьми.- СПб., 2007
- Н. Сакович. За маской трудного подростка //Школьный психолог, 2002, №32