Конспект урока музыки в 1-м классе по теме "Зима в музыке"

Разделы: Музыка


Цель: Подвести учащихся к осознанию того, что музыка обладает изобразительными возможностями, в ней можно услышать "холод и тепло".

Задачи:

  • Раскрытие изобразительных возможностей музыкального искусства и понимания того, что музыка умеет изображать картины природы.
  • Развитие музыкально-слуховых представлений, музыкально-творческого мышления, тембрового слуха, творческих способностей.
  • Воспитание бережного отношения и любви к природе, умения наслаждаться и любоваться ею.

Музыкальный материал:

  • П.И.Чайковский. "У камелька" (Из цикла "Времена года")
  • А. Вивальди. "Зима" (Из цикла "Времена года")
  • Е. Поплянова. "Снежный ком"
  • Н. Перунов. "Дед Мороз" (попевка)

Оборудование:

  • Фортепиано, скрипка
  • Музыкальный центр
  • Портреты композиторов (Чайковский, Вивальди)
  • Репродукция картины И. Шишкина "Зима"

Методы: наблюдение, сопоставление, сравнение, словесное рисование и описание, диалог, сравнение

Тип урока: углубление в тему

Ход урока

Музыкальное приветствие

У.: (читаю отрывок из стихотворения И.З.Сурикова "Зима")

Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.

Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно:

Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,-
Вот пришли морозцы-
И зима настала.(:)

У.: О каком времени года говорится в стихотворении?

Д.: О зиме

У.: Как описывает зиму русский поэт? (Ответы детей)

У.: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картину И. Шишкина "Зима". Что вы видите? А что слышите?

Д.: Треск сучьев, скрип снега и т.д.

У.: Как вы думаете, зима очень холодная? (Ответы детей)

У.: Если бы вы были композиторами, то какими звуками нарисовали бы холод?

(Учитель играет звуки в разных регистрах, а дети выбирают их. Можно предложить нескольким ученикам самостоятельно найти на инструменте эти звуки).

У.: Поэтами написано много стихов о природе, художниками написано много картин о природе, а композиторами написано много музыки, изображающей картины природы. Композитор, с музыкой которого мы с вами знакомились на прошлом уроке (Чайковский) написал музыкальный альбом, который назвал "Времена года". Всего в альбоме 12 пьес, каждая из которых посвящена определенному месяцу года. Для каждой из них подобраны несколько строк из стихотворений русских поэтов А.Пушкина, А.Майкова, А.Фета и др. Кроме названия месяца, все пьесы имеют подзаголовок, поясняющий содержание музыкальной картины. Послушайте первую пьесу альбома - "Укамелька" (Январь).

Слушание. П.Чайковский "Укамелька"

У.: Как композитор в музыке передает настроение зимы? (Ответы детей)

У.: Похожа она на зиму, изображенную в картине И.Шишкина?

У.:В исполнении, какого инструмента звучит пьеса?

Д.: Фортепиано

У.: Правильно. Молодцы!

У.: Такое же название дал своему произведению Антонио Вивальди-итальянский композитор, скрипач, дирижер, педагог. (Показываю портрет). В его произведении 4 музыкальных картины, каждая из которых посвящена определенному времени года ("Зима", "Весна", "Лето", "Осень"). Послушайте, пожалуйста, музыкальную картину "Зима".

Слушание. А. Вивальди. "Зима"

У.: Как композитор в музыке передает настроение зимы?

Д.: Музыка тихая, спокойная, плавная, нежная, добрая, немного грустная и т.д.

У.: Похожа она на зиму, изображенную в картине И.Шишкина? (Ответы детей)

У.: В исполнении, какого инструмента звучит произведение?

Д.: Скрипка.

У.: (Показываю и рассказываю об инструменте). Вивальди очень любил этот инструмент и был мастером игры на нем, поэтому большая часть его произведений написана именно для скрипки.

У.: Вот так русский и итальянский композиторы в своей музыке изображают картины природы. Одинаково или по-разному они передают настроение зимы? (Ответы детей)

У.: А теперь представим себе-вокруг нас белый снег. (Вместе с детьми читаем):

Белый пух,
Снежный пух -
Все-все-все в пуху вокруг.
Пух на шапках,
Пух на шубах,
Пух на бровках,
Пух на губках.
Как щекотно, ух!
Кто щекочет?
- Пух! (Н. Перунов)

- Мы замерзли. Греем ручки, греем ножки!

Исполнение попевки "Дед Мороз" с движениями (хлопки, притопы), можно исполнить, импровизируя и инсценируя по тексту.

У.: Ребята, с какой песней мы с вами познакомились на прошлом уроке?

Д.: "Снежный ком".

У.: Итак, исполняем песню легко, весело, задорно, не забываем о правилах пения.

Исполнение. "Снежный ком"

У.: Молодцы! Весело исполняли песню.

У.: Ребята, сегодня на уроке мы внимательно слушали и исполняли музыку. Что же она нам нарисовала?

Д.: Холодную, снежную, морозную зиму и т.д.

У.: С произведениями, каких композиторов мы познакомились?

Д.: С произведениями П.Чайковского и А. Вивальди

У.: Да, многие композиторы в своих сочинениях передавали красоту окружающей нас природы, выражали свою любовь к ней, свое восхищение.

Домашнее задание: Нарисуйте, пожалуйста, зиму, которую вы сегодня услышали.