Цель: Подвести учащихся к осознанию того, что музыка обладает изобразительными возможностями, в ней можно услышать "холод и тепло".
Задачи:
- Раскрытие изобразительных возможностей музыкального искусства и понимания того, что музыка умеет изображать картины природы.
- Развитие музыкально-слуховых представлений, музыкально-творческого мышления, тембрового слуха, творческих способностей.
- Воспитание бережного отношения и любви к природе, умения наслаждаться и любоваться ею.
Музыкальный материал:
- П.И.Чайковский. "У камелька" (Из цикла "Времена года")
- А. Вивальди. "Зима" (Из цикла "Времена года")
- Е. Поплянова. "Снежный ком"
- Н. Перунов. "Дед Мороз" (попевка)
Оборудование:
- Фортепиано, скрипка
- Музыкальный центр
- Портреты композиторов (Чайковский, Вивальди)
- Репродукция картины И. Шишкина "Зима"
Методы: наблюдение, сопоставление, сравнение, словесное рисование и описание, диалог, сравнение
Тип урока: углубление в тему
Ход урока
Музыкальное приветствие
У.: (читаю отрывок из стихотворения И.З.Сурикова "Зима")
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно:Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,-
Вот пришли морозцы-
И зима настала.(:)
У.: О каком времени года говорится в стихотворении?
Д.: О зиме
У.: Как описывает зиму русский поэт? (Ответы детей)
У.: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картину И. Шишкина "Зима". Что вы видите? А что слышите?
Д.: Треск сучьев, скрип снега и т.д.
У.: Как вы думаете, зима очень холодная? (Ответы детей)
У.: Если бы вы были композиторами, то какими звуками нарисовали бы холод?
(Учитель играет звуки в разных регистрах, а дети выбирают их. Можно предложить нескольким ученикам самостоятельно найти на инструменте эти звуки).
У.: Поэтами написано много стихов о природе, художниками написано много картин о природе, а композиторами написано много музыки, изображающей картины природы. Композитор, с музыкой которого мы с вами знакомились на прошлом уроке (Чайковский) написал музыкальный альбом, который назвал "Времена года". Всего в альбоме 12 пьес, каждая из которых посвящена определенному месяцу года. Для каждой из них подобраны несколько строк из стихотворений русских поэтов А.Пушкина, А.Майкова, А.Фета и др. Кроме названия месяца, все пьесы имеют подзаголовок, поясняющий содержание музыкальной картины. Послушайте первую пьесу альбома - "Укамелька" (Январь).
Слушание. П.Чайковский "Укамелька"
У.: Как композитор в музыке передает настроение зимы? (Ответы детей)
У.: Похожа она на зиму, изображенную в картине И.Шишкина?
У.:В исполнении, какого инструмента звучит пьеса?
Д.: Фортепиано
У.: Правильно. Молодцы!
У.: Такое же название дал своему произведению Антонио Вивальди-итальянский композитор, скрипач, дирижер, педагог. (Показываю портрет). В его произведении 4 музыкальных картины, каждая из которых посвящена определенному времени года ("Зима", "Весна", "Лето", "Осень"). Послушайте, пожалуйста, музыкальную картину "Зима".
Слушание. А. Вивальди. "Зима"
У.: Как композитор в музыке передает настроение зимы?
Д.: Музыка тихая, спокойная, плавная, нежная, добрая, немного грустная и т.д.
У.: Похожа она на зиму, изображенную в картине И.Шишкина? (Ответы детей)
У.: В исполнении, какого инструмента звучит произведение?
Д.: Скрипка.
У.: (Показываю и рассказываю об инструменте). Вивальди очень любил этот инструмент и был мастером игры на нем, поэтому большая часть его произведений написана именно для скрипки.
У.: Вот так русский и итальянский композиторы в своей музыке изображают картины природы. Одинаково или по-разному они передают настроение зимы? (Ответы детей)
У.: А теперь представим себе-вокруг нас белый снег. (Вместе с детьми читаем):
Белый пух,
Снежный пух -
Все-все-все в пуху вокруг.
Пух на шапках,
Пух на шубах,
Пух на бровках,
Пух на губках.
Как щекотно, ух!
Кто щекочет?
- Пух! (Н. Перунов)
- Мы замерзли. Греем ручки, греем ножки!
Исполнение попевки "Дед Мороз" с движениями (хлопки, притопы), можно исполнить, импровизируя и инсценируя по тексту.
У.: Ребята, с какой песней мы с вами познакомились на прошлом уроке?
Д.: "Снежный ком".
У.: Итак, исполняем песню легко, весело, задорно, не забываем о правилах пения.
Исполнение. "Снежный ком"
У.: Молодцы! Весело исполняли песню.
У.: Ребята, сегодня на уроке мы внимательно слушали и исполняли музыку. Что же она нам нарисовала?
Д.: Холодную, снежную, морозную зиму и т.д.
У.: С произведениями, каких композиторов мы познакомились?
Д.: С произведениями П.Чайковского и А. Вивальди
У.: Да, многие композиторы в своих сочинениях передавали красоту окружающей нас природы, выражали свою любовь к ней, свое восхищение.
Домашнее задание: Нарисуйте, пожалуйста, зиму, которую вы сегодня услышали.