Цель:
- На основе жизненного опыта и опыта работы со словарем вспомнить понятие "культура", выявить ее многозначность.
- Через дискуссию и тест закрепить это понятие.
- В ходе рассуждения подвести к раскрытию проблемы об истинности и мнимости культурности, сформировать четкое представление учащихся о необходимости взаимоотношения человека и общества через культуру.
Оборудование. Словари, тесты по обществознанию, рабочая тетрадь, книга С.Лихачева "Письма молодежи", иллюстрации.
Ход урока
I Оргмомент. Проверка готовности. Всеобуч.
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания:
1) устный ответ " Что такое человечность?"
2) практикум у доски:
- обозначить цифрами:
- поведение, соответствующее нормам морали- 1
- не соответствующее нормам морали -2:
- грубость, милосердие, равнодушие, нетактичность, доброжелательность,
- низкая культура поведения, вежливость;
- обозначить цифрами:
- моральные нормы -1
- правовые нормы - 2
а) вежливое обращение продавщицы с покупателем;
б) спасение прохожим утопающего;
в) обязательное предоставление продавцом чека на покупку;
г) посещение больного товарища;
д) штраф за нарушение правил дорожного движения;
е) предъявление документов милиции;
ж) помощь пожилой соседке;
з) оплата счетов за квартиру.
III. Ознакомление с планом изучаемого материала, выделение ключевых слов, формулировка темы. (Учащиеся предлагают своё название темы)
План
1) Культура подлинная и мнимая.
2) Культура творчества и потребления.
3) Культура народа и культура человека.
4) Приобщение к мировой культуре - необходимое условие человеческого существования..
IV. Целеполагание.(Учащиеся формулируют личностно-значимые цели урока, затем учитель корректирует их, приближая к своей или дополняя её).
V. Работа по теме урока:
1. Беседа, направленная на определение понятия "культура":
1) Какие науки дают нам образцы человеческой деятельности? (история, литература, мировая художественная культура)
2) Какой предмет показывает необходимость приобщения к культуре и раскрывает возможности конкретной личности в культурной деятельности? (обществознание)
3) Работа со словарями. Найти определение "культура". Каждая группа выписывает 2-3 определения понятия "культура"
4) Вывод: это понятие в обществознании очень многозначно. Записать обобщённое определение понятия "культура" в виде кластера.
Виды культур: материальная, духовная, народная, авторская, религиозная, светская, массовая, субкультура, контркультура.
2. Мини-дискуссия: "Если бы в экстренной ситуации можно было спасти не более трех вещей, какие вещи взяли бы вы? Почему?
3. Работа с учебником по группам ( вопросы плана №1,2,3) с последующим обсуждением.
Вопрос 1.Страница 28 самостоятельное чтение текста, его обсуждение. Анализ отрывка стихотворения Риммы Казаковой "Баллада о хранителе музея":
Входили юные хлюсты.
Заглядывались на холсты:
Не потому, что здорово,
А потому, что дорого:
Обсуждение переходит в ответ на вопрос 2. Учащиеся подводят себя к выводу о том, что " иные поклонники" изящного, обладающие низким вкусом или вообще страдающие отсутствием всякого вкуса, убеждены, что искусство призвано лишь украшать быт, ласкать взор либо развлекать их. Они не любят и не понимают художественных произведений, где ставятся важные и серьёзные проблемы, требующие заметных душевных усилий, глубоких размышлений. Но эти люди упускают из виду, что искусство не только дарит человеку эстетическое наслаждение, оно ещё и способствует формированию из человека активной, духовно богатой личности.
Вопрос 3 изучается самостоятельно. Вывод записывается в тетради: человек культурный способен за художественными образами увидеть жизнь во всей её полноте и сложности. Общение с искусством является для него дополнительным источником, побуждающим к поиску путей и средств решения жизненных проблем. Его жизнь более яркая и содержательная. По- настоящему культурный человек стремится быть широко образованным.
4. Рассуждение по статье "О вежливости" С.Лихачева. В результате рассуждения учащиеся делают свой вывод и находят его подтверждение на страницах учебника. Создают словесный рисунок культурного человека. Культурный человек - интересный человек и собеседник, яркая личность,образованный, душевно открытый, способен сопереживать, доброжелательный, тактичный, скромный, интеллигентный, гуманный.
VI. Рефлексия.
Справедливо ли высказывание: "Нельзя сохранять музыку в виде скрипки, положив её под колпак, а нужно сохранять в виде музыкантов, умеющих пользоваться этой скрипкой и умеющих научить игре на ней и других"?
- Что для себя я приобрел на этом уроке?
- Что я запомнил? Что мне понравилось? Что мне не понравилось?
- Какую оценку я себе ставлю за урок?
- Мои пожелания учителю и ученикам.
(Свою рефлексию они оформляют на листочках, вырезанных из разноцветной бумаги, которые соединяются и образуют "волшебный букет".
VII. Итоговое закрепление материала. Тест.
VIII. Оценки и домашнее задание: 1.Написать сочинение-рассуждение "Что значит быть культурным человеком" или синквейн "культура"- по своему выбору. Материал учебника п.5.