Урок обществознания "Человек и культура". 8-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 8


Цель:

  • На основе жизненного опыта и опыта работы со словарем вспомнить понятие "культура", выявить ее многозначность.
  • Через дискуссию и тест закрепить это понятие.
  • В ходе рассуждения подвести к раскрытию проблемы об истинности и мнимости культурности, сформировать четкое представление учащихся о необходимости взаимоотношения человека и общества через культуру.

Оборудование. Словари, тесты по обществознанию, рабочая тетрадь, книга С.Лихачева "Письма молодежи", иллюстрации.

Ход урока

I Оргмомент. Проверка готовности. Всеобуч.

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания:

1) устный ответ " Что такое человечность?"

2) практикум у доски:

  • обозначить цифрами:
    • поведение, соответствующее нормам морали- 1
    • не соответствующее нормам морали -2:
    • грубость, милосердие, равнодушие, нетактичность, доброжелательность,
    • низкая культура поведения, вежливость;
  • обозначить цифрами:
    • моральные нормы -1
    • правовые нормы - 2

а) вежливое обращение продавщицы с покупателем;

б) спасение прохожим утопающего;

в) обязательное предоставление продавцом чека на покупку;

г) посещение больного товарища;

д) штраф за нарушение правил дорожного движения;

е) предъявление документов милиции;

ж) помощь пожилой соседке;

з) оплата счетов за квартиру.

III. Ознакомление с планом изучаемого материала, выделение ключевых слов, формулировка темы. (Учащиеся предлагают своё название темы)

План

1) Культура подлинная и мнимая.

2) Культура творчества и потребления.

3) Культура народа и культура человека.

4) Приобщение к мировой культуре - необходимое условие человеческого существования..

IV. Целеполагание.(Учащиеся формулируют личностно-значимые цели урока, затем учитель корректирует их, приближая к своей или дополняя её).

V. Работа по теме урока:

1. Беседа, направленная на определение понятия "культура":

1) Какие науки дают нам образцы человеческой деятельности? (история, литература, мировая художественная культура)

2) Какой предмет показывает необходимость приобщения к культуре и раскрывает возможности конкретной личности в культурной деятельности? (обществознание)

3) Работа со словарями. Найти определение "культура". Каждая группа выписывает 2-3 определения понятия "культура"

4) Вывод: это понятие в обществознании очень многозначно. Записать обобщённое определение понятия "культура" в виде кластера.

Виды культур: материальная, духовная, народная, авторская, религиозная, светская, массовая, субкультура, контркультура.

2. Мини-дискуссия: "Если бы в экстренной ситуации можно было спасти не более трех вещей, какие вещи взяли бы вы? Почему?

3. Работа с учебником по группам ( вопросы плана №1,2,3) с последующим обсуждением.

Вопрос 1.Страница 28 самостоятельное чтение текста, его обсуждение. Анализ отрывка стихотворения Риммы Казаковой "Баллада о хранителе музея":

Входили юные хлюсты.
Заглядывались на холсты:
Не потому, что здорово,
А потому, что дорого:

Обсуждение переходит в ответ на вопрос 2. Учащиеся подводят себя к выводу о том, что " иные поклонники" изящного, обладающие низким вкусом или вообще страдающие отсутствием всякого вкуса, убеждены, что искусство призвано лишь украшать быт, ласкать взор либо развлекать их. Они не любят и не понимают художественных произведений, где ставятся важные и серьёзные проблемы, требующие заметных душевных усилий, глубоких размышлений. Но эти люди упускают из виду, что искусство не только дарит человеку эстетическое наслаждение, оно ещё и способствует формированию из человека активной, духовно богатой личности.

Вопрос 3 изучается самостоятельно. Вывод записывается в тетради: человек культурный способен за художественными образами увидеть жизнь во всей её полноте и сложности. Общение с искусством является для него дополнительным источником, побуждающим к поиску путей и средств решения жизненных проблем. Его жизнь более яркая и содержательная. По- настоящему культурный человек стремится быть широко образованным.

4. Рассуждение по статье "О вежливости" С.Лихачева. В результате рассуждения учащиеся делают свой вывод и находят его подтверждение на страницах учебника. Создают словесный рисунок культурного человека. Культурный человек - интересный человек и собеседник, яркая личность,образованный, душевно открытый, способен сопереживать, доброжелательный, тактичный, скромный, интеллигентный, гуманный.

VI. Рефлексия.

Справедливо ли высказывание: "Нельзя сохранять музыку в виде скрипки, положив её под колпак, а нужно сохранять в виде музыкантов, умеющих пользоваться этой скрипкой и умеющих научить игре на ней и других"?

  • Что для себя я приобрел на этом уроке?
  • Что я запомнил? Что мне понравилось? Что мне не понравилось?
  • Какую оценку я себе ставлю за урок?
  • Мои пожелания учителю и ученикам.

(Свою рефлексию они оформляют на листочках, вырезанных из разноцветной бумаги, которые соединяются и образуют "волшебный букет".

VII. Итоговое закрепление материала. Тест.

VIII. Оценки и домашнее задание: 1.Написать сочинение-рассуждение "Что значит быть культурным человеком" или синквейн "культура"- по своему выбору. Материал учебника п.5.