Цели:
Оборудование:
- Для учителя: образцы изделий современного декоративного искусства.
- Для учащихся: стекло, кисти, акварельные краски, баночки с водой.
- Оформление доски: тема урока. Слова: интерьер,живопись, пейзаж, цвет, монотипия, силуэт. Образцы изделий современного декоративного искусства, инструктаж выполнения практической работы.
Ход урока
1. Организация класса. Проверка готовности к уроку.
2. Повтор пройденного материала
3 Изложение нового материала
3.1. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы познакомимся с современным декоративным искусством. Монотипия.
3.2. Показ образцов изделий современного декоративного искусства.
- Современное декоративное искусство в основном используется в оформлении интерьеров зданий.
- Что означает слово "интерьер"?
(Внутреннее убранство здания, помещения.)
- А люди какой профессии занимаются интерьерами ?
(Художники и дизайнеры.)
В отличие от народных мастеров, которые связаны в своем творчестве традициями, передаваемыми из поколения в поколение, современный художник - прикладник свободен в осуществлении творческих замыслов. Он смело экспериментирует с материалом, формой, цветом, создавая всякий раз что-то совершенно новое.
3.3. Что такое живопись, цвет
Живопись-это такой вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль. Живопись означает писать жизнь. Писать живо, то есть полно и убедительно передавать действительность.
Цвет-это один из признаков видимых нами предметов, осознанное зрительное ощущение. Когда будете выполнять работу, придерживайтесь принципа цветовой гармонии, и ваши рисунки получатся действительно красивыми. Вообразите, что все цвета исчезли из окружающего мира, и мы видим его только черно-белым. Какая унылая, однообразная и непривычная картина получится. Оказывается, как много в нашей жизни значит цвет. Цвет помогает узнать, поспели ли ягоды, или о том, что уже наступила осень, потому что зеленые листья деревьев пожелтели и покраснели. Даже воздух по-разному окрашивает, дали лесов или гор, помогает нам ориентироваться в пространстве. В различное время дня в зависимости от цвета освещения изменяются оттенки неба, земли и воды. В сумерки наиболее яркими кажется зеленый цвет. С наступлением темноты красно-фиолетовые цвета темнеют, а зелено- голубые цвета светлеют. Весь мир во всей его красоте, форму и материал, пространство и освещение мы видим благодаря разнообразию цвета.
С древних времен цвет тесно связан с жизнью человека. К примеру, в Древней Греции была разработана целая система, в которой гласные звуки древнегреческого языка и ноты соответствовали определенным цветам:
- альфа-до-красный
- эпсилон - ре-оранжевый
- эта-ми-желтый
- иота-фа-зеленый
- омикрон-соль-голубой
- ипсилон-ля-синий
- омега-си-фиолетовый
Писатель Владимир Набоков даже каждую букву алфавита соотносил с определенным цветом.
"Такова моя азбучная радуга" (ВЕЕПСКЗ)
В-красный. Е-оранжевый. Е-желтый. П-зеленый. С-голубой. К-синий. З-фиолетовый.
Наука о цвете возникла очень давно. Еще в 4 веке до н.э ученый Аристотель в Древней Греции пытался объяснить происхождение цвета и разные цветовые явления.
3.4. История создания техники монотипия
Монотипия (от греч. monos - один и typos - отпечаток) - вид печатной графики, в которой краски наносятся от руки на совершенно гладкую поверхность металлической доски; единственный уникальный отпечаток получается под давлением станка. Монотипия отличается тонкостью цветовых соотношений и напоминает акварель.
Одной из простейших графических техник
считается монотипия.
На гладкой поверхности - стекле, пластмассовой
доске, пленке, толстой глянцевой бумаге -
делается рисунок масляной или гуашевой краской.
Конечно, материал, на который наносится краска,
не должен пропускать воду. Сверху накладывается
лист бумаги и придавливается к поверхности.
Получается оттиск в зеркальном отображении.
Всегда только один.
Отсюда и название - монотипия (от греческого monos - один, единый и tupos - отпечаток). Количество красок в монотипии - любое.
Начинающему графику в качестве гладкой поверхности советуем использовать бумагу и на бумаге же отпечатать рисунок. Попробуйте нарисовать и отпечатать осенний или летний пейзаж, букет цветов в вазе...
Интересный результат получится, если выполнить рисунок не на гладкой поверхности, а на фактурной бумаге - ватмане или чертежной бумаге. А отпечаток сделать на листе обычной писчей бумаги.
Монотипию могут освоить дети младшего детсадовского возраста. Пусть рисуют гуашью цветы, бабочек и "печатают" их изображения. Малышам доставит удовольствие сам процесс работы. И в то же время они играючи приобщатся к "таинству" работы с красками, водой, бумагой - основными орудиями труда художника-графика.
Старайтесь пробудить фантазию малыша, а для этого обратите занятия в увлекательную игру. Так, на листе бумаги оставьте несколько довольно крупных капель жидко разведенной краски. Согните листок пополам и плотно сожмите. Развернув, вы увидите необычные, причудливые узоры. Их можно при желании назвать и кляксами.
Еще одна веселая игра с бумагой и красками. И вновь с помощью техники монотипии. Нарисуйте гуашью или масляной краской на половине листка плотной бумаги (ватмана) бабочку с плотно сложенными крыльями. Согните листок пополам, плотно прижмите его половинки одна к другой, разверните... Что же произошло? Бабочка расправила крылья и собирается лететь. Ведь рисунок симметрично отпечатался на второй половине листа.
Показ последовательности выполнения осеннего пейзажа методом "монотипия".
Нанести рисунок на одну половину листа, осторожно свернуть лист пополам и разгладить его. Открыв лист, дети увидят, что все их изображение "окунулось" в воду, отразилось в ней.
- Вот какие чудеса встречаются в природе. Вода, как зеркало. Когда работа подсохнет ее нужно дописать техникой письма по сухому (деревья, кустарники)
4. Практическая работа.
4.1. Инструктаж безопасности при работе.
4.2. Предупреждение ошибок.
4.3. Работу можно выполнять в пар или самостоятельно.
4.4. Получение фона при помощи техники монотипия. Выбор основной гаммы цветов На протяжении самостоятельной работы учащихся звучит музыка П.И. Чайковского "Времена года".
Прижми и отпечатай
Основные приемы работы в этой технике монотипия.
На гладкой поверхности - стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге - делается рисунок масляной или гуашевой краской. Конечно, материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Можно прокатать и фотоваликом. Получается оттиск в зеркальном отображении. Всегда только один.
Отсюда и название - монотипия (от греческих слов monos - один, единый и typos - отпечаток). Количество красок в монотипии - любое. И не гонитесь сразу за многоцветьем. Лучше сначала поработать двумя или даже одной краской.
Влажный оттиск оставьте просыхать на столе. Его можно прикрепить кнопками, к специальной деревянной доске или же повесить сохнуть на веревку, прикрепив прищепкой. Так сушат фотоотпечатки.
Постарайтесь вглядеться в оттиск увидеть в них звезды и цветы. Узоры могут вызвать ассоциации с диковинными глубоководными рыбами или моллюсками, с причудливыми созвездиями на ночном небе, облаками, кристаллами или раковинами.
Физминутка. Ремонт дома использование техники монотипия.
4.5. Рисование пейзажа (силуэт)
Пейзаж (фр. Местность, страна, родина)- жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида , местности.
Пейзаж - традиционный жанр станковой живописи. Картины, в которых главным было изображение природы, стали создавать в Голландии в 17 веке. Жанр пейзажа не только говорит о бесконечном многообразии и красоте природы в разное время года, в различных климатических условиях, при солнечном и лунном освещение, но и передать чувства и настроение. В основе любого пейзажа лежит реальная природа, но при этом образы возникают самые разные, потому что главное-это индивидуальность художника. Он рисует не всегда так, как в натуре, а передает свое внутреннее ощущение состояние в живописи, поэтому у каждого художника свои любимые цветовые сочетания, приемы, индивидуальное отношение к цвету.
Мы будем рисовать пейзаж при помощи силуэта. Силуэт- плоскостное изображение, прием работы, средство художественной выразительности, а также вид графики .Силуэт подобен тени объекта. В таком рисунке внешние очертания объекта должны быть очень выразительны, без лишних деталей.
5. Итог урока. Обсуждение выставочных работ.
- О каких видах современного декоративного искусства вы узнали впервые?
- Для чего служат изделия современного декоративного искусства?
(Для оформления интерьеров здания.)
Готовые изделия помещаются на выставочном стенде, обсуждается, что получилось особенно удачно, какие были разногласия при работе в паре.
- Как изменилось бы помещение?
Лучшими работами ребята украшают свой кабинет, коридоры школы.