Цель занятия: Расширить творческие возможности учащихся через интеграцию различных видов декоративно-прикладного творчества.
Задачи занятия:
Обучающая: освоить технологию сборки объемного цветка.
Развивающие:
1.Развивать познавательные интересы, образное мышление, мотивацию к самовыражению и творческую активность.
2. Развивать эстетический и художественный вкус.
3. Расширить общекультурный уровень.
4. Развитие эмоциональной сферы учащихся.
Воспитательные:
Воспитывать чувство любви к прекрасному.
Ход занятия
Организационный этап - 2 мин.
- Размещение учащихся и гостей.
- Приветствие, настрой учащихся на урок.
Подготовительный этап - 8 мин.
- Вводная часть.
- Выступление учащихся.
Проверочный этап - 8 мин.
- Опрос учащихся.
- Подведение итогов по данному этапу.
- Ритмическая пауза.
Основной этап - 25 мин.
- Планирование предстоящей практической работы, Т.Б.
- Практическая деятельность по сборке розы.
- Динамическая пауза.
Итоговый этап - 3 мин.
- Обобщение усвоенного материала.
- Итоги урока - выставка.
- Уборка рабочего места.
Вводная часть.
Наше занятие необычно - это интегрированное занятие двух объединений: "Берестиночка" и "Декоративные цветы".
В наших объединениях декоративно-прикладного направления, как правило, изучается один вид деятельности. В "Берестиночке" учат работать с берестой, в "Декоративных цветах" - создавать цветы из ткани. Но зачастую, ребенку тесно в рамках одного объединения, а чтобы пройти поочереди обучение в нескольких - не хватит школьных лет. Поэтому сегодняшнее занятие - это первый шаг к созданию студии декоративно-прикладного творчества. Студия объединит различные направления и даст ученику возможность максимально реализовать себя, и на основе интегрированных знаний проявить свое мастерство, создавать интересные и современные дизайнерские проекты.
Сегодня мы проведем итоговое занятие. К нему была проведена большая предварительная подготовка. Ольга Валентиновна не одно занятие провела с моими девочками, а я соответственно с ее учащимися, где мы знакомили и обучали их своему мастерству.
Тема занятия: "Роза - царица цветов".
Цветочная тема выбрана не случайно, ведь еще великий сказочник Христиан Андерсен сказал: "Чтобы жить нужно солнце, свобода и маленький цветок". И действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь, они необходимы нам, без их красоты мир становится беднее. А роза, которую не зря называют царицей цветов - одно из красивейших созданий природы.
Зовут меня розой, примите меня,
Я очень душиста и цветом нежна.
По цвету и имя такое мне дали
И даже царицей за нежность назвали.
Поэтому девочкам было интересно научиться создавать ее из различных материалов: ткани и бересты. Они не только изучали технологию изготовления, но и знакомились с историей, мифологией и поэзией, связанной с этим удивительным цветком.
Про цветы рассказов много, но красивей всех она,
Вся в колючках недотрога, нежных запахов полна.
Сейчас девочки поделятся с нами теми интересными сведениями, которые они узнали о розе.
О ней поют поэты всех веков. Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот свиток алых лепестков, раскрывшихся благоуханной чашей.
Вот роза. Ты вглядись в цветок - и хмель земли коснется щек,
Сады взволнует ветерок, и затрепещет мотылек.
Вот роза. Ты вглядись в цветок! Вот роза. Вслушайся в цветок:
В нем песни радости, тревог, они, как вешний ручеек,
Вольются в дум твоих поток. Вот роза. Вслушайся в цветок!
Вот роза. Вслушайся в цветок! В ее душистый огонек:
Твоей любви настанет срок,
Постигнешь, что постичь не мог,
Вот роза. Вчувствуйся в цветок.
С древнейших времен перед красотой этого цветка преклонялись все народы, особенно в странах Востока. Невозможно точно указать год и место, где впервые стала произрастать волшебная красавица - роза. Но большинство считает родиной этого чуда - Персию.
В Индии утверждали, что богиня любви и красоты Лакшми появилась из лепестков роз. А из древнего индийского предания мы узнаем, что по обычаю, каждый, кто приносил царю розу, мог просить у него все, что пожелает.
Множество легенд и сказаний об этом прекрасном цветке создали древние греки и римляне. В них говорится, что роза появилась из белоснежной морской пены, падавшей с тела Афродиты, когда богиня, освещенная лучами утреней зари, выходила из моря. А красные розы появились, когда Афродита укололась об острые шипы и капли ее крови упали на белоснежные цветы.
Послушайте легенду о появлении желтой розы. Пророк Магомед, отправляясь в дальний поход, подарил своей любимой жене красную розу и взял с нее клятву верности. Но молодая жена во время долгого отсутствия мужа увлеклась молодым юношей и роза из красной стала желтой.
Интересна легенда о происхождении шипов розы. Оказывается, шипы роза обрела "благодаря" Купидону, которого ужалила пчела, лакомившаяся сладким нектаром розы. Разгневанный озорник послал в нее стрелу, которая попала в цветок и превратилась в острый шип.
Очень любили розы в древнем Риме. Во время празднеств на головы богатых римлян падал дождь из лепестков роз, для выращивания которых возделывались огромные плантации. Все улицы Рима были настолько пропитаны запахом роз, что непривычному человеку становилось дурно.
Во время крестовых походов, вместе с сокровищами в Европу попала и роза. Во Франции проводился праздник роз. Он был чудесен. Легкой грациозной походкой шла по улице самая красивая девушка в венке из роз.
Даже кровавые страницы истории связаны с розами. Например, война между Алой и Белой розой, которая продолжалась более 30 лет.
В Россию роза попала через славянские племена на Балканах. Во времена язычества с ней были связаны празднества русалок, которые позднее по христианскому календарю приходились на Троицу. Но капризная красавица не прижилась тогда у нас, слишком суровые у нас были зимы. Поэтому у русского народа не было ни одной сказки, ни одной легенды о царице цветов. И только при Петре I розу снова начали выращивать, сначала в царских садах, потом - в дворянских. Украшали тогда розами свои наряды и прически только самые богатые дамы. По христианской мифологии роза - символ милосердия, душевной чистоты, любви к богу. Розе, особенно ее аромату, приписывали целебные свойства.
Роза совершает победное шествие от сердца к сердцу через века и страны, волнуя сердца людей. Перед ней отступают границы и реки, горы и моря, беды и людская вражда.
По июньским покосам рассыпаны спелые росы,
Соловьи в ожиданье июньских рассветов поют
Розы светят, как зори, а зори, как свежие розы,
В белогривых туманах стыдливо и жарко цветут.
Проверочный этап.
- Перекрестный опрос учащихся по интегрированной технологической карте.
- Подведение итогов по ранее проделанной работе.
- Ритмическую паузу проводит педагог Осьмова В.М.
Основной этап.
- Педагоги демонстрируют этапы предстоящей практической работы по сборке розы.
- Учащиеся самостоятельно выполняют работу по Инструкционной карте.
- Педагоги осуществляют контроль и необходимую помощь учащимся.
- Проводится динамическая пауза.
Итоговый этап
- Педагоги кратко обобщают итоги урока, благодарят учащихся за выполненную работу.
- Розы ставятся в вазы и демонстрируются гостям.
- Уборка рабочего места.
Алгоритм изготовления Р О З Ы из ткани
1. ПОДГОТОВКА ТКАНИ
2. ПОДБОР ЛЕКАЛ. ПЕРЕНОС НА ТКАНЬ.
3. ВЫРЕЗКА ДЕТАЛЕЙ
4. ОКРАШИВАНИЕ. СУШКА.
5. ИЗГОТОВЛЕНИЕ СЕДЦЕВИНКИ.
6. ОБКРУЧИВАНИЕ СТЕБЛЯ бумагой
7. ПРОКАЛЫВАНИЕ СЕРЕДИНЫ венчика
8. ПОДРЕЗКА ВЕНЧИКА К ЦЕНТРУ.
9. ОБКРУТКА ПРОВОЛОКИ ДЛЯ листьев
10. ПРИКЛЕИВАНИЕ проволоки к листьям
11. ЖИЛКОВАНИЕ ЛИСТЬЕВ.
12. СБОРКА СЛОЖНОГО ЛИСТА.
13. БУЛЕНИЕ ВЕНЧИКОВ И подклеек
14. РУЧНАЯ ДОРАБОТКА венчиков
15. СБОРКА ЦВЕТОВ, ПОДКЛЕЕК.
16. ОФОРМЛЕНИЕ УТОЛЩЕНИЯ ПОД ЦВЕТКОМ.
17. ПРИКЛЕИВАНИЕ ЛИСТЬЕВ. СБОРКА РОЗЫ
Инструкционная карта
1. Разложить венчики от меньшего к большему. |
2. Одеть самый маленький венчик на конец стебля с сердцевинкой. |
3. Смазать клеем основание сердцевинки. |
4. Одеть венчик. |
5. Опустить стебель венчиком вниз, прижать пальцами место склейки. |
6. Повторить операцию со всеми
венчиками. Внимание!!! Одевать венчики необходимо в шахматном порядке. |
7. Нанести немного клея под последний венчик и одеть подклейку. |
8. Оформить утолщение под подклейкой бумагой. |
9. На 10 см. ниже утолщения приклеить листья. |
Интегрированная технологическая карта.
"Изготовление розы"
Последовательность операций | Инструменты и материалы |
Подготовка материала | Ткань, береста. |
Изготовление сердцевины | Нитки, проволока, круглая палочка, цветная бумага, клей. |
Вырезание лепестков | Ножницы, карандаш, шаблон |
Художественное оформление лепестков (подкраска, промасливание) | Краски, масло, кисть |
Придание объема лепесткам | Бульки, круглые палочки, шило |
Сборка цветка | Клей, ножницы |
Крепление листьев | Клей, береста, цветная бумага, ножницы |