Родительское собрание–семинар "Клуб знатоков русского языка"

Разделы: Работа с родителями


Русский язык - это слава
Гордость и счастье народа.
Русский язык - это символ
Русской великой свободы.
Русский язык самый трудный,
Трудный из всех языков.
Русский язык самый мудрый.
Сотни, десятки веков
Русский язык развивался,
Как развиваемся мы, ныне российские люди
Этой могучей страны.
Он постоянно менялся,
Как сотни других языков
И каждый раз пополнялся
Рядом других новых слов.
О , русский язык ,как богат ты!
Какой ты красивый всегда!
Жить ты будешь очень долго
Память о предках храня!

Сегодня мы собрались поговорить с вами о культуре речевого общения. Как правильно употреблять то или иное слово, какую конструкцию следует выбрать? Такие вопросы постоянно возникают у каждого из нас.

Что такое культура речи?

Культура речи - сложное понятие. В быту под ним понимают грамотность. Но это еще и целый раздел языкознания, называемая ортологией. В энциклопедии русского языка культура речи трактуется как владение нормами устного и письменного литературного языка, т. е. правилами произношения и, ударения, грамматики и словоупотребления. Обычно с этих позиций речь оценивают как правильную или неправильную, допустимую или недопустимую.

Например, правильно - идти в школу и неправильно- идти со школы, стирать и стираться, пара чулок и пара чулков. Возможны варианты: галоши и калоши, матрац и матрас.

Правильной речи человек учится всю жизнь. В дошкольный период особенно важна речевая среда в которой растет ребенок ведь у него возрастает внимание к речи взрослых. Ребенок воспринимает не только обращенную к нему речь ,но и беседы взрослых между собой. Часто бывает так, что ребенок казалось бы занимается своей игрой и на беседу взрослых не обращает ни какого внимания, но вдруг он делает какие то замечания по содержанию беседы, а позднее, при случае употребит услышанные им выражения взрослых. Взрослые должны строго следить за своей речью, обращая внимание не только на ее грамотность, внятность, но и на тон, тематику, выбор слов и выражений. Очень часто темпо- ритмические нарушения речи детей связаны с нарушениями речи взрослых.

Каждому ребенку мы должны привить вкус к хорошей, правильной, красивой, грамотной речи и отвращение к речи грубой, вульгарной, безграмотной. Чтобы ваш ребенок стал говорить правильно и красиво, нужно чтобы мы, взрослые, сами владели нормами грамотной речи. И тогда в общении с ним, в игре, через чтение детских книг мы добьемся этой цели.

Мы предлагаем вам сегодня вспомнить нормы русского языка, его правила и самое главное - его богатое содержание. Для этого мы проведем с вами конкурс на лучшего знатока русского языка. У нас сегодня получилось две команды: "Знайки " и " Умники". Каждой команде дан лист с заданиями.

Их нужно выполнить за 10 минут. Затем наше жюри подведет итоги.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОМАНДЫ " ЗНАЙКИ"

1. Расставьте ударение в словах.

Мельком, насквозь, обеспечение, опека, перезвонить, послала, баловаться, ворсовый, грешно, клонится, красивейший, вероисповедание, петельный, зубчатый, договор, кресло, туфля, сторицей, издревле, петельный.

2. Что означает слово.

Скородумка

а) сообразительная особа;

б) яичница на скорую руку;

в) выскочка.

Сердюк

а) казак в гвардии гетмана;

б) головной убор казака;

в) суровый человек.

3. Чем отличается инфляция от девальвации?

4. Найдите ошибку.

А) Мы отдаем должную дань уважения ветеранам.

Б) В зоопарке звери кушают три раза в день.

В) Большая половина собравшихся в зале явно скучала.

Г) Всем была известна его компетентность об этом вопросе.

Д) Чего зря тратить нервы - поговорили и забыли.

Е) Ребенок ей постоянно лгет .

Ж) Этот рассказ был интересней, чем предыдущий.

5. Когда говорим: камешек, а когда: камушек. Когда: невежа, а когда: невежда.

6. Произнесите правильно:

Около 400 человек;

В 2239 году;

До 2049 года;

В 356 словах.

7. Составьте телеграмму так, чтобы все слова в ней начинались на звуки слова "любовь" в том же порядке.

8. Объясните смысл выделенных слов:

Все здесь напоминает мне былое,
И вольной красной юности моей
Любимую, хоть горестную повесть.
(Пушкин А С )

Меня зовут холмы, луга,
Тенисты плены огорода ,
Пустынной речки берега
И деревенская свобода.
(Пушкин А С)

ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОМАНДЫ "УМНИКИ"

1. Расставьте ударение в словах.

Дрались, дробленый, ломоть, жалюзи, иначе, напоенный, пасквиль, подростковый, поняв, усугубить, христианин, цепочка, фломастеры, бижутерия, диспансер, избрала, инсульт, километр, кладовая, кресло.

2. Что означает слово:

Синекура

а) замерзшая птица;

б) хорошо оплачиваемая должность, не требующая

большого труда;

в) масляная краска.

Чумичка

а) поварешка;

б) грязная ручка;

в) представительница коренного населения одного из северных народов.

3. Чем отличается пословица от поговорки?

4. Найдите ошибку.

А) Обоим победительницам вручили подарки.

Б) Петя бежи скорее к маме.

В) Мы согреемся как только проводник разожгет костер.

Г) Премьера прошла с полным аншлагом.

Д) Никого нет красивей него.

Е) Мы завтра садим огород.

Ж) Взвешайте мне 5 помидор и килограмм баклажан.

5. Когда говорим ветреная а, когда ветряная (пример),когда поступок ,а когда проступок?

6. Произнесите правильно:

В 542 источниках

Около 800 км

С 2007 года

С 1345 года

7. Составьте телеграмму так, чтобы все слова в ней начинались на звуки слова "весна" в том же порядке.

8. Объясните смысл выделенных слов:

И взял я неба содроганье
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дальней лозы прозябанье.
(Пушкин А С )

"Женщины от него с ума сходили, мужчины называли его фатом и втайне завидовали ему."
(Тургенев И С )

Пока наше жюри подводит итоги, мы предлагаем вопросы на смекалку:

1. Закончите фразу "То-то шут :"

  • Бобовый
  • Луковый
  • Гороховый
  • Фасолевый.

2. Если человек кажется нам неинтересным, мы говорим, что он:

1) больное место

2) слабое место

3) мягкое место

4) мокрое место

5) пустое место

3. В каком словосочетании слова нельзя поменять местами:

1) нам навстречу

2) год спустя

3) ночь напролет

4) справедливости ради

5) всем наперекор

4. В каком отрывке слово "сени" имеет не такое значение, как в остальных:

Ласточка с весною в сени к нам летит.

В сени вышел царь- отец,

Все пустились во дворец.

3) В багрянец и в золото одетые леса

В их сенях ветра шум и свежее дыхание.

4) По сеням и так и сяк, а в избу- никак.

Подведение итогов конкурса.

Итог собрания.

Мы сегодня с вами поговорили о значении речевой среды, которая окружает наших детей с момента их рождения. Узнали о том, что сами должны соблюдать нормы литературной речи и быть образцом для детей.

Вспомнили некоторые особенности нашего языка и очередной раз почувствовали его разнообразие и мощь.

Давайте же и впредь следить за своей речью, чтобы нам не было стыдно в будущем за наших детей.

ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ ДЛЯ КОМАНДЫ " ЗНАЙКИ"

1. Расставьте ударение в словах.

Мельком, насквозь, обеспечение, опека, перезвонить, послала, баловаться, ворсовый, грешно, клонится, красивейший, вероисповедание, петельный, зубчатый, договор, кресло, туфля, сторицей, издревле, петельный.

2. Что означает слово.

Скородумка

а) сообразительная особа;

б) яичница на скорую руку;

в) выскочка.

Сердюк

а) казак в гвардии гетмана;

б) головной убор казака;

в) суровый человек.

3. Инфляция (чрезмерное количество обращающихся в стране денег) девальвация (осуществляемое в законодательном порядке понижение курса национальной валюты)

4. Найдите ошибку. (правильные ответы в скобках)

А) Мы отдаем должную (лишнее слово) дань уважения ветеранам.

Б) В зоопарке звери кушают (едят) три раза в день.

В) Большая половина (часть) собравшихся в зале явно скучала.

Г) Всем была известна его компетентность об (в) этом вопросе.

Д) Чего зря тратить (трепать) нервы - поговорили и забыли.

Е) Ребенок ей постоянно лгет (лжет).

Ж) Этот рассказ был интересней (интересный), чем предыдущий.

5. Когда говорим: камешек, а когда: камушек. Когда: невежа, а когда: невежда. ( камешек - у моря, реки; камушек - в ювелирных украшениях) (невежа - тот , кто нарушает правила приличия; невежда - человек не образованный)

6. Произнесите правильно:

Около 400 человек;(около четырехсот человек)

В 2239 году (в две тысячи двести тридцать девятом году);

До 2049 года (до две тысячи сорок девятого года);

В 356 словах (в трехстах пятидесяти шести словах).

7. Составьте телеграмму так, чтобы все слова в ней начинались на звуки слова "любовь" в том же порядке.

8. Объясните смысл выделенных слов:

Все здесь напоминает мне былое,
И вольной красной (прекрасной) юности моей
Любимую, хоть горестную повесть.
(Пушкин А. С. )

Меня зовут холмы, луга,
Тенисты плены огорода (до19 века - сад),
Пустынной речки берега
И деревенская свобода.
(Пушкин А. С. )

ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ ДЛЯ КОМАНДЫ "УМНИКИ"

1. Расставьте ударение в словах.

Дрались, дробленый, ломоть, жалюзи, иначе, напоенный, пасквиль, подростковый, поняв, усугубить, христианин, цепочка, фломастеры, бижутерия, диспансер, избрала, инсульт, километр, кладовая, кресло.

2. Что означает слово:

Синекура

а) замерзшая птица;

б) хорошо оплачиваемая должность, не требующая

большого труда;

в) масляная краска.

Чумичка

а) поварешка;

б) грязная ручка;

в) представительница коренного населения одного из северных народов.

3. Пословица (краткое народное изречение с назидательным смыслом), поговорка (образное выражение без заключения)

4. Найдите ошибку. (в скобках указаны верные ответы)

А) Обоим (обеим) победительницам вручили подарки.

Б) Петя бежи (беги) скорее к маме.

В) Мы согреемся как только проводник разожгет (разожжет) костер.

Г) Премьера прошла с полным (лишнее слово) аншлагом.

Д) Никого нет красивей него (красивее его).

Е) Мы завтра садим огород. (садим в огороде)

Ж) Взвешайте (взвесьте) мне 5 помидор (помидоров) и килограмм баклажан (баклажанов).

5. Ветреная (девушка, погода) а, ветряная (мельница, оспа), поступок (действие, совершенное кем-либо), а проступок (провинность)?

6. Произнесите правильно:

В 542 источниках (в пятистах, сорока двух источниках)

Около 800 км (около восьмисот километров)

С 2007 года ( с две тысячи седьмого года)

С 1345 года (с одна тысяча триста сорок пятого года)

7. Составьте телеграмму так, чтобы все слова в ней начинались на звуки слова "весна" в том же порядке.

8. Объясните смысл выделенных слов:

И взял я неба содроганье
И горний (небесный) ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дальней лозы прозябанье.
(Пушкин А. С. )

"Женщины от него с ума сходили, мужчины называли его фатом (человек, верящий в судьбу) и втайне завидовали ему." (Тургенев И С )