1 | Цель: | формирование знаний о миграционных процессах в мире, их причинах и значении |
2 | Задачи урока | Обучающая: формирование умений
работать с различными источниками информации,
участвовать в обсуждении предложенных вопросов,
готовить краткие устные сообщения, выделять по
итогам занятия выводы Развивающая: развитие умений учащихся составлять и анализировать карты, схемы, текст учебника; умений и навыков работы с контурными картами Воспитывающая: развитие эстетического вкуса, чувства толерантности |
3 | Планируемые результаты обучения: | создание единого представления о населении мира, развитие творческого мышления и вариативности мышления |
4 | Личная значимость изучаемого материала для школьников | Достижение положительного результата в учебной деятельности: формирование чувства успеха, умения общаться, умения ставить перед собой задачи и добиваться их осуществления, умения сотрудничества и взаимопомощи |
5. | План урока | 1. Орг. момент 2. Мотивационно-целевой этап (формулирование целей) 3. Процессуально-содержательный этап 4. Рефлексивно-оценочный этап |
6. | Методы и приемы обучения | Частично-поисковый, беседа |
7. | Формы организации учебной деятельности | Индивидуальная, групповая |
8. | Форма урока | практикум с применением интерактивной доски |
9. | Приемы деятельности учителя | организация выбора деятельности учащихся и их организации, ведение беседы, подведение итогов |
10. | Познавательные задания и вопросы | Карточка-инструкция содержит задания, предусматривающие актуализацию знаний по данной теме, задания для выполнения на контурной карте |
11. | Организация деятельности учащихся | Работая коллективно формулируются цели работы, вспоминают ранее изученный материал. Индивидуально учащиеся выполняют практическую работу |
12. | Развитие умений учащихся | Вести познавательную деятельность, использовать имеющиеся знания в новой ситуации, развивать умения работать с интерактивной доской. Учатся рационально выполнять задания, доказывать свою точку зрения и выслушивать мнения товарищей |
13 | Основные понятия и термины урока |
|
14 | Источники информации | карты атласа, учебник В. П. Максаковского "География. 10 класс", инструктивные карточки |
15 | Оборудование | интерактивная доска, презентация, контурные карты, карты атласа, учебник В. П. Максаковского "География. 10 класс", инструктивные карточки |
Ход урока
Содержание деятельности | Цель | Организационные формы | Действия учителя | Действия учащихся |
1. Организационный момент | ||||
2. Мотивационно-целевой этап. | ||||
Знакомство с темой урока, эпиграфом, постановка целей урока. | Обобщить имеющиеся знания. Найти
противоречия. Построить план работы |
Коллективная работа. | Постановка вопроса. Демонстрация презентации. |
Озвучивание своих точек зрения по данному вопросу. |
3. Актуализация знаний (задание 1) | ||||
Индивидуальная работа по вариантам | Обобщить имеющиеся знания. | Самостоятельная работа | Постановка задач | Работа над заданиями |
Подведение итогов деятельности. | Развивать умение презентовать свою деятельность и монологическую речь, работать с картой. | Индивидуальная работа. | Дополняет выступления. | Выступают с отчетом о работе при помощи интерактивной доски |
3. Процессуально-содержательный этап (задание 2-4) | ||||
Практическая работа | Формирование умения работать, самостоятельно работать с дополнительными источниками информации | Самостоятельная работа с дополнительными источниками информации | Консультирует по необходимости | Выполняют практическую работу |
4. Рефлексивно-оценочный этап | ||||
Подведение итогов деятельности. | Формирование умения делать выводы. | Коллективная работа. Беседа. | Демонстрация презентации. | Ответы на вопросы. |
Карточка-инструкция
Практическая работа. Объяснение причин
миграционных процессов в мире
Эпиграф:
Миграции оказывают сильное влияние на структуру населения, социальную и хозяйственную сферу.
Учет миграционных процессов очень важен для социально-экономического роста любой страны.
Н. Н. Баранский
Цели работы:
- Установить главные направления миграций в мире.
- Научиться объяснять причины миграционных процессов на примере отдельных стран и регионов мира.
Ход практической работы
Задание 1. Для того, чтобы успешно выполнить практическую работу
- Вспомните и выполните следующие задания
1 вариант Поставьте напротив каждого термина следующие знаки: ! - знаю (устно дайте определение), ? - не знаю |
2 вариант Заполните пропуски, приведите примеры данных миграций: |
Миграция Эмиграция Иммиграция Гастарбайтер Репатриация Депортация |
По мотивам: 1. Социально-экономические 2. _________________________ 3. Военные 4. __________________________ |
По направленности: 1. ___________________________ 2. ___________________________ |
|
По способу реализации 1. _________________________ 2. Принудительные |
|
По продолжительности 1. Постоянные 2. ____________________ |
- Приведите примеры (работа с картой)
Задание 2. Пользуясь учебником, составьте в тетради таблицу главных стран и регионов эмиграции и иммиграции.
Страны, регионы эмиграции | Страны, регионы иммиграции |
Задание 3. На основе заполненной таблицы, выполните в контурной карте:
Укажите на контурной карте главные страны и регионы эмиграции и иммиграции населения.
Стрелками покажите направления миграций.
Задание 4. Приведите примеры и отметьте на контурной карте "горячие точки". Какие миграционные процессы они вызвали?
Сделайте вывод: объясните причины миграционных процессов в мире (какие центры притяжения населения сформировались здесь, каковы причины этих миграций)