Внешняя экспертиза: данная разработка была представлена как отдельно, так и в рамках авторской педагогической технологии: "Проектно-исследовательская деятельность как педагогическая технология, направленная на развитие личности ребенка в образовательном пространстве гимназии", а так же в рамках авторского предпрофильного курса: "Права потребителей" на Всероссийском открытом конкурсе "Педагогические инновации - 2006", где получила диплом I степени. Данный опыт работы был представлен на международной Интернет-конференции в 2007 году, которая проводилась под эгидой ряда общественных организаций Европейского союза. На II Всероссийском конкурсе педагогического мастерства "Мой лучший урок" стала победителем. Конкурс проводился при поддержке Министерства Образования и Учительской газеты.
Область применения: данная разработка может быть использована в рамках курсов: обществоведение, граждановедение, право, а так же как материал для курсов по выбору, факультативов, тематических классных часов.
Данная разработка используется автором в рамках курса по выбору "Права потребителей".
Краткое описание курса, в рамках которого проводится данное занятие:
"Права потребителей" - это практико-ориентированный смежный курс, состоящий из экономического и правового модулей. В целом курс строится на основе проектно-исследовательской деятельности ребенка с активным использованием деятельностного подхода, активных и интерактивных форм обучения. В результате деятельности ученик создаёт проект буклета-инструкции: "Привет! Я Ваш правовед - грамотный потребитель". Каждое занятие, включая представленное в данной публикации, является своего рода этапом по реализации проекта направленного на создание буклета - инструкции.
План-проект занятия: "Механизм защиты прав потребителей":
Цель:
1. Выработать, осознать и принять механизм защиты прав потребителей, необходимый для реализации проекта по созданию буклета - инструкции.
2. Отработка коммуникативной компетентности и смыслового и структурного анализа текста через составление схем.
3. Дальнейшее формирование правовой культуры потребителя через осознание и принятие механизма по защите прав потребителей.
План-проект занятия
Этапы урока | Время (мин) | Вид деятельности | Действия учителя | Действия учеников | Средства ТСО дидактический материал | Результат |
1. Подготовительный | 8 мин. | Проведение Тренинг упражнения (с учетом потребности ситуации) | Объясняет правила тренинг - игры. Раздает раздаточный материал (по необходимости) | Знакомятся с правилами игры через работу с устным и письменным текстом. Выполняют задание. | 1 слайд презентации с условиями тренинг игры | Учащиеся настроены на работу, готовы творчески подойти к выполнению заданий на уроке |
2. Актуализация знаний | 9 мин. | Тест по материалам прошлого урока, которые прямо или косвенно будут затронуты при работе с новым материалом | Раздаточный материал (тест) Организует работу по анализу результатов теста |
Индивидуально отвечают на вопросы
теста. По очереди, в слух отвечают на вопросы теста. |
2 - 4 слайды презентации с тестом | Учащиеся ответили на вопросы теста, увидели свои ресурсы и дефициты |
3. Постановка целей и задач занятия | 3 мин. | Анализ ресурсов курса и определение дефицитов | Напоминает цели и задачи курса в целом, акцентирует внимание на том, что еще необходимо изучить для их реализации | Отвечают на вопросы учителя, из всех вопросов и ответов на них формулируют цели и задачи на данное занятие | 5 слайд презентации с обозначенными целями и задачами курса в целом и ранее изученными темами | Совместно поставлены цель и задачи занятия |
4. Изучение нового материала | 20 мин. | Практическая работа в группах по составлению логической схемы | Объясняет задание, раздаточный материал (схема), нелинейно направляет ход беседы к правильному выполнению задания | Выполняя задание, поставленное для работы группы, собирают логическую схему | 6 слайд презентации с заданием для
работы группы. 7 слайд презентации, на котором отображен правильный вариант схемы с комментариями |
Ребенок носитель осознанной информации
о механизме защиты прав потребителей. Записан правильный вариант схемы, как ресурс для составления проекта буклета |
4. Закрепление знаний | 3 мин. | Сравнение поставленных целей с полученным результатом | Подводя итоги обратить детей к целям, которые ими были поставлены в начале занятия | Сопоставляют и анализируют цели и результат | 8 слайд презентации с обозначенными целями и задачами курса в целом и ранее изученными темами | У ребенка формируется умение постановки целей и их пошаговой реализации. Закрепляется изученный материал |
5. Итоговый | 2 мин. | Анализ работы групп | Дает комментарии по работе на занятии, заполняет оценочную таблицу, отвечает на вопросы учеников | Задают вопросы, слушают комментарии учителя | 9 слайд презентации с оценочной таблицей и результатами прошлых занятий | Получены ответы на имеющиеся вопросы относительно итогов работы групп. Ученик соотносит свое представление о собственном результате с представлением учителя |
Приложения к плану-проекту занятия:
1. Тренинг - упражнение.
А) У Вас есть на двоих:
- одна ручка;
- один лист;
- две руки (по одной от каждого);
- один рисунок, который нужно нарисовать.
Б) Вам нужно в течении двух минут нарисовать рисунок; при этом нельзя произносить ни одного слова, зато мимика и жесты в вашем распоряжении.
В) Вам нужно помнить: за ручку нужно держаться одновременно (по одной руке от каждого), не отпуская рук до момента окончания работы над рисунком.
Г) И самое главное, у Вас есть всего 2 минуты!!!!
Примечание: психологические упражнения используются для того, чтобы повысить или снизить активность ребят, снять напряжение или настроить на творческое решение задачи. Для того, чтобы грамотно подобрать подходящее упражнение необходимо обратиться к школьному психологу.
2. Тест.
1. Человек, приобретатель товара или услуги:
а) потребитель,
б) изготовитель,
в) нарушитель,
г) продавец.
2. Название документа, издаваемого законодательной ветвью власти в области прав потребителя:
а) Закон о защите прав потребителя,
б) Потребительский закон,
в) Права потребителей,
г) Правовая защита потребителя.
3. Как называют товар, который не наносит вред окружающей среде, имуществу, а так же здоровью человека?
а) качественный,
б) сертифицированный,
в) безопасный,
г) нестандартный.
4. Кто реализует товар по договору купли - продажи?
а) продавец,
б) изготовитель,
в) потребитель
г) наниматель.
5. Организация, производящая товар для реализации потребителям:
а) продавец,
б) изготовитель,
в) потребитель,
г) представитель.
6. Несоответствие товара или услуги обязательным требованиям:
а) существенный недостаток,
б) недостаток,
в) не качественный товар,
г) опасный товар.
7. Функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей отданы:
а) Роспотребнадзору,
б) комиссиям по защите прав потребителей,
в) предпринимателям,
г) ОБЭП.
8. Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если это не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать, в соответствии со ст. 18 Закона:
а) безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление;
б) соразмерного уменьшения покупной цены;
в) замены на товар аналогичной марки;
г) замены на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены;
д) всё остается на усмотрение продавца;
е) потребитель не имеет права на замену или возврат товара.
9. В отношении технически сложных и дорогостоящих товаров требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения:
а) недостатка,
б) существенных недостатков,
в) отсутствия чека,
г) неподходящего под интерьер цвета.
10. Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан:
а) возместить продавцу расходы на проведение экспертизы,
б) получить компенсацию за проведение экспертизы,
в) вернуть товар,
г) принести извинения.
11. В случае приобретения продовольственных товаров ненадлежащего качества, с просроченным сроком годности, горожане могут обратиться с заявлением и товаром в:
а) Центр Госсанэпиднадзора,
б) Ветеринарную инспекцию,
в) Отдел по борьбе с экономическими преступлениями,
г) Отдел внешнеэкономических связей, торговли и развития территории администрации.
12. В нашем городе проконсультироваться о потребительских правах в конкретных ситуациях, подать жалобу о нарушениях граждане могут в:
а) Отдел внешнеэкономических связей, торговли и развития территории администрации,
б) Центр Госсанэпиднадзора,
в) Ветеринарную инспекцию,
г) Отдел по борьбе с экономическими преступлениями.
13. Телефон отдела внешнеэкономических связей, торговли и развития территории администрации:
а) 6-55-52,
в) 2-22-14,
б) 5-55-54,
г) 4 -04 -32.
3. Цели курса.
Получить знания о своих правах и технологии их защиты;
В игровых ситуациях отработать умение пользоваться технологией по защите прав потребителей;
Собрать необходимую информацию для реализации проекта по составлению буклета.
Вопросы, которые мы уже изучили:
Деловая игра "Позиция". Постановка целей курса;
Основные понятия курса. ФЗ "О защите прав потребителей";
Основные права потребителя;
Способы защиты прав потребителей;
4. Задание для работы группы.
- Из предложенных вариантов карточек Вам необходимо собрать логическую схему - "Механизм защиты прав потребителей";
- Ту или иную последовательность карточек необходимо уметь объяснять каждому члену группы;
- Первая закончившая группа свой вариант схемы представляет на доске;
- В процессе обсуждения результатов работы группа может самостоятельно вносить коррективы в схему.