Проект урока русского языка по учебнику О.Л. Соболевой

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок формирования навыков.

Тема: Страничка-повторялочка.

Цели:

  • Oбеспечить условия для: формирования умения младших школьников выполнять морфологический разбор имени существительного, морфемный разбор слов, разбор предложений, с указанием частей речи.
  • Прививать интерес к родному языку, коммуникативность, умение работать в паре, группе, коллективе.
  • Развивать и обогащать речь детей, совершенствовать умение формулировать личностно-значимые цели.

Этапы урока:

1. Орг. момент, мотивирующая деятельность на уроке.

-Ваше самочувствие?

-Какое у вас настроение? Покажите жестами.

-Подарите друг другу улыбку.

(гимнастика для глаз, массаж пальцев рук)

2. Минутка чистописания.

Индивидуальная работа в тетрадях.

3. Целеполагание.

-Ребята, вы уже заканчиваете четвёртый класс. За эти четыре года вы многому научились, многое узнали. Сегодня вам предоставляется возможность блеснуть вашими знаниями по русскому языку. Наблюдать за вашей работой будет наша гостья Любовь Ивановна, которая в следующем году будет преподавать у вас русский язык и литературу.

Постарайтесь быть внимательными, вспомните правила, которые учили.

-Скажите, пожалуйста, какова тема сегодняшнего урока?

-Какие задачи поставите перед собой на урок?

Девиз урока: Слушать! Слышать! Рассуждать! Сотрудничать!

4. Реализация целей урока.

Словарный диктант.

-Записать отгадки. В словах укажите сильную позицию. Подчеркните буквы, которые нужно запомнить.

Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт
Человек им управляет
Что же это? (самолёт)

Крыльев нет, но эта птица
Полетит и прилунится. (луноход)

Чудо-птица, алый хвост
Прилетела в стаю звёзд. (ракета)

Рассыпалось ночью зерно,
А утром нет ничего. (звёзды)

Бродит одиноко огненное око,
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает. (солнце)

Человек сидит в карете
Смело в небо он летит,
И на нас в своём скафандре
Он из космоса глядит. (космонавт)

Ночью на небе один
Золотистый апельсин
Миновали две недели,
Апельсина мы не съели,
Но осталась в небе только
Апельсиновая долька. (луна, месяц)

Вывод:

-Что за слова вы писали? На какую тему?

-Когда праздновали День космонавтики?

-Что произошло 12 апреля 1961 года?

-Найдите среди словарных слов однокоренные.

-Обозначьте морфему (корень).

-Что можно сказать про слова луноход, самолёт?

-Чем они примечательны?

Космический блиц-опрос.

-Какая часть слова самая главная?

-У какой части речи суффикс может стоять после окончания?

- Сколько гласных букв в русском языке?

-Сколько гласных звуков в русской речи?

-Когда пишется ь?

-Когда пишется ъ?

-Какие слова называются синонимами?

-Какие слова называются антонимами?

-Какие слова называют однокоренными?

-С помощью каких морфем образуются новые слова?

-Что называется спряжением?

-Что называется склонением?

-Как образовать начальную форму глагола?

-Как образовать начальную форму имени прилагательного?

5. Рефлексия.

-Что дал вам сегодняшний урок?

-Что с лёгкостью давалось?

-Что давалось сложнее?

-Довольны ли вы своей работой?

-Достигли ли вы смысла девиза урока?

(оценки за урок)

6. Домашнее задание.

Придумать как больше слов из букв, составляющих слово космонавтика. Составить предложение с этим словом и выполнить морфологический разбор имени существительного.

-Назовите слово с непроизносимой согласной, подберите к нему проверочное слово.

Солнце - солнышко.

Работа в паре.

-Обменяйтесь тетрадями, проверьте написанное, оцените работу.

Игровая часть урока.

1. Проверка космической внимательности.

-Посмотрите, луноход
По луне легко идет.
Он шагает очень важно,
В нём сидит герой отважный.

-Найдите однокоренные слова, выделите в них корень.

-Подчеркните, укажите " ловушки"- орфограммы.

-Устно объясните написание слов.

2. Работа с космическим компьютером.

-Введите в бортовой компьютер нужные буквы. (работа в черновичке)

-Проверим знания алфавита.

-Первая буква в слове - четвёртая алфавита. (г)

Вторая буква - чем кончается слово ракета. (а)

Третья- пара буквы К. (г)

Четвёртая - второй звук в слове уа (а)

Пятая буква в слове - буква стоящая в алфавите перед С. (р)

Союз, одиночный, перед которым не ставится запятая - шестая буква. (и)

Седьмая буква в слове - стоит в середине слова конец. (н)

Какое слово получилось? (Гагарин)

-Кто такой Гагарин?

-Давайте запишем предложение. (запись под диктовку)

Гагарин первым полетел в космос.

-Разберите это предложение по членам, укажите части речи.

-Дайте характеристику предложению.

-Разобрать по составу слово полетел.

3. Невесомость.

Физминутка.

-Покажите, как чувствует себя человек в безвоздушном пространстве.

-В условиях невесомости.

Разлетелись слова. Нужно их собрать.

  • ска бита
  • луно ник
  • ор фандр
  • спут ход

-Какие слова у вас получились?

-Запишите предложение

Луна - спутник Земли.

-Морфологический разбор имени существительного.