Сценарий урока-исследования в 6-м классе на тему "Роль исторической личности в развитии древнерусского государства"

Разделы: История и обществознание


Тема: Роль исторической личности в развитии древнерусского государства

Тип: изучения нового материала

Форма урока: урок-исследование

Цели урока:

  • Обучающая: сформировать представление о роли Владимира Мономаха в истории России
  • Развивающая: продолжить развитие исследовательских умений и навыков: анализировать, выделять главное из текста учебника и исторических документов, обобщать, делать выводы.
  • Воспитательная: продолжить воспитание нравственно-патриотического отношения к истории России и толерантности.

Литература: учебник «История России с древнейших времен до конца XVI века»  А.А. Данилов, Л.Г..Косулина; Школьная энциклопедия. История России; Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века.

Оборудование: доска, мел, карта, мультимедийная установка

Эпиграф урока: “Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего”. (М.Горький)

План урока:

  1. Половецкое нашествие.
  2. Съезд князей в Любече.
  3. Правление Владимира Мономаха.

ХОД УРОКА

I этап: Организационный момент

Учитель: Доброе утро! Давайте проверим рабочее место. У вас на партах лежит учебник, папочка под интересным названием «во всем мне хочется дойти до самой  сути» она так названа,  неслучайно потому что хранит исторические документы. Все это нам пригодится для работы на уроке.

II этап: Изучение нового материала

(Приложение 1, слайд 2)

Учитель: Эпиграфом к уроку я предлагаю взять слова русского писателя М.Горького. (Приложение 1, слайд)

Учитель: Изучению прошлого и будет посвящена наша встреча. И сейчас я вашему вниманию предлагаю портрет человека из исторического прошлого. Ребята кто изображен на этом портрете и что вы можете о нем рассказать?

Учитель: Я понимаю, почему вы в замешательстве? Потому что вы действительно не знаете этого исторического деятеля, не знаете о его делах и жизни.

Учитель: Соответственно, какова задача нашего урока? Что мы должны узнать?
Совершенно верно. Задача нашего урока: выяснить кто это и, какова его роль в развитии древнерусского государства. Поэтому тема нашего урока «Роль исторической личности в развитии древнерусского государства».

Учитель: Чтобы решить поставленную задачу начнем с исторического исследования

(Приложение 1, слайд 4)

Учитель: Перед вами миниатюра рассмотрите ее внимательно.  Что вы здесь видите? (Бой, сражение, битва).
А для того чтобы узнать, что это за сражение и между кем оно происходит?
Мы должны обратиться  к историческому документу. Откройте папочку на странице 1 и изучите исторический документ №1

Учитель: Чтобы легче вам было, исследовать данный документ предлагаю, воспользоваться  вопросами, которые находятся на экране.

(Приложение 1, слайд 5)

– Когда происходит данное сражение? (11 век) 
– Какие племена вторглись на Русскую землю? (Нашествие племен половцев)
– Каков итог данного сражения? (Поражением русских)

Документ №1

«В лето 1068. Пришли иноплеменники на Русскую землю, половцы многие. Изяслав же и Святослав и Всеволод вышли против них на [реку] Альту. И с наступлением ночи они пошли друг на друга. За грехи наши напустил бог на нас поганых, и побежали русские князья, и победили половцы». Повесть временных лет

(Приложение 1, слайд 6)

– Какие племена вторглись на Русскую землю? Я хочу вам дать небольшую историческую справку.

Учитель: Половцы тюркского происхождения кочевники, пришедшие из Средней Азии и расселившиеся в степях Урала. Название произошло от слова «полова» – солома, так как волосы у них были соломенного цвета.

Учитель:  А каков итог  этого сражения?
С этого момента половцы совершали опустошительные набеги на Русскую землю. Разграбили многие города и села, увели в плен огромное количество людей. Русская земля изнемогала от княжеских раздоров и половецких набегов. По настоянию Владимира Мономаха, который княжил тогда в Переяславле, князья собрались на съезд в городе Любече.
(Приложение 1, слайд 7)

Учитель: Об этом съезде вы узнаете в ходе работы с учебником на стр.75-76.
В результате данной работы у нас должна получиться общая схема работы съезда.
Каждая группа имеет свои вопросы, которые находятся в нашей папочке на стр. 2.
Я прошу каждого изучить этот текст, ответить на поставленные вопросы и постараться заполнить схему, которая находиться там же.
(Приложение 1, слайд 8)

Группа 1

– Когда собрался съезд в Любече?
– С какой целью собрались князья в Любече?

Группа 2

– Кто из князей участвовал в работе съезда?
– Какие они приняли решения?

Группа 3

– Что князья окончательно закрепили на Руси этим решением?
– Почему Владимир Мономах получил всеобщее признание?

Учитель: Съезд, организованный Владимиром Мономахом в Любече имел большое значение, потому что принятые на съезде решения закрепили начавшееся разделение Русской земли. Но в то же время князья, объединились против половцев, и 1111 году под руководством Владимира Мономаха нанесли им сокрушительный удар и  Владимир Мономах становится вдохновителем борьбы с половцами.

Учитель: В апреле 1113 года в Киеве неожиданно умер Святополк Изяславович. Он не пользовался уважением киевлян, так как прославился вероломством и алчностью. Дружина желала видеть новым князем сына Святополка, но киевское вече воспротивилось этому.

Учитель: О том, что происходило дальше вы, узнаете из исторического документа №2 , который находится в нашей папочке.
В помощь вашему исследованию будут даны следующие вопросы.

(Приложение 1, слайд 9)

– Что произошло после смерти Святополка?
– Какие последствия имел отказ Владимира Мономаха от престола?
– Как поступает Владимир Мономах, когда в Киеве началось восстание?

Преставился благоверный князь Михаил, которого звали Святополком (1), апреля 16... Княгиня же его щедро наделила монастыри, и попов, и убогих на удивление всем людям... На другой же день. 17 апреля, киевляне устроили совет (2), послали к Владимиру (Мономаху), говоря «Пойди, князь, на стол отцовский и дедовский». Услышав это, Владимир много плакал и не пошел (в Киев), горюя по брате Киевляне же разграбили двор Путяты тысяцкого, напали на иудеев, разграбили их имущество. И послали киевляне к Владимиру, говоря: «Пойди, князь, в Киев; если же не пойдешь, то знай, что много зла произойдет, это не только Путятин двор или сотских, или иудеев пограбят, а еще нападут на невестку твою и на бояр, и на монастыри и будешь ты ответ держать, князь, если разграбят и монастыри». Услышав это, Владимир отправился в Киев...

1. Святополк княжил в Киеве в 1093 — 1113 гг.
2. Устроили совет – с целью предупредить назревавшее в городе народное восстание

Учитель: После смерти Святополка  в Киеве начинается восстание и на место князя приглашается Владимир Мономах.

(Приложение 1, слайд 10)

Правил Владимир Мономах 12 лет с 1113 по 1125. За эти годы он сыграл важную роль в истории Руси.

(Приложение 1, слайд 11)

Прослушайте внимательно запись о роли великого князя Владимира Мономаха в истории Древнерусского государства.

III этап: Закрепление

Учитель: Как вы думаете, ребята можно ли Владимира Мономаха назвать великим Князем? А почему?

IV этап: Подведение итогов

Учитель: Давайте вспомним, какова была задача нашего урока. Как вы думаете, мы ее выполнили?

(Приложение 1, слайд 12)

– Так кто изображен на этом портрете. Какую роль он сыграл в истории Древнерусского государства.

Учитель: Владимир Мономах прочно держал всю Русь в своих руках, укрепил её внешний авторитет и внутренний порядок. Со смертью Мономаха закончился период единения Русского государства.

Учитель: Большое спасибо вам за урок. Вы все сегодня были молодцы.

Приложение 2