Быть всегда творческим - значит быть всесильным. Нет надёжнее гарантии на лучшее будущее, чем умение быть творческим всякий раз, когда это необходимо, в любой момент быть готовым решать проблемы и разрабатывать новые концепции.
Марк Фишер
В системе воспитательного воздействия на учащихся велика роль внеклассных мероприятий. Они призваны способствовать нравственному развитию личности, составляя часть единого учебно-воспитательного процесса, дополняя и развивая учебную работу на уроке. Особый психологический микроклимат внеклассной работы - без отрицательных эмоций, без оценок - способствует созданию атмосферы непринуждённости и раскованности. Для повышения интереса у обучающихся к естественно-математическим наукам, необходимо включать в образовательную деятельность такие формы работы, которые стимулируют познавательную деятельность, воспитывают "здоровый" дух соревнования, например, школьный тур олимпиады, конкурсы на лучший ребус, кроссворд, сказку, стихотворение по предмету, презентацию, викторины и версиады, КВНы и капустники, интеллект-шоу и информационные пятиминутки, различные акции и т.д.
В нашей школе на протяжении нескольких лет проводится ФЕСТИВАЛЬ естественно-математических наук. Увлекательное, познавательное путешествие в страну Науки, нескончаемый источник фантазии и свежих идей, праздник с большой буквы - вот что такое ФЕСТИВАЛЬ в нашей школе! Ученик, хотя бы один раз принявший в нём участие, получает мощный стимул для качественного изучения этих наук. Проводится ФЕСТИВАЛЬ на довольно высоком уровне, и полный зал зрителей (учащихся, учителей и родителей) на всех мероприятиях - обычное явление.
Подготовку к ФЕСТИВАЛЮ начинаем заранее, где-то за 10 дней. Если начать раньше, то у учеников может ослабнуть интерес. А в подготовительный период это самое трудное - заинтересовать учащихся и поддерживать этот интерес творческой выдумкой, оригинальностью, даже личным примером.
На первом этапе подготовки к ФЕСТИВАЛЮ всех учащихся 5-11 классов делим на четыре разновозрастные команды по какому-либо признаку. В разные годы нашей практики такими командами были: "ОСЕНЬ", "ВЕСНА", "ЛЕТО" и "ЗИМА" (по времени года рождения ребёнка), "ВОДА", "ВОЗДУХ", "ЗЕМЛЯ" и "ОГОНЬ" (по стихии, которая соответствует знаку зодиака ученика), "КРУГ", "КВАДРАТ", "ТРЕУГОЛЬНИК" и "ЗИГЗАГ" (по геометрической фигуре, которая соответствует ребёнку с точки зрения психологии) и др. На следующем этапе оформляем информационный стенд, соответствующий идеи фестиваля. (Приложение 1)
И вот наступает предметная неделя, которая открывается театрализованной стартовой линейкой. (Приложение 2) В понедельник в фойе школы оформляется уголок ФЕСТИВАЛЯ с обязательной рубрикой "Репортаж с места событий", где будет размещаться вся информация о проведённых мероприятиях. Очень важно ежедневно подводить итоги и объявлять результаты в оригинальной форме, соответствующей идее ФЕСТИВАЛЯ. На итоговой линейке подводим результаты всего ФЕСТИВАЛЯ. Активным участникам и победителям конкурсов готовим небольшие и недорогие подарки, сладкие призы. (Приложение 3)
В данном методическом пособии наша творческая группа представляет сценарии некоторых мероприятий, проводимых в рамках ФЕСТИВАЛЯ естественно-математических наук. (Приложение 4) Их целью является: развитие мышления и творческих способностей учеников; повышение интеллекта, общей культуры учащихся; развитие коммуникативной компетенции учащихся.