Подготовка: на доске деревья, изображения птиц, цветов, животных, насекомых (имитируют лес); картины “Времена года”, стихи; 3 столика для команд на каждом столе настольная лампа, удлинитель, коробочки для фишек; картинка птицы кукушка, мешочек с кружочками трех цветов по количеству детей; стол для ведущего на нем юла, карточки разного цвета.
- Синий – о птицах
- Оранжевый – о животных
- Зеленый – о растениях
- Розовый – о насекомых
Дети под музыку и голоса птиц заходят в класс, берут из мешочка кружочек и занимают места за столами. У кого внутри кружочка красный квадратик тот капитан команды.
Ход игры
Ведущий: Сегодня мы с вами проводим игру, которая называется “Брейн-ринг”. Девиз игры: “как прекрасен этот мир”.
Все что нужно, год от года
Нам дает сама природа.
И поэтому все мы
Жить не можем без воды,
Без растений и животных,
Без красивых гор высоких,
Без лесов, полей и рек
Жить не может человек.
Так давайте сбережем
Наш земной природный дом!
Нам предстоит выяснить, насколько хорошо вы знаете родную природу. Она как никогда сегодня нуждается в защите, заботе, любви.
Итак, мы начинаем игру. У меня на столе стоит юла. Капитан команды крутит волчок и по стрелке берет карточку с вопросом. Я читаю вопрос всем командам и даю на обдумывание 45сек. Если команда готова отвечать капитан нажимает на кнопку светильника и говорит, кто дает ответ. Если команда дала не верный ответ право ответить переходит второй (по кнопке) команде.
Вопросы синего сектора.
- Зачем страус голову в песок прячет? (Освобождается от паразитов)
- Почему снегиря так назвали? (Прилетает с первым снегом)
- Кто быстрее всех летает ласточка, орел, стриж? (Стриж 140 км/ч)
- Какая птица имеет длинный хвост? (Сорока)
- Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест)
- Для чего птице хвост? (Управлять полетом. Держаться на деревьях)
- Назовите птицу. Нос – и мешок и кладовая? (Пеликан)
- Небольшая яркоокрашенная птица с хохолком на голове? (Свиристель).
- Что это за птица? (картина птицы, название закрыто)
Стихотворение
* * *
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Вам встречать весну.
Вопросы оранжевого сектора.
- Кто меняет шубу 2 раза в год? (Лиса, белка, заяц)
- Что теряет лось каждую зиму? (Рога)
- Яд, каких животных используется человеком в медицине? (Змеиный, пчелиный, лягушачий)
- Эти животные обитали на нашей планете задолго до появления людей, о них сложено много легенд и сказаний? (Динозавры)
- Определите животного по описанию. Большое сильное всеядное животное. Лакомка. На зиму впадает в спячку. (Бурый медведь)
- Самый быстрый зверь на земле? (Гепард)
- Кто собирает яблоки спиной? (Еж)
- Меньше тигра, больше кошки,
На деревьях целый день, притаившись,
Ждет добычу? (Рысь) - Самое крупное наземное животное? (Слон)
- Чем еж на медведя похож? (Спит зимой)
Стихотворение
Все, все на свете,
На свете нужны!
И мошки не меньше
Нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников,
Злых и свирепых.
Нужны все на свете,
Нужны все подрят:
Кто делает мед, и кто делает яд.
Вопросы зеленого сектора.
- Что за трава, которую и слепые знают? (Крапива)
- Как по пню срубленного дерева узнать, сколько ему лет? (По кольцам)
- Дерево – символ нашей Родины? (Береза)
- Какая ягода бывает черной, красной, белой? (Смородина)
- Название, какого растения говорит, где оно живет? (Подорожник)
- Это высокое растение с яркими цветами можно увидеть на опушках леса, на полянах. У него двойное имя. Одно из них дано, за то, что из его листьев приготавливают чай. (Иван-чай)
- Какое дерево весной дятла поит? (Береза)
- Дерево, которое зацветает раньше других? (Ива)
- Дерево с крупными шишками и съедобными орехами. (Кедр)
- Листья, каких деревьев осенью краснеют? (Рябина, осина, клен)
Стихотворение
Берегите цветы!
Они нужны.
Они как нежность,
Как любовь, как дети,
Сильнее зла,
Сильней всего на свете,
Сильнее смерти
И сильней войны.
Цветы как люди
На добро щедры.
И щедро нежность
Людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.
Я славлю тех,
Кто вырастил цветы
Я благодарна людям, у которых
Добры сердца и помыслы чисты.
Вопросы розового сектора.
- Какую пользу приносят черви? (Рыхлят землю)
- Кто охраняет лесную полянку от вредных мух? (Стрекоза)
- У кого уши на ногах? (У кузнечика)
- Чем комар может быть полезен? (Опыляет растения)
- Красивый цветок летает над лугом Кто это? (Бабочка)
- Что случается с пчелой после того, как она кого-либо ужалит? (Погибает)
- Сколько ног у паука? (8)
- Какое насекомое “носит чин” морского офицера? (Бабочка-адмирал)
- В басне И. Крылова муравей трудится, а кто лето пропела? (Стрекоза)
Подведение итогов
Ведущий: Ребята, вот и завершилась игра. Она показала, что вы много знаете и наша задача - обогатить и расширить эти знания, но главное - бережное отношение к природе.
Стихотворение
* * *
Ты, дружок,
Смотри, не подкачай!
Правдивым быть
И добрым обещай!
Не обижай ни птахи, ни сверчка
Не покупай для бабочки сачка!
Люби цветы, леса,
Простор полей –
Все, что зовется Родиной твоей!
Награждение победителей
(Вручаются "бумажные" медальки.)