Деление десятичных дробей по УМК М.Б. Волович

Разделы: Математика


Цели:

  • ознакомить с алгоритмом деления десятичной дроби на натуральное число;
  • способствовать развитию навыков самостоятельного применения знаний;
  • побуждение мыслительной деятельности, развитие вычислительных навыков, укрепление памяти;
  • привитие интереса к предмету;
  • воспитание познавательных интересов; чувства патриотизма, ответственности;

 Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания.

3. Устный счет

1) математическая зарядка

а) я называю детям число, а они его читают справа налево:

15 48 39 73 51 68 154 307 453 286

б) теперь называю число, дети должны прибавить к каждому разряду 1 и прочитать справа налево:

47 56 37 165 564 286 451 462

2) выполните действия:

– 3,5 + 1,7
4,7 + (- 8,1)
– 2,9 + (-3,1)
– 4,2 + 9
5 + (-2,3)
– 3,4 +3,4

– Итак, ребята, вы получили заряд бодрости, математическую закалку. Ведь еще русский ученый говорил: “ Математика- гимнастика ума”.

Ребята, вы знаете, что кроме натуральных чисел, есть дробные числа: обыкновенные дроби и десятичные дроби, с которыми вы недавно познакомились.

Какие действия вы умеете выполнять с десятичными дробями? (Учащиеся перечисляют.).

А сегодня вы познакомитесь еще с одним действием – действием деления десятичной дроби на натуральное число.

Итак, цель нашего урока: научиться делить десятичную дробь на натуральное число.

Для этого мы с вами сначала напишем диктант.

4. Диктант

(У детей на партах лежат 2листочка, на одном из них они решают, а на другом записывают только ответы.)

– Итак, готовы?

1) выполните в столбик деление: 2415:23

2) выполните в столбик деление: 1456:52

3) моток проволоки, в котором было 2345 см, разделили на 5 равных частей. Найдите длину каждой части.

4) Моток проволоки, в котором 23,45 м, разделили на 5 равных частей. Найдите длину каждой части в метрах.

5) В Турляндии 4 человека копали канаву. Один заработал 20,7 турлика, второй-21,2 турлика, третий- 20,3 турлика, четвертый-21,8турлика. Заработанные деньги были разделены поровну. Сколько турликов получил каждый?

Учитель объявляет, что диктант окончен, дети сдают листочки. (Второй вариант ответов остается у детей для проверки.)

Проверяем, ребята. Один из учащихся называет ответ, остальные сигнализируют зелеными сигнальными карточками свое согласие и ставят на полях “+” или красными несогласие и ставят на полях “–” . После проверки каждый ученик ставит себе оценку.

1. Изучение нового материала.

Задача. Моток проволоки длиной 49,28м разделили на 4 равные части. Сколько метров составляет 1 часть?

Дети решают:

49,28 м = 4928 см

4928 : 4 = 1232 (см)

1232 см = 12,32 м

А можно было сразу найти длину 1 части в метрах? Как?

49,28 : 4 =

Так давайте будем делить, не обращая внимания на запятую.

Стоп! Мы знаем, что в этом месте в ответе должна быть запятая! Что произошло в ходе деления особенного, подсказывающего: необходимо поставить запятую? Кончилось деление целой части. “Сигналом ” было снесение цифры 2, которая стояла в дробной части, в разряде десятых. После этого в частном была поставлена запятая и деление продолжено:

Итак, ребята, как только в ходе деления десятичной дроби на натуральное число снесена цифра, стоящая в разряде десятых, в частном надо ставить запятую.

Решим вместе примеры:

1) 26,19 : 3 .Давайте выделим цифру, стоящую в разряде десятых, чтобы не забыть: когда надо поставить запятую.

Ребята, как же разделить десятичную дробь на натуральное число? (Дети сами формулируют правило.)

Представьте: 5 в виде десятичной дроби. (5 = 5,0 = 5,000 …)

2) 7 : 25 = 7,0000 : 25

6. Работа в рабочей тетради

Ребята самостоятельно выполняют задания № 3, 4 на с. 25. По окончании этой работы с помощью сигнальных карточек проверяем правильность заполнения.

7. Дидактическая игра “О, счастливчик”

Правила игры вам, ребята, известны, а задания на столе. Итак, внимание. Решив первый пример, вы мне называете номер карточки и букву. Приступайте.

1) 13,59 : 3
2) 39,6 : 11
3) 12,4 : 8
4) 5,3 : 5
5) 50,4 : 14
6) 62,4 : 12
7) 21,6 : 16
8) 285,6 : 8
9) 108,4 : 4
10) 23,87 :7
11) 243,9 : 9
12) 18,2 : 13
13) 58,5 : 15
14) 25,2 : 7
15) 3,18 : 3
16) 212,8 : 14
17) 313,2 : 87
18) 7 : 125
19) 167,2 : 11
20) 325,2 : 12
21) 285,6 : 8

 

А Б Д И К М Н О Р С Т Ш Я
27,1 3,41 5,2 1,35 3,9 4,53 35,7 3,6 1,06 0,056 15,2 1,4 1,55

 

М О Я Р О Д И Н А
                 
1 2 3 4 5 6 7 8 9

 

Б А Ш К О Р Т О С Т А Н
                       
10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

Решив примеры, дети читают: "Моя Родина – Башкортостан".

8. Подведение итогов.

9. Домашнее задание