Цели:
- ознакомить с алгоритмом деления десятичной дроби на натуральное число;
- способствовать развитию навыков самостоятельного применения знаний;
- побуждение мыслительной деятельности, развитие вычислительных навыков, укрепление памяти;
- привитие интереса к предмету;
- воспитание познавательных интересов; чувства патриотизма, ответственности;
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания.
3. Устный счет
1) математическая зарядка
а) я называю детям число, а они его читают справа налево:
15 | 48 | 39 | 73 | 51 | 68 | 154 | 307 | 453 | 286 |
б) теперь называю число, дети должны прибавить к каждому разряду 1 и прочитать справа налево:
47 | 56 | 37 | 165 | 564 | 286 | 451 | 462 |
2) выполните действия:
– 3,5 + 1,7 4,7 + (- 8,1) – 2,9 + (-3,1) |
– 4,2 + 9 5 + (-2,3) – 3,4 +3,4 |
– Итак, ребята, вы получили заряд бодрости, математическую закалку. Ведь еще русский ученый говорил: “ Математика- гимнастика ума”.
Ребята, вы знаете, что кроме натуральных чисел, есть дробные числа: обыкновенные дроби и десятичные дроби, с которыми вы недавно познакомились.
Какие действия вы умеете выполнять с десятичными дробями? (Учащиеся перечисляют.).
А сегодня вы познакомитесь еще с одним действием – действием деления десятичной дроби на натуральное число.
Итак, цель нашего урока: научиться делить десятичную дробь на натуральное число.
Для этого мы с вами сначала напишем диктант.
4. Диктант
(У детей на партах лежат 2листочка, на одном из них они решают, а на другом записывают только ответы.)
– Итак, готовы?
1) выполните в столбик деление: 2415:23
2) выполните в столбик деление: 1456:52
3) моток проволоки, в котором было 2345 см, разделили на 5 равных частей. Найдите длину каждой части.
4) Моток проволоки, в котором 23,45 м, разделили на 5 равных частей. Найдите длину каждой части в метрах.
5) В Турляндии 4 человека копали канаву. Один заработал 20,7 турлика, второй-21,2 турлика, третий- 20,3 турлика, четвертый-21,8турлика. Заработанные деньги были разделены поровну. Сколько турликов получил каждый?
Учитель объявляет, что диктант окончен, дети сдают листочки. (Второй вариант ответов остается у детей для проверки.)
Проверяем, ребята. Один из учащихся называет ответ, остальные сигнализируют зелеными сигнальными карточками свое согласие и ставят на полях “+” или красными несогласие и ставят на полях “–” . После проверки каждый ученик ставит себе оценку.
1. Изучение нового материала.
Задача. Моток проволоки длиной 49,28м разделили на 4 равные части. Сколько метров составляет 1 часть?
Дети решают:
49,28 м = 4928 см
4928 : 4 = 1232 (см)
1232 см = 12,32 м
А можно было сразу найти длину 1 части в метрах? Как?
49,28 : 4 =
Так давайте будем делить, не обращая внимания на запятую.
Стоп! Мы знаем, что в этом месте в ответе должна быть запятая! Что произошло в ходе деления особенного, подсказывающего: необходимо поставить запятую? Кончилось деление целой части. “Сигналом ” было снесение цифры 2, которая стояла в дробной части, в разряде десятых. После этого в частном была поставлена запятая и деление продолжено:
Итак, ребята, как только в ходе деления десятичной дроби на натуральное число снесена цифра, стоящая в разряде десятых, в частном надо ставить запятую.
Решим вместе примеры:
1) 26,19 : 3 .Давайте выделим цифру, стоящую в разряде десятых, чтобы не забыть: когда надо поставить запятую.
Ребята, как же разделить десятичную дробь на натуральное число? (Дети сами формулируют правило.)
Представьте: 5 в виде десятичной дроби. (5 = 5,0 = 5,000 …)
2) 7 : 25 = 7,0000 : 25
6. Работа в рабочей тетради
Ребята самостоятельно выполняют задания № 3, 4 на с. 25. По окончании этой работы с помощью сигнальных карточек проверяем правильность заполнения.
7. Дидактическая игра “О, счастливчик”
Правила игры вам, ребята, известны, а задания на столе. Итак, внимание. Решив первый пример, вы мне называете номер карточки и букву. Приступайте.
1) 13,59 : 3 2) 39,6 : 11 3) 12,4 : 8 4) 5,3 : 5 5) 50,4 : 14 6) 62,4 : 12 7) 21,6 : 16 |
8) 285,6 : 8 9) 108,4 : 4 10) 23,87 :7 11) 243,9 : 9 12) 18,2 : 13 13) 58,5 : 15 14) 25,2 : 7 |
15) 3,18 : 3 16) 212,8 : 14 17) 313,2 : 87 18) 7 : 125 19) 167,2 : 11 20) 325,2 : 12 21) 285,6 : 8 |
А | Б | Д | И | К | М | Н | О | Р | С | Т | Ш | Я |
27,1 | 3,41 | 5,2 | 1,35 | 3,9 | 4,53 | 35,7 | 3,6 | 1,06 | 0,056 | 15,2 | 1,4 | 1,55 |
М | О | Я | Р | О | Д | И | Н | А |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Б | А | Ш | К | О | Р | Т | О | С | Т | А | Н |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
Решив примеры, дети читают: "Моя Родина – Башкортостан".