Компьютерные технологии на логопедических занятиях в детском саду

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели занятия

  • Образовательные: Закрепление понятий о звуке, слоге, слове и предложении; закрепление знаний о механизме образования звуков [с] и [ш] и их артикуляционных особенностях.
  • Коррекционные: Развитие фонематического слуха и формирование навыков акустического различения звуков (модуль “Звуковые часы”). Закрепление правильного произношения звуков в самостоятельной речи, разных речевых структурах (блок “Лексика”, модуль “Четвёртый лишний”). Совершенствовать навыки проведения звукового анализа (блок “Фонематика”, модуль “синтез”). Закреплять умение использовать в речи различные типы предложений.
  • Воспитательные: Воспитание положительных черт, умение выслушивать товарищей до конца, не перебивать говоривших.

Оборудование: зеркала по кол-ву детей, компьютерная игра “Игры для Тигры”, мультимидийный проектор, дидактическая игрушка Слыш.

Ход занятия

1. Организационный момент

Хоровое проговаривание детьми: Мы будем проговаривать всё правильно и внятно, мы будем выговаривать, чтоб было все понятно.

Логопед: Сядет тот, кто назовёт мне речевые звуки. (Ответы 2–3 детей.)

– А теперь назовите мне слова, которые обозначают: признаки, предметы, или действия. (Ответы 3–4 детей.)

– Придумайте мне предложения. (Ответы детей.)

– Кто сможет сказать части слов, слоги из которых получаются слова: слово делится на слоги (ответы детей). Опрос продолжается пока все дети не сядут.

– Молодцы! Сегодня на занятие к нам опять пришел наш друг Слыш с Тигрёнком. Вы помните, что наши друзья очень весёлые и каждое утро они выглядывают в окошечки своих домиков и улыбаются прохожим. (Возьмите зеркала. Последовательное выполнение упражнений: “Забор” и “Окошечко”.) Они большие сладкоежки, очень любят блины с горячим молоком. (Последовательное выполнение упражнений “Лопата” и “Чашечка”). Чтобы не обжечься, Слыш и Тигрёнок дули на блины и на молоко (Поочерёдное задувание на язычок в положении “Лопата” и “Чашечка”). А еще они очень трудолюбивые (Упражнение “Чистим нижнее зубки, чистим верхние зубки”.) Молодцы все упражнения выполнили чётко и правильно. А кто помнит, для каких звуков нужны эти упражнения, какие дежурные звуки были у нас на прошлом занятии. (На прошлом занятии дежурными были звуки [с] и [ш].)

2. Сообщение темы занятия

Логопед. Правильно. И сегодня на занятии мы будем, продолжать учится правильно произносить звуки [с] и [ш]. Слыш хочет послушать, как вы научились давать характеристику этим звукам, а Тигрёнок хочет с вами поиграть в свои любимые игры.

3. Актуализация имеющихся знаний у детей

Слыш. Ребята послушайте внимательно, какие слова я вам назову. Какой звук слышится первым во всех этих слова.

Шкаф, шапка, шуба, Шарф, шайба.

Дети: Предполагаемый ответ: Во всех словах первым слышится звук [ш].

Слыш. Говорят, вы уже умеете давать характеристику звука. Я хочу послушать характеристику звука [ш].

Дети: Предполагаемый ответ: Звук [ш] согласный, всегда твёрдый, глухой, потому что горлышко не работает.

Слыш: Молодцы. А какой звук слышится во всех этих словах.

Сова, касса, оса, собака, кокос, санки.

Дети: Предполагаемый ответ: Во всех этих словах слышится согласный, твёрдый, глухой звук [с].

Слыш: Молодцы!

Логопед: Ребята, давайте, Слышу, расскажем, чем отличаются эти звуки, и чем они похожи.

Дети: Предполагаемые ответы: Эти звуки согласные, глухие, твёрдые. Их нельзя пропеть. Они состоят из шума. Воздух, выходя изо рта, встречает препятствия. Но произносятся они по-разному. Когда мы произносим звук [с], наши губы улыбаются, зубы смыкаются, кончик языка упирается в нижние зубы, воздух – холодный. При произнесении звука [ш], наши губы вытягиваются в “трубочку”, зубы сближены, язык поднят “чашечкой” к нёбу. Воздушная струя – тёплая.

Динамическая пауза

Логопед: А сейчас мы отдохнем, а потом с Тигрёнком играть начнём. Я буду читать стихи, а вы – выполнять движения, подражая животным.

На полочке нашей смешные игрушки:

Смешные Ежи.
И смешные лягушки.
Смешные медведи.
Смешные олени.
Смешные моржи.
Смешные тюлени.
Дети бегают мелкими шагами.
Прыгают, как лягушки.
Ходят, как медведи.
Подносят к голове руки, пальцы раздвинуты.
Двигаются боком.
Бегут с подскоком.

Слыш: Скажите, каким животным вы подрожали. Хоровые и индивидуальные ответы детей

(Смешным ежатам. Мы подражали оленям. И другие…). Дети садятся на места.

4. Основная часть

Логопед. А сейчас с вами будет играть Тигрёнок. Садимся ровно, спинка прямая. Приготовили ушки, внимательно слушаем задания. Подскажите, как надо отвечать на вопросы Тигрёнка.

Дети: Надо отвечать полным предложением, чётко проговаривая слова.

На мультимидийном экране, появляется заставка с Тигрёнком, выбирается Блок “Фонематика”, модуль “Слова”, упражнение “Звуковые часы”. Это упражнение развивает фонематический слух и формирует навык акустического различения звуков.

Предполагаемые ответы на задания: Слово крыша одинаково звучит со словом крыса. Они отличаются одним звуком. В слове крыша – согласный звук [ш], а в слове крыса, согласный звук – с-. Тигрёнок хвалит детей за правильные ответы, в конце выполнения задания.

Логопед: Молодцы!

(Экран гаснет, для того чтобы отдохнули глаза детей.)

Слыш: А кто вспомнит, какие слова были в задании у Тигрёнка, назовите мне пары этих слов.

Дети называют пары слов на память.

Логопед: У Тигрёнка, есть еще игра для вас. Выровняли спинки, и внимательно слушаем задание.

На экране: Задание из блока “Лексика”, модуль “Слова”, упражнение “ Четвёртый лишний”.

Тигрёнок просит детей найти лишнюю картинку, в которой не слышится заданный звук : звук [с] или звук [ш]. И объяснить, почему именно эта картинка лишняя. За выполненное задание Тигрёнок хвалит сразу, и даёт в награду виртуальный приз. Предполагаемые ответы: Здесь лишняя картинка – рубашка, потому что, в слове рубашка – слышится звук [ш], а во всех остальных звук [с].

Логопед хвалит детей, чьи ответы были полными и грамматически правильно построены. Обращает внимание остальных детей на красивые ответы товарищей.

Логопед: И с этим заданием вы справились. Молодцы. (Экран гаснет.) А теперь закрыли глаза. Представили, что вы отдыхаете на пляже. Ласковое солнце светит, вы улыбаетесь. Открыли глазки. Мы немножко отдохнули и готовы выполнить последнее задание Тигрёнка.

На экране задание Блока “Фонематика”, модуль “Синтез” упражнение “составь слово из трёх букв”. В этом упражнении логопед, сам за Тигрёнка озвучивает задания для детей, выбирая только необходимые слова: сок, шар.

5. Итог занятия

Логопед: Вот и подошло к концу наше занятие.

Слыш: Ребята, мне хотелось бы услышать, что на занятии вам понравилось. Кто, по вашему мнению, сегодня отвечал больше всех, и отвечал правильно, полными ответами.

Дети: Мне понравилось отвечать на твои вопросы Слыш.

– А мне понравилось играть с Тигрёнком, и выбирать лишнюю картинку.

– Мне понравилось, что все хорошо отвечали и нас хвалили.

Логопед: Да ребята, вы все молодцы. Сегодня за занятие я с радостью даю вам каждому по лепестку для ваших волшебных ромашек успеха. Занятие законченно. Спасибо!