Цели:
Образовательные
- продолжить формировать умение: осознанно употреблять предлоги в устной речи, различать предлог и приставку, решать орфографические задачи, связанные с написанием предлогов и приставок;
- повторить изученные орфограммы.
Развивающие
- развивать орфографическую зоркость, внимание, память;
- развивать мыслительные операции анализа, синтеза, классификации;
- развитие речи.
Воспитательные
- воспитание положительной мотивации к учению;
- воспитание интереса к предмету;
- воспитание товарищества.
ХОД УРОКА
1) Организационный момент.
Учитель. Сейчас начинается урок русского языка. Это очень серьезный урок, надо на него настроиться, сконцентрировать внимание. Сделаем глубокий вдох, выдох. Потрем ладошки, разведем руки в стороны, почувствуем свою энергию, поднимем руки вверх, зарядимся положительной солнечной энергией, проводим ее через позвоночный столб. Оставим в себе все хорошее, позитивное, а все, что мешает, стряхнем в землю. Мысленно произнесем: “Я внимателен, у меня все получится”.
Садитесь, проверьте посадку, откройте тетради, запишите число.
2) Повторение изученного.
Трое ребят будут работать по карточкам, остальные вместе со мной.
Учитель. На доске записаны слова, прочитайте их про себя и подумайте, какое слово лишнее:
волос, весна, видный, взлет, вьюга, водичка, (В, в)ася
Дети. Слово видный – это имя прилагательное, а остальные слова – имена существительные.
Дети. Слово волос – в нем все согласные твердые, а в остальных есть согласные твердые и мягкие
Дети. Слово Вася – пишется с заглавной буквы, а остальные со строчной.
Дети. Слово водичка – есть ошибкоопасное сочетание ЧК, а в остальных словах нет.
Дети. Слово вьюга – в нем есть орфограмма разделительные знаки
Дети. Слово взлет – в составе этого слова есть приставка, а в остальных словах нет.
3) Минутка чистописания.
Учитель. На минутке чистописания мы будем писать 3 буквы, две являются проверяемыми безударными гласными в корнях слов, с которыми мы сейчас работали. Третья встречается в каждом из этих слов. Назовите эти буквы.
Дети. Сегодня мы будем писать букву е, она является проверяемой безударной гласной в слове весна (весны, вешний)
Дети. Сегодня мы будем писать букву о, она является проверяемой безударной гласной в слове водичка (воды, водный)
Дети. Мы будем писать букву в, она есть во всех словах написанных на доске.
Учитель. Определите порядок следования букв в этой цепочке:
ево оев вое
В этой цепочке поочередно пишутся три буквы: строчная е, строчная в, строчная о. В каждой ячейке последняя буква становится первой.
4) Постановка учебной задачи. Словарно-орфографическая работа.
Учитель Ребята, сегодня утром я нашла на своем столе необычную записку, ее содержание я вынесла на доску.
Дорогие ребята!
(По)могите, пожалуйста, мне (на)писать письмо бабушке. Она работает учителем (в)школе. Я должен писать (без)ошибок.
Незнайка
Один ученик читает текст на доске.
Учитель. Как вы думаете, какие трудности возникли у Незнайки?
Дети. Незнайка не знает правил правописания предлогов и приставок.
Учитель. Поможем ему решить эту орфографическую задачу. Предлагаю составить алгоритм действий и записать в виде блок-схемы. Ваша задача – ее закончить. Работать будем вместе.
Разрабатываем алгоритм
Учитель. Перед вами и у меня на доске незаконченный алгоритм. Познакомьтесь с тем, что уже в нем есть.
- Какое действие нужно выполнить первым? Прочитай слово
- Прочитайте в блок-схеме первый вопрос. Слово обозначает действие?
- Какие могут быть ответы на этот вопрос? Да или нет.
- Давайте подумаем, где мы расположим слово ДА – над левой или над правой стрелкой?
Если дети сказали – над правой стрелкой, то вывод: что же нужно записать в пустом окошке? Это приставка. Пишу со словом слитно.
Если появился вариант – над левой, то смотрим следующий блок – будет нужно пробовать вставлять вопрос или другое слово, если это слово обозначает действие? Нет. Следовательно, над левой стрелкой может быть только ответ – нет.
- Итак, мы выяснили, что слово ДА расположено справа, а НЕТ слева по стрелке. Решаем следующую задачу. /Если дети не пошли первым путем, то идем по нему сейчас, ДА справа, соответственно, какой вывод мы запишем в пустом окошке? Это приставка. Пишу со словом слитно/
- Теперь движемся по правой стрелке. Читаем следующий вопрос. Можно поставить вопрос или другое слово между данным словом и предполагаемым предлогом /приставкой/?
- Какие могут быть ответы на этот вопрос? ДА или НЕТ
- Решаем, где должен располагаться ответ ДА, на стрелке вправо или стрелке вниз? Если мы поставим ответ Да на стрелку вправо, будет правильным вывод, которому мы придем? Нет. Значит ответ Да нужно поместить на стрелке идущей вниз. Какой вывод должны записать в пустом блоке? Это предлог. Пишу со словом раздельно
Учитель. Молодцы! Заполните теперь собственные алгоритмы.
Закрепление
Учитель. Алгоритм составлен. Проверим, как он работает. Читаем записку Незнайки, раскрывая скобки.
Дети. Слово помогите – Слово обозначает действие? Да. Это приставка. Пишу со словом слитно.
Дети. Слово написать – Слово обозначает действие? Да. Это приставка. Пишу со словом слитно.
Дети. Слово обозначает действие? Нет. Можно поставить вопрос или другое слово между данным словом и предполагаемым предлогом (приставкой)? Да. В какой? Школе. Это предлог. Пишу со словом раздельно.
Учитель. Алгоритм проверен. Можно смело порекомендовать его Незнайке.
Физкультминутка.
Учитель. Ребята, я зачитываю слова, если это слово с приставкой, вы хлопаете в ладоши перед собой, если это слово с предлогом – подпрыгиваете один раз на месте.
Долить, до школы, подводный, подписал, под стулом, забегу, за домом, занес, забег, вышел, в доме.
Учитель. Ребята, а ведь в письме Незнайки есть слова с непроверяемой безударной гласной в корне, назовите их.
Ребята, работает, пожалуйста, учителем, без ошибок.
Учитель. Вы уверены, что Незнайка написал все эти слова правильно? Может быть, в написании каких-то слов вы сомневаетесь? Обратитесь к словарю в конце учебника, проверьте написание. Запишите все словарные слова в тетрадь, отмечая орфограммы.
Учитель. Молодцы. А теперь я предлагаю вам поработать с упр 31 из рабочей тетради Русский язык. Работаем в группах. Первое задание группе: определить последовательность действий при работе с упражнением, расположите действия по порядку.
- Читаем.
- Осознанно вставляем приставки и предлоги.
- Решаем орфографические задачи.
- Располагаем предложения по порядку.
- Читаем еще раз, осуществляя контроль.
- Выделяем приставки, обводим предлоги.
- Обозначаем части речи, к которым они относятся.
Учитель. Хорошо, порядок действий определен, работайте.
Учитель. Зачитываем получившийся текст. Называя добавленные приставки и предлоги и части речи, к которым они относятся.
Дети зачитывают свои варианты получившегося текста.
Учитель. Вы сегодня прекрасно поработали, это упражнение каждый выполнит дома самостоятельно. А сейчас я прошу вас взять свой листок личных достижений и продолжить заполнять его. Все ли действия мы отрабатывали сегодня? Обозначьте свои ощущения и оцените результат вашей работы. Если ваши ощущения и оценка результата работы, которые уже отмечены на предыдущих уроках, изменились, вы можете внести изменения ручкой с зеленой пастой.
Дети заполняют листки.
Учитель. Может быть, кто-то хочет поделиться своими ощущениями?
Кому было легко решать орфографические задачи, связанные с написанием предлогов? Кто доволен результатом своей работы?